Рефераты. Проблемы национальных меньшинств, проживающих в Курдском автономном районе






Постоянное упоминание Турции в контексте туркманского вопроса отнюдь не случайно: за политической активностью туркман зачастую действительно стоит Анкара, пытающаяся использовать туркман для усиления своего влияния в Курдистане. В туркманской среде интенсивно работают турецкие спецслужбы, главным образом, конечно же, собирая информацию о турецких курдских организациях – Рабочей партии Курдистана, Революционной партии Курдистана, Партии демократического решения Южного Курдистана и марксистских движениях «Кава», «Розчари», «Кок», «Тейкошин» и др. С этой целью турки создали в КАР Общество культуры и солидарности иракских туркман (сокращенно «Дарнак»).

Процесс политической вовлеченности Турции в туркманский вопрос заметно интенсифицировался в 1999–2002 гг. после ряда жалоб ИТФ в националистической турецкой прессе на отсутствие внятной политики Анкары по отношению к проблемам туркманской общины в КАР. Обработка туркманами турок усилилась после заключения Дж. Талабани и М. Барзани Вашингтонского соглашения в сентябре 1998 г., которое вызвало серьезное недовольство туркман, оказавшихся «за бортом» этих договоренностей (аналогичные чувства к Вашингтонскому соглашению питают и в самой Турции).

В настоящее время опека Анкары над туркманской общиной КАР имеет разные формы – от создания фактически турецких школ для туркман ифинансирования туркманских СМИ до поставки вооружений и помощи в подготовке собственных боевых отрядов. В феврале 2002 г., когда в администрации США активно муссировалась тема военной операции против Ирака, лидер Национальной партии иракских туркман (НПИТ) Джемаль Шан, выступая на 3-м съезде партии, призвал Турцию «защитить жизни и имущество туркман в случае взрыва ситуации в Ираке».

Произошедшее не без помощи турок обострение туркманского вопроса в иракском Курдистане в свою очередь вызвало широкую дискуссию об их судьбе в общественных кругах Турции, среди интеллигенции. Политолог Х.Т. Огузлу опубликовал исследование «Туркманы Ирака как фактор турецкой внешней политики». Появились предложения о создании Института исследований иракских туркман. Посол в отставке Юксек Сойлемез выступил на страницах газет с призывом к официальной Анкаре изучить экономические аспекты туркманского вопроса, которые, мол, до сих пор обходились Турцией стороной. По его мнению, иракские туркманы должны сыграть важную роль в восстановлении прежних масштабов турецко-иракской торговли, не меньшую по значимости, чем та, которую играют иракские курды в приграничной коммерции.

Именно с подачи Анкары тема туркманского анклава в иракском Курдистане зазвучала и за пределами региона. Делегация проповедующего эту идею Туркманского фронта была принята в декабре 2001 г. в Госдепартаменте США. Заместитель директора Центра предупредительных действий при Совете по международным отношениям (США) Д.Л. Филипс в своей статье в «Интернэшнл Геральд Трибюн» (от 16 мая 2002 г.) предложил следующее: «Создание федеративной демократической республики [в Ираке] является структурным решением, позволяющим одновременно обеспечить и озабоченности Турции, и устремления курдов. Соответственно, Ирак мог бы быть разделен на три анклава, одним из которых был бы Курдско-туркмано-ассирийский район на севере…».

При этом, по мнению, высказанному экс-премьер-министром Турции и главой «Партии Истинного пути» Т. Чиллер, поскольку «создание отдельного курдского государства противоречит турецким интересам, приемлемымпредставляется Туркмано-курдская федерация (так в тексте оригинала), которая оставалась бы в рамках единого Ирака, но чья территориальная целостность гарантировалась бы Турцией». «Любые решения по Северному Ираку должны включать туркман и курдов», утверждает Т. Чиллер.

Все это усиливает напряженность между туркманами и курдами, которая порой приводит к вспышкам насилия. В марте 1998 г. туркманские организации в Эрбиле подверглись нападениям и грабежам. Потребовалось вмешательство МИД Турции, чтобы остановить беспорядки. Более того, под давлением турок ДПК выплатила пострадавшим компенсации. В августе 1998 г. Эрбиль посетила делегация турецкой разведки во главе с генералом Э.М. Эрбаканом, которая, в частности, обсудила с туркманскими партиями план действий на случай новых нападений. Члены этих партий получили право отсылать семьи в Турцию в любое время.

Разногласия между курдами и туркманами возникли даже по поводу проведения похорон усопших. Стороны препятствуют захоронению на своих «национальных» кладбищах представителей другой этнической группы без специального разрешения своих политических структур (для Эрбиля это – ДПК и ИТФ). Проблема кроется в том, на каком языке будет выполнена надпись на могиле. Туркманы стараются использовать турецкий алфавит, курды пытаются запретить это, чтобы туркманские могилы не выделялись из общей массы. Тем, кто не согласен, приходится создавать отдельные кладбища, что весьма непросто.

В 1996–1998 гг. отношения между туркманскими организациями и ДПК были крайне напряженными. По указанию лидера ДПК М. Барзани на два года были высланы в Турцию председатели Национальной туркманской партии Ирака и Партии «Туркмен-эли» (вернулись в КАР осенью 1999 г.). Дополнительным источником раздражения служило то, что представители США, всякий раз посещая Курдистан, обещали деньги только курдам. Разрядить обстановку удалось лишь к осени 1998 г. В качестве жеста доброй воли ДПК дал разрешение на открытие в Эрбиле туркманского культурного центра.

В июле–августе 2000 г. вновь обострились отношения между партией М. Барзани и ИТФ, который обвинил ДПК в насильственных действиях против своих членов в Эрбиле с применением стрелкового оружия и гранатометов. Фронт обратился к «странам-гарантам безопасности КАР» (имеется в виду от режима С. Хусейна) с призывом срочно вмешаться для прекращения нападений курдов на туркман.

В свою очередь барзанисты выступили с критикой военного сотрудничества между ИТФ и Анкарой и дали понять, что напряженность вокруг фронта является следствием трений между различными течениями внутри этой организации, а не политики ДПК. Тем не менее Турция достаточно жестко отреагировала на эти события, устроив «разнос» М. Бар-зани в ходе его визита в Анкару в начале октября 2000 г. В дальнейшем тема «уважения прав» туркман в зоне ответственности ДПК стала практически традиционной в контактах турок с представителями этой партии.

1 октября 2001 г. служба безопасности эрбильской администрации (ДПК) закрыла офисы созданной незадолго до этого Туркманской организации студентов (TOC). Поводом стало отсутствие у TOC официальной регистрации. Несмотря на то, что эта организация имела достаточно радикальный характер, в протестах против «беззакония властей» приняли участие почти все туркманские партии и движения. Активнее всех выступили входящие в ИТФ Независимое туркманское движение, Национальная партия иракских туркман, «Туркмен-эли».

Вместе с тем на публике курдские лидеры традиционно выступают за гармоничное сосуществование курдов со всеми этническими меньшинствами КАР. Так, в речи на церемонии инаугурации трех новых ассирийских епископов личный представитель М. Барзани Фадель Мирани высоко отозвался об уровне «сотрудничества между различными религиозными (курсив автора) общинами, проживающими в Иракском Курдистане», и пообещал «и далее развивать существующую в КАР интеллектуальную и религиозную множественность».

Ассирийцам предоставлены места в администрации ДПК – 3 министерских портфеля в правительстве (министры финансов и промышленности и один государственный министр) и ряд чиновничьих должностей более скромного уровня. Существуют начальные школы с преподаванием на ассирийском языке. Стали выходить газеты и журналы, ассирийцам было предоставлено право отмечать свои религиозные праздники и объявлять выходные дни. Курдский спутниковый телеканал KTV регулярно посвящает им программы и передачи.

При региональной администрации в Эрбиле действует Туркманский департамент образования (отдельно от аналогичной структуры ИТФ), занимающийся вопросами преподавания в туркманских школах на родном языке. В середине 1990-х годов представитель туркманской общины занимал пост министра транспорта.

Ассирийский и туркманский вопросы в иракском Курдистане, имеющие пока патентный характер из-за наличия других сложных нерешенных проблем, таких как, например, будущее взаимоотношений между Багдадом и КАР, тем не менее, несет в себе большой взрывоопасный потенциал. Усиливает эту вероятность сохраняющаяся неурегулированность проблем между ДПК и ПСК, которой, в частности, уже попытались воспользоваться для «перекройки» внутриполитической карты Курдистана исламисты.

При этом в Багдаде не склонны рассматривать туркман и ассирийцев в качестве этнического «рычага сдерживания» курдских устремлений к абсолютному самоуправлению, с другой – они все больше воспринимаются курдами и отчасти иракским режимом в качестве «пятой колонны» Турции и стран Запада. Принимая во внимание, что в последнее время ассирийские партии усиливают давление на курдские администрации с целью максимального обеспечения национальных прав, а туркманские группировки и вовсе укрепляют свои вооруженные отряды и повышают боеспособность, нельзя исключать, что в недалеком будущем вокруг их требований автономии может возникнуть новый очаг напряженности и нестабильности на севере Ирака, в который, помимо Багдада и иракских курдских фракций, может оказаться втянутой и Турция.

курдский автономный администрация меньшинство



Список литературы

1.                 Аш-Шарк аль-Аусат, 28.12.1999.

2.                 Аль-Хаят, 12.12.1999; 06.02.2000.

3.                 Аль-Хаят, 23.03.2001.

4.                 Браяти, 10.02.2002.

5.                 Аш-Шарк аль-Аусат, 12.04.2000.

6.                 www.rferl.org/iraq-report/2002/01/l-l 10102.html.

7.                 www.rferl.org/iraq-report/2002/02/6–150202.html.

8.                 Iraqi Kurdistan Dispatch, 01.02.2002.

9.                 www.rferl.org/iraq-report/2001/10/32–051001.html.

10.            www.rferl.org/iraq-report/2002/01/3–250102.html.

11.            Хабат, 08.02.2002.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.