|
Приведем следующий документ и впоследствии попытаемся преподнести сравнительный анализ. Это договор об ограничении систем ПРО.
«СССР и США, ниже именуемые Сторонами, исходя из того, что ядерная война имела бы для всего человечества опустошительные последствия, учитывая, что эффективные меры по ограничению систем ПРО явились бы существенным фактором в деле сдерживания гонки СНВ и привели бы к уменьшению опасности возникновения войны с применением ядерного оружия,
исходя из того, что ограничение систем ПРО, а также некоторые согласованные меры в области ограничения СНВ способствовали бы созданию более благоприятных условий для последующих переговоров по ограничению стратегических вооружений,
учитывая свои обязательства по статье IV Договора о нераспространении ядерного оружия,
заявляя о своем намерении по возможности скорее достигнуть прекращения гонки ядерных вооружения и принять эффективные меры в направлении сокращения стратегических вооружений, ядерного разоружения и всеобщего и полного разоружения,
желая содействовать смягчению международной напряженности и укрепления доверия между государствами,
согласились о нижеследующем :
Статья I.
1. Каждая из Сторон обязуется ограничить системы ПРО и принять другие меры в соответствии с положениями настоящего Договора.
2. Каждая из сторон обязуется не развертывать системы ПРО на территории своей страны и не создавать основу для такой обороны, а также не развертывать системы ПРО отдельного района, кроме как предусмотрено в статье III настоящего Договора.
Статья II.
1. Для целей настоящего Договора системой ПРО является система для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета, состоящая в настоящее время из:
а) противоракет, являющихся ракетами-перехватчиками, созданными и развернутыми для выполнения функции в системе ПРО, или того типа, который испытан в целях ПРО;
b) пусковых установок противоракет, являющихся пусковыми установками, созданными и развернутыми для пуска противоракет;
с) радиолокационных станций ПРО (РЛС ПРО), являющихся РЛС, созданными и развернутыми для выполнения функций в системе ПРО, или того типа, который испытан в целях ПРО.
2. К компонентам системы ПРО, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи, относятся:
а) находящиеся в боевом составе;
b) находящиеся в стадии строительства;
с) находящиеся в стадии испытаний;
d) находящиеся в стадии капитального или текущего ремонта либо переоборудования;
e) законсервированные.
Статья III.
Каждая из Сторон обязуется не размещать системы ПРО или их компоненты, за исключением того, что:
а) в пределах одного района размещения системы ПРО радиусом 150 км с центром, находящимся в столице данной страны, Сторона может развертывать: 1) не более 100 пусковых установок противоракет и не более 100 противоракет на стартовых позициях и 2) радиолокационные станции ПРО в пределах не более 6 комплексов РЛС ПРО, причем площадь каждого комплекса имеет форму круга диаметром не более 3 км.
Статья V.
1. Каждая из Сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования.
2. Каждая из Сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать пусковые установки противорокет для пуска с каждой пусковой установки более одной противорокеты одновременно, не модифицировать развернутые пусковые установки для придания им такой способности, а также не создавать, не испытывать и не развертывать автоматические или полуавтоматические или иные аналогичные средства скоростного перезаряжания пусковых установок противоракет»[20].
Целесообразно было бы привести документ.
«Договор подписан в Москве 26 мая 1972 года. Вступил в силу 3 октября 1972 года.
Договор содержит конкретные ограничения систем ПРО СССР и США. В соответствии с договором (ст.3) каждой из сторон разрешается размещать системы ПРО только в 2-х районах: а) в пределах одного района радиусом 150 км с центром, находящимся в столице данной стороны; б) в пределах одного района ПРО радиусом 150 км от места, в котором расположены шахтные пусковые установки МБР. В каждом из этих районов предусматривается ограничение отдельных компонентов систем ПРО (числа пусковых установок противоракет и самих противоракет, числа и потенциала радиолокационных станций)
Участники договора обязуются не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования, а также пусковые установки для пуска более одной противоракеты одновременно и устройства для автоматического перезаряжения пусковых установок противоракет (ст.5).
Системы ПРО или их компоненты сверх количеств или вне зон, определенных договором, а также системы, запрещенные им, должны быть уничтожены либо демонтированы в течение возможно короткого согласования периода времени (ст.8).
СССР и США обязуются не передавать другим государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или ша компоненты, ограничиваемые договором (ст.9).
Выполнение договорных обязательств должно контролироваться национальными техническими средствами с соблюдением общепризнанных норм международного права.
Для содействия осуществлению положений договора предусмотрено создание Постоянной консультативной комиссии (ст.13).
В соответствии со статьей 11 договора СССР и США обязуются продолжить активные переговоры об ограничении СНВ»[21]
Договор является бессрочным, однако содержит положение о праве каждой из сторон выйти из него, если она решит, что связанные с содержанием договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы.
Таким образом, СССР и США в соответствии с Договором об ограничении систем ПРО обязались не развертывать системы ПРО на своей территории и ограничиться двумя комплексами ПРО и согласованным количеством пусковых установок ПРО. По протоколу к договору, подписанному СССР и США 3 июня 1974 года, Стороны согласились ограничиться наличием у них по одному такому комплексу. Договор по ПРО сопровождают согласованные и односторонние заявления, касающиеся понимания некоторых его положений.
2 комплекса ПРО в СССР располагались в районе Москвы и Ленинграда, в США – в Вашингтоне и Дакоте (база «Гранд Фокс»).
Договор ОСВ-1 обязывал стороны не увеличивать выше фиксированных пределов число стационарных установок пусковых и баллистических ракет на подводных лодках.
Эти документы тесно связаны между собой: СССР и США отказались от принципа «Щит и меч» когда против создания наступательных вооружений неизменно изобреталась система защиты.
При разработке указанных соглашений был успешно решен вопрос о контроле. Стороны согласились, что контроль за соблюдением положений соглашений будет осуществляться с помощью национальных технических средств, находящихся в их распоряжении. При этом они обязались не чинить помех и не применять преднамеренных мер маскировки, которые могли бы затруднить выполнение национальными техническими средствами их проверочных функций. Для содействия осуществлению целей и положений Договора по ПРО Стороны создали Постоянную консультативную комиссию, функции которой впоследствии были расширены.
2.2. ДОГОВОР ОСВ-2
После долгих и трудных переговоров Договор ОСВ-2 был подписан Джеймсом Картером и Л.И. Брежневым. Это произошло 18 июня 1979 года в Вене.
Статья 3, самая важная статья Договора, гласит:
«1....Каждая из сторон обязуется ограничить пусковые установки
МБР, пусковые установки БРПЛ, тяжелые бомбардировщики, а также БРВЗ суммарным количеством не превышающим 2400 единиц.
2. Каждая из Сторон обязуется ограничить с 1 января 1981 года СНВ, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, суммарным количеством, не превышающим 2250 единиц, и приступить к сокращениям тех вооружений, которые были бы на эту дату сверх этого суммарного количества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.