Рефераты. Путин






p> Наряду с либеральным подходом к экономике (и ее месту в общем проекте реформирования России) Путин демонстрирует черты довольно традиционного государственника, что также имеет последствия для российской внешней политики. Логика действий нового президента, по-видимому, подразумевает первоочередное создание административного аппарата - орудия будущих реформ.
На это уйдет не менее полутора-двух лет, в течение которых главным делом
Путина будет не экономика, а политика. Борьба за укрепление реальной власти, а затем ее удержание может не только поглотить основные наличные силы, но и со временем превратиться в самодовлеющую задачу. Расчистка поля может оказаться важнее самого проекта, т.е. собственно созидания. В российской истории довольно примеров, когда сил хватало лишь для заточки инструментов, после чего содержание инструментов становилось самоцелью.
Государство, действительно, поначалу крепло, но затем, не будучи поддержанным процветающей экономикой и не уравновешенное институтами гражданского общества, деградировало и иногда распадалось. Кроме того, в российских условиях примат государства очень часто реализуется по формуле
"лес рубят - щепки летят". Некоторые «щепки», полетевшие уже в период правления Путина (методы «Антитеррора» в Чечне, «дело Бабицкого», история с
Гусинским), уже создали проблемы для достижения внешнеполитических целей нового президента. Пока что - количественные.

Впрочем, приведенные выше примеры свидетельствуют, что хотя основные направления внешней политики страны определяет именно президент, он, конечно, действует не в вакууме. При Ельцине внешняя политика делилась на две части - «царская», рассматривавшаяся долгое время через призму личных
(почти монарших) отношений российского президента с его коллегами из ведущих государств мира, и вся остальная. Последняя была поделена на зоны влияния и отчасти приватизирована отдельными профильными ведомствами и частными группами интересов. В отличие от Ельцина, Путин стремится к рецентрализации и формализации внешнеполитической деятельности. При этом, однако, он не может не учитывать сложившегося баланса интересов во внешнеполитической сфере. Пытаясь преодолеть местничество, президент выдвигает в качестве координирующего органа Совет безопасности, постепенно становящегося не только кризисным штабом, но и мастерской российской внешней политики. В принципе, это выглядит логично и оправданно, но есть риск, что в таком случае внешняя политика станет рассматриваться преимущественно через призму вопросов безопасности, (речь идет не только о мощной силе инерции, но и о том, что такой крен соответствует интересам ряда влиятельных игроков). Это, в свою очередь, неизбежно придет в противоречие с декларированной «экономизацией» генерального курса. Проблема аналогична известной максиме о том, что война - слишком серьезное дело, чтобы доверять ее генералам.

6. Итоги первых полутора лет у ''штурвала'' станы.

Внешнеполитические итоги первых полутора лет пребывания Путина у власти, естественно, не очень велики, но довольно показательны. За эти полтора года президент прошел проверку двумя испытаниями, имеющим важное значение для внешней политики. Речь идет о второй чеченской войне и о остро вставшей в последнее время проблеме мирового терроризма, неразрывно связанны с именем вначале премьера, а затем президента Путина.

Во-первых, Чечня для Путина - больше, чем Чечня. Речь в его представлении, по-видимому, идет о борьбе с широким наступлением исламского экстремизма от Алжира до Афганистана, от Косово до Киргизии, координируемым извне (тезис о «международном терроризме»). Уступка в Чечне может обернуться стратегическим поражением от Северного Кавказа до Центральной
Азии и привести к дестабилизации Поволжья.

Во-вторых, Путин сумел удержаться от соблазна использовать жесткую западную критику войны в Чечне для консолидации власти на национал- патриотической основе. Вместо этого он был предельно корректен в реакции на критику и беспредельно терпелив в отстаивании своей позиции. С самого начала отказавшись от конфронтации, он проявил устойчивость по отношению к западному давлению и западным советам. В то же время позиция того или иного правительства по отношению к действиям России в Чечне стала определяющей для формирования политики Москвы на соответствующем направлении. Не похоже, чтобы эта линия была Путину подсказана. Скорее всего, это личный выбор.

По отношению к странам Запада Путин выступает явным прагматиком, но отнюдь не странником, вечно шатающимся по оси восток-запад. Аккуратно отложена в сторону квазиидеология «многополярного мира». Президент негромко, но убедительно дал понять, что считает Россию европейской страной
(что опять-таки представляется глубоким личным убеждением, учитывая ленинградско-петербургское происхождение Путина). Именно Европа выдвигается на место потенциального стратегического партнера постимперской России.
Правда, речь пока идет лишь о самых общих намерениях, изменении погоды, но еще не климата.

В отношениях с Америкой Путин решает задачу-минимум: избежать конфронтации. Не только партнерство, но даже сколь-нибудь тесное сотрудничество отодвинулись далеко за горизонт, а в центре отношений, как во времена «холодной войны», доминируют проблемы безопасности которые стали особенно актуальны после ввода НАТО'вских войск в Афганистан. Пока что
Путин довольно умело разыграл имевшиеся у него карты: ратификация СНВ-2 и
ДВЗЯИ, инициатива по европейской ПРО ТВД, объявление о визите в Северную
Корею. В личном плане приезд Клинтона в Москву был явно полезен: Путин прошел кандидатский стаж для принятия в клуб руководителей «восьмерки», что, безусловно, является для него важной целью.

Сосредоточившись поначалу на отношениях с Западом и странами СНГ, Путин совсем не игнорирует восточное направление. Выступая как природный
«западник», а не диковинный евразиец, он не может позволить себе ни пренебрегать отношениями с Китаем, Японией, Индией, Кореей, ни склонять их к сплочению в рамках антизападной коалиции. Вероятно, Путин хорошо осознает значение Китая для международных отношений начала XXI века и - более конкретно - для будущего внутреннего развития и международного положения
России. Во всяком случае, идея совершить визит в Китай до прибытия на
Окинаву - не просто тактически удачное, но и стратегически значимое решение. Предстоящий визит в Пхеньян также имеет не только очевидный тактический смысл (повлиять на американские дебаты по НПРО), но и отражает более долгосрочное видение (перспективы корейского сближения и последующего объединения, в результате которого ситуация на восточных границах России существенно изменится). Путин идет на интенсивные контакты с Японией также, как представляется, не только для выхода из «красноярской ловушки», но с целью найти стратегическое решение проблем двусторонних отношений. В этом контексте Путин лучше, чем кто-либо другой, может по достоинству оценить стремление Японии стать для России «Германией на Востоке». Отношения с
Индией при новом президенте также переведены в основном в плоскость практических дел, а не геополитических проектов. Военно-техническое сотрудничество, взаимодействие в борьбе с терроризмом и исламским экстремизмом представляются наиболее перспективными направлениями.

Южное направление, в отличие от западного и восточного, рассматривается новым президентом как наиболее уязвимое и опасное. Наибольший риск при этом таит в себе развитие ситуации в Центральной Азии. Два визита Путина в
Узбекистан меньше чем за полгода - явное тому свидетельство. Москва явно готовится к отражению удара, активно консолидируя союзников и запугивая вероятных противников. Создается, однако, впечатление, что Путин и его команда, развивая тезис о международном характере вызова, с которым они встречаются на южном направлении, сами начинают верить в то, что основные проблемы на Северном Кавказе и в Центральной Азии импортированы извне.
Между тем это серьезная ошибка, которая может иметь трагические последствия. Ферганские «ваххабиты», как и дагестанские, - это прежде всего продукт развития конкретной социально-политической ситуации. Ракетно- бомбовые удары по Афганистану способны усугубить, но никак не улучшить положение.

Наконец, на постсоветском пространстве Москва при Путине впервые начинает последовательно защищать свои конкретные интересы. Она стремится избежать чрезмерной зависимости от транзитных стран, настаивает на выплате газовых долгов, консолидирует позицию российских участников на Каспии, отказывается от явно невыгодных положений соглашения о зоне свободной торговли, а также от безвизового режима поездок между странами СНГ. Создается впечатление, что главными российскими фигурами в отношениях с бывшими республиками СССР становятся газовики, нефтяники и борцы с международным терроризмом.

До сих пор Путин использовал, как говорили прежде, ельцинские «резервы».
Они еще не исчерпаны, но их массив довольно ограничен. Чем дальше, тем больше успех внешней политики Путина будет зависеть от того направления, в котором будет двигаться его «российский проект». Успехи в реформе экономики, управления, судебно-правовой системы создадут возможности для более результативной внешней политики, которая, в свою очередь, придаст реформам новый импульс. С другой стороны, неудача преобразований, которая почти наверняка будет сопровождаться репрессивной внутренней политикой, логично приведет к внешнеполитической изоляции и самоизоляции России.

Уже в ближайшей перспективе Путина ждет несколько международных испытаний, исход которых может серьезно повлиять на внешнеполитический курс
России и ее позиции в мире. Это - результативность политического урегулирования в Чечне; возможность приемлемого компромисса с США по всему комплексу проблем стратегической стабильности; кризис в Центральной Азии.
Пока президент проявил себя хорошим дипломатом. Вопрос в том, сумеет ли он вырасти до стратега.

Краткое описание внешней и внутренней политики президента РФ В.В. Путина
Интеллект полководца (архистратега):

- объединение страны;

- РФ - мировой финансово-политический лидер (фактически).
Ориентируется на исторические фигуры как на образец:

- Александр III;

- Петр I и т.п.
Распределение власти:

- президент должен обладать максимальным количеством власти, далее по нисходящей;

- любые попытки изменить распределение власти в пользу от президента будут нейтрализовываться;

- региональные лидеры рассматриваются как исполнители центральной власти, где промежуточным, вторым по значимости - это администрация, третьим - генерал-губернатор;

- Дума и Совет Федерации рассматриваются как образования, утверждающие
(разрабатывающие) удобные (необходимые) инструменты (законы).
Распределение рычагов воздействия:

- для народа - глава государства - сбалансированный лидер;

- для финансово-политических лидеров - обладатель информации, способной их скомпрометировать, уничтожить и являющейся рычагом их полного подчиненного положения первому лицу.
Особое место среднего бизнеса:

- максимальное развитие, как основной "кровеносной системы" страны.
Армия:

- профессионализация;

- отсутствие доминирующего рода войск;

- требование к быстрому реагированию по локализации и нейтрализации любых конфликтных ситуаций по всей территории РФ.
Финансовая база как накопительная система:

- запасы ценностей РФ (стратегические) должны иметь стабильную тенденцию к наращиванию;

- использование инвестиций в максимальной степени;

- при стимуляции и создании условий благосостояния людей требования к четкой (жесткой) работе налоговой системы (сборы) с одновременным повышением цен до реального уровня взаимоотношений между рядовым человеком и административной системой РФ (например: повышение пенсий, снижение налогов, но повышение цен на топливо, коммунальные услуги);

- абсолютная прозрачность всего финансового механизма как внутри РФ, так и за ее пределами;

- нейтрализация любых попыток выйти из-под контроля:

- уклонение от налогов;

- вывоз капиталов;

- любые другие способы сокрытия финансовых средств;

- возврат капиталов в РФ, вывезенных ранее (включая недвижимость);

- основа развития РФ - германский вариант восстановления в послевоенный период с адаптацией к российской специфике.
Усиление правоохранительных органов, в особенности служб безопасности.

Цель - повсеместное отслеживание работы системы как общего механизма по достижению финансово-политического лидерства РФ.

Критерий подходов - результативность по нахождению и использованию рычагов по управлению местного административного аппарата. Критерием к кадрам служб безопасности - морально-этические нормы в сумме с жестким давлением к проявлению неподчинения требованиям системы (не воруй, будь законопослушным налогоплательщиком и т.д.).
Общие положения:

Постоянно совершенствующаяся система с одновременным расширением эрудированности, накоплением информации, опыта - достижение недостижимого эталона. Цель - увековечивание себя в анналах истории (Кир, Цезарь, М.
Аврелий, Петр I и т.д.)

Постоянный самоанализ.

Нейтрализация любого очага угрозы по отношению к иерархии власти любыми методами.

Подпадание под влияние научного подхода, авторитета в сумме с реальным результатом от предлагаемой аргументируемой технологии достижения и высочайшими морально-этическими (христианскими) принципами носителя.

Значительное влияние на выработку принципиальных позиций как тактических, так и стратегических происходит в семье (жена).

8.Список используемой литературы

1. Газета "Московские новости" , 8 октября 1996 г

2. "Коммерсантъ-Daily", 14 сентября 1996 г

3. Электронная статья ''Обменный пункт Путина'' – http://byebye.narod.ru/article/article.html

4. Интернет-проект ''Антитеррор в России'' - http://www.master.cea.ru/terror/putin.shtml

5. Электронная версия журнала ''Русский Журнал'' - www.russ.ru/politics/articles/20000606_zemlyano.html

6. Статьи опубликованные на сайте WSO (World Security Organization) – www.wso.com
-----------------------
[1] газета "Московские новости" , 8 октября 1996 г.
[2] "Коммерсантъ-Daily" , 14 сентября 1996 г.
[3] "Коммерсантъ-Daily" , 14 сентября 1996 г.
[4] "Коммерсантъ-Daily", 14 сентября 1996 г.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.