Рефераты. Предмет и перспективы национальной политики






Экономически стабильная база развития является основой развития национальных и межнациональных процессов. Поэтому реформирование многонационального общества невозможно успешно осуществлять без учета, с одной стороны, этнонациональной специфики хозяйства, быта и психологии конкретных национальностей, а с другой стороны, без предвидения особенностей отражения реформ на жизнедеятельности и самочувствии народов. Межнациональные конфликты почти никогда невозможно ограничить рамками только конфликтующих национальностей. Взрывная волна межнационального конфликта распространяется в разные стороны. И попытки органов власти решить проблему, снять конфликт без соответствующей работы всех общественных движений региона, всего гражданского общества, как правило, обречены на провал.

Национальная политика в условиях демократии предполагает чуткое понимание политиками самобытности и самочувствия каждого народа, каждой культуры, каждого языка с их историей и традициями, бытом и психологией, ориентациями и социальным выбором. Национальная политика - это учет всех сложных переплетений самобытности в жизнедеятельности и общении народов в едином государстве, это стимулирование общегосударственных, взаимосохраняющих, взаиморазвивающих форм жизнедеятельности гражданского общества, государства.

Главный предмет национальной политики - это гармоничное сочетание индивидуальных и коллективных этнонациональных прав личности в обществе.

Украинское государство в современных условиях выразило свое стремление к демократизации процессов национального и межнационального развития, всей системы национальной политики, жизнедеятельности гражданского общества и государства в сфере национальных отношений. Эти стремления отражены в Конституции Украины, которая закрепила равенство всех наций, возможность использования родного им языка, право на этническую самобытность и другие демократические свободы.

Но в новых условиях демократия истолковывается как господство стихии, беззакония, в лидеры национальных движений зачастую пробиваются люди анархического поведения, пренебрегающие законами и нормами морали, с криминальным прошлым. Органы же власти находятся в состоянии бесконечных выборов. В результате в "лидерах" национальных движений оказываются люди, которые со временем претендуют на власть. Все это в итоге, как показали события в Чечне, приводит к трагическим последствиям в государстве.

Особо провоцирующую роль в межнациональных отношениях, как ни парадоксально, сыграли правоохранительные и силовые структуры, которые не только оказались не способными защитить права и свободы человека и национальностей, но и сами являются одними из главных нарушителей этих прав и свобод. Зачастую это происходит на фоне опасных заигрываний власти с разного рода самозваными лидерами национальных движений и при полном пренебрежении теми и другими элементарных прав людей всех национальностей.

В этих условиях общество при любых усилиях государства не сможет быть ограничено от межнациональных конфликтов. Здесь прямая связь с легитимностью власти, в смысле постоянной связи с людьми, гарантированной защиты их прав и свобод со стороны соответствующих органов власти. Подготовка кадров правоохранительных органов и силовых структур в этом плане не ведется. Неспособность государства защитить права и свободы граждан, равнодушие органов власти к этим проблемам является причиной возникновения в обществе различного рода вооруженных формирований, открыто заявляющих о защите прав "своей" национальности. Впоследствии возникают десятки подобного рода формирований по защите своих бандитов, а не народа. И это все налицо во многих государствах мира, не только на Кавказе. На Кавказе это все происходит более явно, с эмоциональным всплеском. В результате действия подобных факторов искажена система национальных отношений. Складывается впечатление, что тот и вождь, кто больше по численности соберет отряд. Кроме того, любое выступление подобных групп истолковывается как выступление национальных движений. И тогда начинается заигрывание официальных органов власти с лидерами банд, благодаря чему обеспечивается их легализация, их вхождение во власть, соответственно происходит слияние криминальных и властных структур. Органы власти так и не научились работать с национальными движениями, оказывать на них влияние, устанавливать с ними прямой диалог, минуя разного рода лидеров и вождей. Искаженная власть порождает беззаконие, дискредитирует право и мораль, разлагает гражданское общество, в котором невозможно и нормальное развитие, и взаимодействие народов, их культур. Межнациональные конфликты и национальный сепаратизм - это лишь формы протеста, а причины своими корнями уходят в суть сложившихся в мире общественных отношений.

В политическом, многонациональном обществе, каковым является современный мир, объективно существует целый ряд объективных и субъективных факторов, которые могут вызвать противоречия и конфликты по этническому признаку. Надо сказать, что в целом этнонациональный фактор особо взбудоражен и чувствителен в условиях нестабильности и кризисов. Точнее сказать, в этих условиях возрастает активность политических сил, которые в своих корыстных целях используют конфликтный потенциал этнического фактора. "Национальные интересы", о которых пекутся разного рода кланы и лидеры, редко совпадают по своей сути с истинно национальными интересами народов. При этом надо обратить внимание на то, что изначально конфликтогенный характер этническому фактору, как часто делается, приписывать ни в коем случае нельзя.

Тут многое зависит от состояния и характера взаимодействия целого ряда моментов. И надо учитывать, что в развитии наций и межнациональных отношений на политическом уровне большое место занимают символы, условности, стереотипы, престижные или непрестижные, в понимании конкретных этносов. Порой они даже не зависят от состояния наций и национальных отношений, экономики или культуры. Отсюда и трудности в достижении компромиссов в разрешении межнациональных конфликтов.

Именно иррациональность позволяет этническим конфликтам быть наиболее ожесточенными и трудноразрешимыми из всех других видов социальных конфликтов. Но это не дает повода для отрицания национальностей, пренебрежительного отношения к их интересам в деятельности государства и общества. Главное в этнонациональной политике - это учет, согласование и реализация на практике, как потребностей, так и возможностей не только национального, но и межнационального, интеграционного развития. Почему-то, когда говорят об этнонациональной политике, упускают эту интеграционную сторону развития наций и межнациональных отношений. Она содержит в себе огромный потенциал и играет немалую роль в развитии этносов. Этнонациональная политика может и должна способствовать реализации этого потенциала. Поэтому важно вычленить как социально-экономическую, политическую, так и этнокультурную составляющие этнонациональных процессов и политики. В каждой из этих составляющих есть конфликтонесущие и интегративно-созидательные моменты как национального, так и межнационального развития. В последнее время активизировались попытки свести содержание этнонационального фактора, более того, и всей этнонациональной политики к учету этнокультурных запросов народов и соответствующих прав отдельных людей. Желание свести влияние этнонационального фактора к культурным запросам и тем самым отмахнуться от проблем развития и интеграционного взаимодействия народов не позволяет уловить всю гамму, составляющую содержание этого фактора, и проводить соответствующую политику, которая была бы способна охватить эту сложнейшую гамму отношений. Еще менее убедительна и менее продуктивна попытка политизировать этнонациональный фактор. Отражение его истинного содержания в политике в данном случае еще меньше. Вместо этого нужно обеспечивать социально-экономический фундамент нормального, вмонтированного в общественную систему, этнонационального фактора, ибо его корни лежат:

1.      в экономике и социально-культурном самочувствии людей и их общностей;

2.      разработке и проведении эффективной духовно-нравственной политики, в которой есть место для учета и, главное, удовлетворения всей мозаики национально-культурных потребностей;

3.      точном учете меры политического лоббирования развитием национального фактора, в т.ч. и в распределении власти в соответствии с интересами его благополучного включения в систему политических отношений. И, наконец, важно уйти от изменений политизации этнонационального фактора в угоду корыстным интересам политических групп и кланов.

Учитывая, что сотни миллионов людей по всему миру наследуют несколько национальных и религиозных традиций, необходима политика поощрения межнационального и межрелигиозного диалога, нужны решительные меры защиты национального и религиозного достоинства и равноправия, создание всех необходимых условий для возможности каждого осваивать и развивать свои национальные и религиозные традиции, вести традиционный образ жизни своего народа.

Этнонациональная политика должна быть направлена на раскрытие и использование всего созидательного потенциала самобытного развития и всестороннего сотрудничества народов страны. Важно, чтобы этнонациональный фактор не использовался в политической мобилизации масс для борьбы за захват власти и собственности от имени народа отдельными группами и кланами. Но несправедливо при этом изначально приписывать национальностям и национально-государственным образованиям конфликтогенность. Даже ведущие специалисты-этнологи считают, что все проблемы в данной сфере обусловлены не объективными этнонациональными процессами, а "саморазрушительной доктриной жесткого деления граждан на "нации" по этническому признаку, что определяет отчасти государственное устройство". В этом случае будоражатся и чувства кастности у национальностей, которые уже имеют эти образования, опасность их ликвидации.

И в одном, и в другом случаях - это лишь символы, а они в сфере национальных отношений имеют особое значение.

Но попытка избавиться от них, думая, что они лишь миф, идеология, тоже крайне опасна. Такие попытки были при царском самодержавии, в Советском Союзе. И это лишь взорвало национальное самосознание и привело его к национализму и сепаратизму. Дважды раскол и развал страны в ХХ в. произошел не потому, что нации-этносы есть миф, а есть самая жесткая реальность. Требования ликвидации наций-этносов и утверждения наций, политических в этих условиях - есть, по сути, разрушительная идея. Если даже и идти к идее политической нации, то делать это надо лишь путем обеспечения величайшего уважения и гарантий сохранности основных атрибутов наций-этносов. Политическая нация прошлого действительно формировалась путем насыщенной ассимиляции и даже уничтожения наций этнических. Идти этим путем в конце ХХ в. - значит, проявлять идеи национальной дискриминации и даже геноцида.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.