Рефераты. Предпринимательство в России на примере Читинской области
Конституционно
запрещена экономическая деятельность, направленная на монополизацию и
недобросовестную конкуренцию, при этом в гражданском законодательстве раскрывается
характер и содержание недобросовестной конкуренции в сфере предпринимательства.
Закон закрепляет равные и справедливые условия предпринимательства для участников
гражданского оборота. Государство не вправе предоставлять кому-либо исключительные
или преимущественные права для занятия любой экономической деятельностью.
Экономическая
свобода несовместима как с анархией, так с монополизмом. Запрещается
злоупотреблять господствующим положением на рынке, заключать соглашения,
направленные на раздел рынков, установление монопольных цен, дискриминацию конкуренции.
Законоположениями предусмотрено принудительное разделение крупных предприятий-монополистов,
если их доминирующее положение на рынке существенно ограничивает конкуренцию.
Далее, к предприятиям-монополистам могут быть применены меры государственного
регулирования цен, установления предельного уровня рентабельности и т.д.
Государственная промышленная политика предполагает сохранение в процессе демонополизации
единых производственно-технических комплексов, что требует вместе с глубоким
экономическим обоснованием учета всего разнообразия факторов демонополизации.
На первом этапе
реформ, как в силу нечеткости общественных преобразований, так и вследствие
поспешности самих реформ, переход к рынку не был обеспечен необходимым
законоположениями, чем был нарушен принцип законодательного, притом
опережающего обеспечения тех или иных преобразований. Законы о регулировании
рынка ценных бумаг, об акционерных обществах, об инвестициях и т.д. были
приняты в условиях, когда шли интенсивные процессы приватизации,
акционирования, формирования финансовых структур, а тем самым развитие
предпринимательства не получало должного, эффективного нормативно-правового
регулирования. Законоположения не только закрепляют экономические, социальные и
другие потребности и реалии жизни в качестве правовых, нормативно установленных
предписаний государства, но и формируют механизм их реализации, обеспечивая тем
самым возрастание организующей роли права.
Нормативно-правовая
система в условиях рынка все больше ориентируется на стимулирование
хозяйственной и социальной деятельности, а тем самым – и на развитие саморегуляции,
о чем свидетельствуют законы о поддержке среднего и малого бизнеса, крестьянских
(фермерских) хозяйств и т.д. Наряду с разработкой федеральной и региональных программ
государственной поддержки малого предпринимательства законоположениями закреплены
правовые основы и меры по дальнейшему его развитию. Это – утверждение малых
предприятий и предпринимателей как полноправных субъектов рыночной системы хозяйствования,
обеспечение доступа к финансовым, кредитным и материальным ресурсам в объемах и
на условиях, необходимых для развития малого предпринимательства, производственно-технологическая
поддержка малого бизнеса, развитие сети субъектов предпринимательства,
отвечающих интересам формирования рациональной структуры экономики России и ее
регионов. Наряду с этим определены приоритеты развития предпринимательства в
сфере производства и переработки сельхозпродукции, изготовления товаров народного
потребления и лекарств, строительство и осуществление инновационной
деятельности с предоставлением налоговых и иных льгот в этих отраслях
предпринимательства.
Законодательство
выходит на новые рубежи – от запретительных к нормам регулятивного характера с
тем, чтобы обеспечить экономическую свободу, известный баланс интересов
различных субъектов права. И в этом отношении заслуживает внимания законодательство,
закрепляющее интеграцию интересов граждан, организаций и общества в целом.
Закон предписывает возместить собственнику в полном объеме ущерб, причиненный
кем-либо вследствие злоупотребления своим положением, использования
недобросовестных методов предпринимательства и совершения иных действий,
ущемляющих права и охраняемые законом интересы других лиц. Деятельность
предпринимателя, нарушающего правила предпринимательской деятельности, в
результате которой причинен вред правам и интересам граждан и государству либо
создана угроза причинения такого вреда, может быть приостановлена до устранения
допущенных нарушений. Вместе с законными интересами предпринимателей охраняются
интересы других лиц, устои нравственности и правопорядка.
Законоположения
через систему гражданско-правовых сделок - биржевых, посредничества, лизинга,
факторинга и т.д. – существенно расширяют инструментарий договорного права,
укрепляют устойчивость, надежность и авторитет договорно-хозяйственных
отношений, а вместе с закреплением самостоятельности и ответственность
контрагентов за результаты хозяйствования. Участники гражданских правоотношений
предполагаются добросовестными исполнителями прав и обязанностей, а
следовательно, кредитор обязан доказать факт ненадлежащего исполнения должником
обязательств, наличия убытков и причинную связь между ущербом и фактором
правонарушения. Когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от
того, осуществились ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и
добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Закреплена
наряду с этим презумпция вины нарушителя гражданско-правовых обязательств, в
связи с чем кредитор (потерпевший) не обязан доказывать вину правонарушителя.
Механизм
обеспечения реализации закона представляет собою комплекс
социально-экономических, организационно-управленческих, юридических, а в
известной мере и идеологических, социально-психологических средств,
направленных на эффективное, реальное действие закона. Здесь выделяется прежде
всего материально-техническое обеспечение предпринимательства (приобретение
земельных участков, предоставление кредитов и т.д.), что не исключает подчас и
отсутствия всех необходимых ресурсов для законодательных новаций, а тем самым
не создаются и условия для реализации предоставленных прав. Серьезным
препятствием для предпринимательства в этой области остаются бюрократизм и
коррупция в аппаратах администрации. Эффективность и реальность законов
значительно возрастает посредством формирования юридического механизма
реализации закона (издание законов прямого регулирующего действия, определение
порядка, условий и гарантий осуществления прав и обязанностей, создание системы
социально-правового контроля).[6]
Предпринимательство,
как и государственное его регулирование, включает в качестве важнейшей,
неотъемлемой части налогообложения. Законодательство о налогах закрепляет
принципы налогообложения, систему налогов и порядок их взимания,
взаимоотношения предпринимателей - налогоплательщиков с налоговой службой.
Основополагающим является Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля
1998г., но действует целый ряд законов РФ – «Об основах налоговой системы в
Российской Федерации» от 27 декабря 1991г., «О государственной налоговой
службе», Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995г., «О
федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993г.
Законодательство
Российской Федерации содействует освоению новых отношений рынка и в области
труда, исходя из конституционного закрепления отношений социального
партнерства, свободы труда, социальной защиты населения. Эта область
законодательства включает: систему норм, направленных на достижение
высокопроизводительного, эффективного труда; расширение договорных начал в
регулировании трудовых отношений; обеспечение социальной защиты граждан в
условиях рынка; согласование противоречивых интересов работодателей и наемных
работников. Наряду с Законом РФ от 25 сентября 1992г., значительно обновившим
КЗоТ РСФСР 1971г, важнейшим является пакет законов – о занятости населения
1996г, о коллективных договорах и соглашениях 1992г., об охране труда 1993г., о
порядке разрешения коллективных трудовых споров и целый ряд других.
Совершенствование
правовой системы РФ настоятельно требует дальнейшего обновления трудового
законодательства, соответствующего перспективам развития гражданского общества,
реалиям рыночной экономики, основополагающим принципам международного права
(декларациям, решениям и конвенциям ООН и МОТ). Главным является принятие
нового трудового кодекса РФ. С разработкой концепции такого обновления, закрепляющей
качественно новый уровень признания, соблюдения и защиты прав человека, будет
доминировать и механизм социально- правового регулирования, обеспечивающий как
свободу, интересы и потребности предпринимательства, так и систему
государственно-правовых гарантий граждан в сфере труда.
Конституционной
основой Российского государства является сохранение его целостности, в связи с
чем закрепляется единство экономического пространства на всей территории России.
Установление правовых основ единого рынка Конституция РФ относит к ведению
Федерации. Характерным является и развитие законотворческой деятельности
субъектов Федерации в сферах как исключительной компетенции, так и их
совместного ведения с Федерацией.[7]
2.3
ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Объем прав,
пределы обязанностей и уровень ответственности – вот что в первую очередь
интересует (должно интересовать) предпринимателя, как начинающего, так и практикующего
достаточно длительный период времени. Все это концентрируется в понятии «статус
предпринимателя».
Статус
предпринимателя закрепляется за ним при государственной регистрации в качестве
субъекта предпринимательского процесса. Сам факт государственной регистрации и
есть получение статуса, т.е. приобретения дополнительного (по сравнению с
общегражданскими правами и свободами) правового пространства.
Существует две
формы правового статуса предпринимателя - индивидуальный предприниматель и
юридическое лицо (таблица №9).
Таблица:
№9
Предприниматель