Рефераты. Проблемы освещения терактов на телевидении






В тот день практически у всех жителей планеты было ощущение, что началась война. Ничего не было ясно. Единственным источником оперативной информации стало телевидение и радио. Интернет не выдержал колоссального количества запросов: самые популярные информационные сайты мира выдавали пользователям сети лишь сообщения об ошибках в инфраструктуре, что, естественно, лишь усиливало панические настроения. В центре Москвы совершенно незнакомые люди встревожено делились друг с другом соображениями по поводу причин произошедшего.

Заоблачные рейтинги были у информационных телеканалов: людям не хватало информации, однако и журналисты были деморализованы случившимся. Внятных комментариев еще не было. Тем не менее, телевидение в очередной раз доказало, что оно является властителем дум. Взрыв негодования вызвали кадры ликования на улицах палестинских городов.

В 10:50 одна из двух башен ВТЦ обрушилась. Через 40 минут за ней последовала и вторая. От одного из символов Америки остались одни руины, которые погребли под собой тысячи людей.

После обрушения башен каналы вновь и вновь повторяли эти трагические кадры. В самом начале были показаны и люди, которые выпрыгивали из окон ВТЦ. Позднее, однако, телеканалы ввели внутреннюю цензуру и прекратили демонстрацию ужасных кадров. Лишь снова и снова на наших экранах возникали падающие башни, усугубляя ощущение безысходности и нагнетая чувство страха.

11 сентября открыло новую эпоху – в борьбе против международного терроризма мировое сообщество, объединенное под эгидой ООН, впервые в истории человечества начинает постепенно переходить к порядку, который политологи назвали «мировой внутренней политикой»[15].

Спустя год то же ощущение страха и неопределенности вернулось, когда 23-26 октября 2002 г. в Театральном центре на Дубровке в Москве террористы захватили заложников во время мюзикла «Норд-Ост». Лучше всех ощущения телезрителей тогда передал Е.Киселев в своей программе «Итоги»: «Нам говорили, что в Чечне все кончилось, а она оказалась на соседней улице»[16].

Спектакль начался как обычно, в 19 часов.[17] Мюзикл «Норд-Ост» до трагической среды пользовался популярностью, несмотря на то что шел больше года и зрительскую аудиторию у него пытались отвоевать Notre Dame de Paris и «Чикаго». Поэтому больше половины зала обычно бывала заполненной. И в тот раз билеты купили 711 человек.

В начале второго акта раздались непонятные крики и вслед за ними автоматные очереди. Удивленные зрители даже не испугались, предполагая, что это какой-то специальный трюк.

Несколько человек в масках, среди которых была и женщина в черной одежде, выскочили на сцену и закричали: «Что сидите? Не понимаете, что это не шутка! Лежать всем!». И стали стрелять поверх голов сидящих в зале. Люди послушно бросились на пол, а актеры, находившиеся за кулисами, успели скрыться в гримерных, расположенных на втором и третьем этажах здания. Тем временем остальные террористы заблокировали двери в зал. Примерно через час, когда здание уже было оцеплено силами МВД, ВВ и ФСБ в одном из окон появились люди. Семь актеров, находившиеся в гримерной третьего этажа, спустились по веревке, свитой из костюмов, на землю. Потом через заложницу Татьяну Солнышкину, концертмейстера «Норд-Оста», боевики передали требование: не штурмовать здание, иначе заложники будут уничтожены. Одновременно появилась информация, что террористы минируют стены здания.

О требованиях, выдвигаемых террористами, стало известно ночью. Один из заложников, позвонивший в студию НТВ с мобильного телефона, сообщил, что они требуют остановить войну в Чечне.

Все три дня крупнейшие телеканалы работали практически круглосуточно, регулярно выходя в эфир с экстренными выпусками новостей. Вся страна жила в режиме реального времени, от включения до включения. Террористы держали в заложниках 700 человек. Телевидение – всю страну.

Все закончилось 26 октября. По официальным данным, в результате операции по освобождению заложников погибли 119 человек. Лишь трое из них были застрелены боевиками[18].

С самого начала было ясно, что требование Мовсара Бараева прекратить войну в Чечне невыполнимо. Поэтому театральный центр с самого начало было решено брать штурмом. Уже через несколько часов после захвата террористы оказались в ловушке – спецназ блокировал театр с трех сторон и даже проник внутрь. Операция была неизбежной, власти ждали только удобного случая, чтобы дать команду на штурм.

Целый день после завершения операции, да и несколько дней после, телеканалы вновь и вновь транслировали трупы террористов, словно стремясь разозлить людей. Словно говоря: «Вот виновники вашего страха. Смотрите на них. Ненавидьте их». Снова и снова показывали автобусы, заполненные жертвами операции по освобождению заложников. Впоследствии в том числе и эти кадры стали причиной законодательной инициативы В.Комиссарова, который сразу после взрыва в московском метро 6 февраля 2004 года выступил с предложением запретить показ трупов на экране. К счастью, очередная инициатива по ограничению свободы СМИ не нашла поддержки у коллег парламентария. Инициатива была отклонена. Депутаты решили, что принятие подобных решений ограничительного характера – прерогатива журналистов и редакций СМИ.

На наш взгляд, эти четыре теракта перевернули восприятие людей. В эпоху всеобщего телевидения почти вся планета становится реальным свидетелем каждого крупного теракта. С каждым годом террористы проводят все более дерзкие и все более масштабные операции. И постепенно телезрители начали привыкать к новым реалиям. Реалиям террора в прямом эфире. Факты, изложенные в данной главе, помогут нам сформулировать принципы поведения журналистов в экстремальных ситуациях при освещении терактов.


Глава II. Нормативно-правовые акты, регулирующие поведение журналистов при освещении терактов

В данной главе мы рассмотрим основные нормативно-правовые акты, которые регулируют поведение журналистов при освещении терактов. К ним относятся федеральные законы о борьбе с терроризмом и о средствах массовой информации. Также нормы журналистской этики определены профессиональными кодексами.

Журналист, освещающий террористические акты, в своей деятельности прежде всего руководствуется положениями Конституции РФ, Закона «О СМИ» и Федерального Закона «О борьбе с терроризмом».

Тем не менее, основным критерием для журналиста должна служить его совесть (разумеется, если это не противоречит закону), поскольку ни один документ не в состоянии охватить всю палитру возможных жизненных ситуаций. Помочь журналисту сориентироваться в критических ситуациях призваны принципы профессиональной этики, зафиксированные в кодексах различных профессиональных объединений.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации гарантирует свободу массовой информации. Цензура запрещается. При этом Конституция гарантирует и неприкосновенность личной жизни, о чем следует помнить журналистам, рассказывая о жертвах терроризма, о лицах, подозреваемых в совершении или организации терактов и т.д. Также журналисту ни в коем случае нельзя забывать про презумпцию невиновности, зафиксированную в Конституции, и не подменять собой суды.

В Законе «О борьбе с терроризмом» оговаривается, что можно делать для информирования общественности о террористической акции и контртеррористической операции. При этом под террористическим актом (акцией) закон понимает «непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий»[19]. А контртеррористическая операция, согласно Закону, это «специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции».

Борьба с терроризмом в РФ основана на принципе минимальной огласки технических приемов и тактики проведения контртерористических операций. Все полномочия по регулированию действий журналистов находятся в руках руководителя оперативного штаба. Форму и объемы информирования общественности в случае теракта определяет также руководитель оперативного штаба или представитель штаба, ответственный за поддержание связи с общественностью.

При этом запрещено распространять информацию:

1)  способную затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

2)  служащую пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

3)  о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

Журналисту нельзя забывать, что одним из принципов борьбы с терроризмом, согласно Закону, является приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции, в том числе и права на неприкосновенность личной жизни.

Как уже отмечалось выше, никакие законы не в состоянии в полной мере урегулировать все возможные жизненные ситуации. Поэтому журналистские объединения на основе собственного опыта создают профессиональные этические кодексы. Приведем некоторые из них.

Согласно Хартии телерадиовещателей, журналисты соглашаются, что «результат исполнения профессионального долга зависит не только от совершенства законодательной базы, регулирующей отношения телерадиовещателей, властных структур и общества, но и от норм журналистской этики, диктующих самоограничения и устанавливающих грань дозволенного в публичном распространении материалов, способных нанести вред нравственному, физическому и психическому здоровью людей»[20].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.