Но зачастую, даже при установившемся графике выборов, реальное выдвижение кандидата и создание избирательного штаба, происходит за 2-3 месяца до дня голосования. Это связано с несколькими причинами:
1. выбор избирательного округа;
2. незнание или неопределённость с основными, возможными конкурентами;
3. поиск политической, административной или финансовой поддержки;
4. нежелание кандидата заранее “раскрывать свои карты” и “наживать себе врагов”.
Первое что необходимо сделать для достижения реальной победы кандидата – это создание чёткого плана избирательной кампании. В противном случае, кампания превращается в череду спонтанных импровизаций, как правило, неудачных, поскольку соперники обычно оказываются лучше подготовленными.
В нашем случае план кампании должен сочетать в себе несколько общих элементов.
1. Анализ политической конъюнктуры и собственно избирательного округа с выявлением слабых, уязвимых мест кандидата и его сторонников и разработка стратегии кампании.
2. Составление графика кампании.
3. Подготовка программы (предвыборной платформы).
4. Создание структуры управления кампанией (формирование команды кандидата и штаб квартиры избирательного объединения).
5. Формирование бюджета кампании.
6. Разработка тактики кампании, включая методы работы с избирателями, пропагандистское обеспечение кампании, “медиатизацию” кандидата.[8]
Рассмотрим некоторые пункты более подробно.
Как уже было сказано ранее, реальная предвыборная кампания начинается за 2-3 месяца до дня голосования. Исходя из этого, можно представить примерный график работы штаба кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, который показан в приложении №1.
Также в приложении №2 показаны 2 основных варианта стратегии поведения в избирательной кампании и их возможные последствия. Они подходят как для работы штаба, так и для самого кандидата в его выступлениях и дебатах[9].
Подготовка программы кандидата и его предвыборной платформы, безусловно, важный шаг и требуют к себе определённого внимания, ведь в случае победы кандидата на выборах ему придётся отвечать за свои слова и обещания. Но в тоже время не стоит тратить на их разработку много сил времени и ресурсов. Это связано, прежде всего, с исконно российскими причинами голосования.
Истинно русский избиратель (в отличии, скажем, от электората Великобритании, где голосуют за кандидата представившего лучшую программу дальнейшего развития своей страны) обращает внимание на поведение кандидата и его харизму. Ярким примером чего могут служить общефедеральные выборы 1999 и 2000 годов, когда народ проголосовал за партию и президента, соответственно, не имеющих чётких политических программ развития России на ближайшие 4 года.
Всё, что было задумано, создано, наконец, проанализировано, всё это останется только на бумаге: если не будет создана сплочённая команда, где каждый бы не только знал, отвечал и умел бы делать своё дело; но, и стремился бы к победе кандидата всей своей душой, привносил бы в кампанию новые идеи разработки по своей тематике. В приложении №3 показан идеальный вариант построения команды кандидата на выборную должность местного уровня. На практике некоторые должности и подразделения очень часто объединяются.
Каждый член команды отвечает за свой круг работы и взаимодействует с остальными членами команды. Рассмотрим функции каждого из них.
· Руководитель кампании с помощником
1. разрабатывает и осуществляет стратегический замысел кампании,
2. координирует и направляет работу команды,
3. анализирует ситуацию и вносит оперативные коррективы в программу.
· Финансист – осуществляет сбор средств и их выделение.
· Ответственный за печатную продукцию – проводит рекламных мероприятий, работа со СМИ.
· Имеджмейкер – формирует соответствующий образ кандидата.
· Доверенные лица – действуют по поручению кандидата, при согласовании своих действий с руководителем кампании.
· Организатор – осуществляет подготовку и проведение всех мероприятий и акций.
· Теоретик – разрабатывает программу и осуществляет подготовку различных текстов.
Стоит также отметить, что в команде есть структуры, отвечающие за работу с полевиками – агитаторами и занимающиеся чёрным “PRом”. Работа проходит в довольно сжатые сроки, поэтому зачастую при формировании штаба очень часто не хватает сотрудников, происходит совмещение двух или нескольких должностей одним человеком, не хватает времени для подготовки и написания полной и чёткой социально-демографической карты округа
Все эти факты влияют на создание и исполнение стратегического плана кампании.
И последнее, но не менее важное – это разработка тактики кампании. Под разработкой тактики кампании подразумевается процесс рождения действий, шагов и элементов будущей кампании из огромного массива информации, грамотного её анализа, и всё это на базе найденных концепций, взращенных стратегий и стратегического планирования в целом.[10] Тактическая часть плана должна описать, как будут реализовываться стратегические задачи, учитывать все контакты с избирателями, предвидеть затраты на кампанию. Она также должна детально описывать - когда и какие конкретные шаги предстоит сделать. Тактика – это распределение всех ресурсов.
Если говорить, в общем, то выборы депутатов местных органов самоуправления имеют ряд особенностей.
Во-первых, это один из самых низких уровней выборов представителей власти населением. Поэтому суммы, которые уходят на избирательные кампании кандидатов, довольно малы. Выборы получают меньшую огласку и избиратели, порой узнают за неделю до выборов, что скоро нужно избирать депутата местной Думы. Явка электората не всегда превышает необходимый барьер, поэтому выборы депутатов местного самоуправления часто совмещают с более высокими и соответственно широко разрекламированными выборами крупных государственных политиков. Если же говорить о густонаселённых районах крупных городов, то добавляется ещё несколько проблем. Это незнание рядовым избирателем кто баллотируется по его округу и поэтому он узнаёт имена кандидатов на пост депутата местного самоуправления только в момент голосования.
Все перечисленные выше причины влияют на проведение предвыборных кампаний на низовом уровне. Задача избирательных штабов сделать за короткий промежуток времени легко узнаваемым лицо и фамилию кандидата, а также убедить электорат, что выбрать необходимо только их кандидата. Зачастую в ход идёт все, что только может позволить себе избирательный штаб и её руководитель. “Грязные технологии”, “чёрный PR”, и много других эпитетов слышно из уст работников конкурирующих штабов. Важно также отметить и обеспеченность предвыборных штабов профессиональными кадрами. Очень часто встречаются случаи, когда люди занимаются работой в этих штабах не понимая того, что они делают. Агитируют за кандидата студенты и школьники, которым абсолютно неинтересно выиграет ли их кандидат, им важно лишь одно – деньги. Профессиональные технологи говорят, что на выборах такого уровня, всегда стараются победить “нахрапом”, применяя все доступные методы и технологии за довольно короткий промежуток времени, что, конечно, сильно влияет на ход голосования. Большое количество избирателей или совсем игнорируют выборы, или голосуют против всех кандидатов.
§1 Характеристика избирательного округа № 12.
Теперь рассмотрим на примере выборов депутатов Пермской городской Думы 3 созыва по округу № 12 применение избирательных технологий.
На основании решения Пермской городской Думы 2 созыва, округ №12 снова претерпел территориальные изменения. Теперь в него входят часть Ленинского района и часть Дзержинского, Численность избирателей - 30629. Месторасположение окружной избирательной комиссии - администрация Ленинского района (ул. Кирова, д. 57).
Состав избирательного округа №12:
Часть Дзержинского района: ул. Большевистская (157 - 171 - нечет. ст., 196 - 220 - чет. ст.), ул. Кирова (224, 226), ул. Коммунистическая (60 - 84 - чет. ст., 97 - 111 - нечет. ст., 119, 119а), ул. Крисанова (3 - 63 - нечет. ст.), ул. Ленина (57 - 87 - нечет. ст., 84 - 102 - чет. ст.), ул. Луначарского (128 - 134 - чет. ст., 131 - 135 - нечет. ст), ул. Окулова (57 - 69), ул. Орджоникидзе (117 - 185 - нечет. ст., 132 - 154 - чет. ст.), ул. Плеханова (1 - 41а), ул. Подгорная (30 - 70 - чет. ст.), ул. Пушкина (127а - 137 - нечет. ст.), ул. Решетникова (15, 24, 70), ул. Советская (128 - 156 - чет. ст., 165 - 173 - нечет. ст.), ул. Толмачева, ул. Хохрякова, проезд Якуба Коласа.
Часть Ленинского района: ул. Александра Матросова, пер. Баковый, ул. Большевистская (119 - 145 - нечет.ст., 166 - 190 - чет.ст.), ул. Борчанинова, ул. Кирова (153 - 163а - нечет. ст., 124 - 160 - чет. ст.), ул. Коммунистическая (77 - 93 - нечет. ст.), шоссе Космонавтов (8 - 24 - чет. ст.), ул. Крисанова (6 - 26б - чет. ст.), ул. Крылова (7, 9, 18 - 30 - чет. ст.), ул. Ленина (72а - 82 - чет. ст.), ул. Луначарского (97а - 105 - нечет. ст., 80 - 96 - чет. ст.), ул. Окулова (19 - 39 - нечет. ст., 18 - 40а - чет. ст.), ул. Орджоникидзе (87 - 101б - нечет. ст., 40 - 96 - чет. ст.), ул. Подгорная (45 - 73 - нечет. ст., 10), ул. Попова (1, 18, 18а, 23, 55, 55а, 57), ул. Пушкина (89 - 125 - нечет. ст., 108 - 116в - чет. ст.), ул. Свердловская, ул. Советская (94), пер. Узенький, ул. Эпроновская.[11]
Социально-политический портрет избирательного округа №12:
Большое влияние оказывает наличие в округе ряда общественно-политических, научных и культурных центров не только города Перми, но и области. Очень грамотный и активный электорат, которого довольно сложно обмануть и “подкупить” использовав разные технологические приёмы проведения избирательных кампаний. Жители округа особенно той его части, которая находиться в Ленинском районе не только проявляют интерес к политической жизни города, но и стремятся регулярно получать общественно-политическую информацию. “Избиратель голосует умом, выбирая кандидата по личным качествам и уровню предвыборной агитации”[12]. Высокий социальный статус многих жителей округа и материальное положение часто контрастирует с бедственным положением пенсионеров, ветеранов и жителями старых, обветшавших “развалюх”. По утверждению депутата Пермской городской Думы Слаутиной Г.М.:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6