Рефераты. Происхождение русской нации






Происхождение русской нации

Министерство Образования Российской Федерации

Новосибирский Государственный Технический Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине “       Политология ”

на тему:

 

Происхождение русской нации

 

 

 

 

 





Факультет:МТ

Группа:МЭ-21

Выполнила : Петрова И. В.

Проверил: Немзоров

Оценка:








Новосибирск 2002


СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение                                                                  2

2.Древнейшие сведения о славянах                      5

3.Славяне Восточной Европы в 6-7 вв.Анты        8

4.Восточныславяне накануне образования Древнерусского государства                                11

5.Неславянское население Восточной Европы и его взаимоотношения с восточными славянами          15

6.Образование древнерусской народности             20

7. Литература                                                             25











































 Русские сыграли огромную роль в историческом развитии народов Европы , во всемирной истории  , как свидетельствуют древнейшие письменные источники .

Они создали свое могущественное государство – Киевскую Русь , игравшее на  Востоке Европы ту же роль ,что на Западе государство Карла Великого . В годину нашествия Батыя Русь спасла Западную Европу от  «кровавого  болота монгольского рабства» (К.Маркс) .Став могущественной мировой морской державой  в результате войн и преобразований Петра I , Россия в следующем столетии вступила на путь революционной борьбы с самодержавием и крепостничеством , и настала пора , когда на арену борьбы с царизмом и капитализмом вышел русский рабочий класс .

              В процессе складывания новой исторической общности – советский народ- значение русского  народа  социалистической эпохи чрезвычайно велико . Советские люди – не «Иваны , не помнящие родства» . Нам дорого наше прошлое . Вот почему мы оглядываемся на исторический путь русского народа  , пройденный им в труде и борьбе и , прослеживая его ,

обращаемся к первым страницам русской истории . «Откуда есть пошла  Русская земля ,  кто в Киеве нача  первее княжити , и откуду  Русская земля стала есть» .

             «Откуда пошла Русская земля»- этот вопрос  интересовал первых русских летописцев , и этими словами начинается  наша древняя летопись «Повесть временных лет» . Первые русские летописцы  , известные нам , Никон , Иван ,Нестор , Сильвестр ,и безвестные творили свои  произведения на берегах Днепра –Славутича в Киеве , в Новгороде на берегу Волхова , и все они начинали повествование с того , «откуда Русская земля стала есть» .

              С чего же начинается история русского народа ? Прежде всего о самом понятии народ  . Термин народ перед нами выступает  в двояком значении . Говоря народ , мы часто под этим термином подразумеваем основную массу населения , трудящихся , трудовой люд ,составляющий большинство населения , говорящего на определенном языке и считающего себя единым этническим массивом .

              Есть и другое значение термина народ  ,  когда под ним подразумевается  какое-то определенное этническое образование :  русский народ , английский народ ,узбекский народ , корейский народ и т.д.

              Что же представляет собой понятие народ , когда мы употребляем его для обозначения какого-то этнического образования  ? Можно ли термин народ связать с какой-либо формой  этнического образования , которая различна на разных стадиях развития человеческого общества , и только с ней ,  с этой определенной формой  ;  или термин народ применим по отношению к различным формам и типам этнических объединений ?  Термин народ очень емкий и применим к самым различным формам этноса . Мы говорим русский народ и имеем в виду русских  времен Киевской Руси , времен былинного Владимира Красное Солнышко и летописного Владимира Мономаха .Мы говорим русский народ и имеем в виду русских людей  Московского государства , времен Дмитрия Пожарского  и Кузьмы Минина , Степана Разина и протопопа Аввакума . А между тем в первом случае речь идет о  древнерусской народности  , а во втором – о русской , или великорусской  , народности . Мы говорим о русском народе  времен Полтавской баталии и Бородинского боя ,  обороны Севастополя и героев Шипки , о русских времен  Пушкина  и Толстого  , Чехова и Горького , Ломоносова  и Менделеева , Попова и Яблочкова , Репина и Сурикова  , а русские люди той поры сложились в русскую нацию .Наконец ,  мы говорим о русском народе  социалистической эпохи , о русских нашего времени :  о Калинине и Кирове , Чапаеве  и Куйбышеве , Стаханове и Изотове , Папанине и Чкалове , Громове , Жукове и Матросове , Королеве и Курчатове , Гагарине и Титове .

                  А в этом случае речь идет о русской нации  эпохи социализма , о социалистической русской нации . Т.е. русский народ может быть приложим  и применяется к этническим образованиям  разного характера- древнерусской народности , русской , или великорусской , народности , русской нации эпохи капитализма ,  социалистической русской нации . Следовательно , понятием народ наука пользуется  для обозначения этнических образований  эпохи феодализма  , капитализма и социалистического общества .

                Но это понятие народ не распространяется  на  этнические общности , имевшие и имеющие место  до классового общества  , рабовладельческого  или феодального  . Понятие народ не может быть применимо по отношению к этническим общностям доклассового , первобытного общества . Это относится не только к первобытной орде  нижнего и среднего палеолита ,  но даже к племени – первой этнической общности  в истории человечества . К роду , к союзу племен , возникающему на последней ступени первобытного общества , понятие народ тоже неприменимо .

               Итак , говоря о начальном этапе  истории русского народа  , мы имеем в виду тот ее период , когда на смену  летописным  «племенам» , племенам восточных славян  «Повести временных лет»  приходит этническая общность  восточных славян  времен Киевской Руси , Древнерусского государства-древнерусская народность .  Поэтому и рассмотрение вопроса о происхождении русского народа мы должны начать с древнейшей истории славян , с выделения из массы славянского населения Европы  восточных славян и слияния их в новую  этническую общность  , характерную для эпохи феодализма , в единую древнерусскую народность , являвшуюся  предком всех трех восточнославянских народностей, а впоследствии  и наций –русской , или великорусской , украинской и белорусской .

                В 1954 г , когда вся наша страна отмечала 300-летие воссоединения Украины с Россией , были опубликованы тезисы , посвященные этой славной годовщине . В них подчеркивалось  : «Русский  , украинский и белорусский народы  ведут свое происхождение  из единого корня – древнерусской народности  , создавшей древнерусское государство –Киевскую Русь» . Далее в тезисах указывалось  :  «Постепенно из единой древнерусской народности образовались три братские народности – русская , украинская и белорусская   с присущими им особенностями языка , культуры и быта .  Несмотря на все исторические превратности   и великие испытания  , русский , украинский и белорусские народы сохранили и пронесли через века  сознание единства  происхождения  , близости языка и культуры , сознание общности своей судьбы»

               Древнерусская народность явилась тем этническим образованием восточных славян , которое возникло в период зарождения  и утверждение феодализма  , в эпоху возникновения государства  , в процессе  формирования расширявшим свою территорию , включая в состав Руси  неславянские этнические элементы . Этот процесс восходит к очень отдаленным временам  , когда еще не было письменных источников  , когда исследователь должен обращаться к данным языка ,  подвергнувшегося  тщательному исследованию  лингвиста , к вещественным памятникам , добытым кропотливым трудом  археолога, к данным антропологии . Поэтому закономерным является вопрос – какое содержание следует вкладывать  в понятие происхождение народа , в интересующем нас случае – происхождение русского народа  ?

                 Нельзя понимать под этим определением  какой-то этнический взрыв  , какое-то одноактное явление , которое , и только оно одно  , может и должно быть  названо «происхождением русского народа» .Если говорить не об исключениях   ,  а о закономерностях  развития этнических общностей  , то народ вечен  и не может ни «родиться» , ни «умереть» . У любого народа есть и свои предки , и свои потомки , существование которых выходит за хронологические рамки  «происхождения» , и , говоря о «происхождении русского народа» , мы понимаем не сравнительно ограниченный отрезок  времени в истории восточных славян , а все те этапы их этнического развития  , которые могут быть прослежены по любым видам дошедших до нас источников , и эти поиски не могут быть ограничены  ни   во времени , ни в пространстве .

               Говоря о происхождении  русского народа , о формировании древнерусской народности ,  мы не должны и не можем  ограничиваться узкими хронологическими рамками  . И поэтому нам надо начинать  с поисков древнейших сведений о славянах .


           Древнейшие сведения о славянах.              

     Прежде, чем привести данные, проливающие свет на древнейшие судьбы славянства , необходимо остановиться на некоторых общих принципах  , которые следует положить в основу изучения интересующих нас вопросов . В основе этнических принципов лежит ряд признаков ,  в том числе такие ,как материальная и духовная культура , быт , обычаи , традиции  и пр., наконец , сознание единства , но основой любого этнического образования  в первую очередь является язык  . Именно язык , а не культура  и не расовый тип является  важнейшим , определяющим  признаком этнической общности .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.