46. Политическое сознание: определение понятия, сущность, структура и уровни.
Полит культура в ключ. в кач-ве своего неотъемлемого эл-та полит. сознание (ПС). ПС возник. с появлен. гос-ва и полит. системы общ-ва. ПС – сфера общ-ого сознания, образуемая совокупностью соц. чувств, представлений, взглядов, отражающих реальные полит. отношений и вместе с тем составл-щих их неотъемлемую сторону. Типы сознания: индивидуальное, общ-нное, коллективное, специализированное (идеологическое), массовое. Коллективные, общ-нные чувства, представления и взгляды не сущ-ют вне индивидуал. сознания. Они реализуються в индивидуальн. помыслах, видениях, полит. реальности, в фактич. деят-ти отд. граждан. Индивидуал. полит. чувства и воззрения обретают социал. звучание, если они одухотворяются общ-нно значимым смыслом, отражают интересы соц. групп. Содержание, формы и типы ПС опр-ся господствующ. полит. системами. ПС – органич. часть политич. деят-ти. Черты ПС: 1) Конкретно-историч. хар-р (напр., полит. понятие свободы – общечеловеч. достижение, а не истина какого-то одного класса). 2) Динамичность, изменчивость, что связано со спецификой полит. бытия. 3) Массовость – наиболее быстро реагирует на все возникающие в общ-ве соц.-экономич. противоречия и конфликты, связана с текущ. процессами соц.-политич. практики. Типы полит. восприятия: 1) Когнитивный – познание системы, ее правил функц-ия, проблем и противоречий. 2) Эмоциональный – отражение полит. реальности в виде положит. или отрицат. эмоций, чувств. 3) Оценочный – суждения и мнения относит. целей полит. действий, из результатов и последствий. В составе обыденного сознания сосуществ. эл-ты истины – здравого рассудка и полит. иллюзии, знания опыта и верования. Обыденное сознан. носит поверхностный хар-р. Явл-ия оцениваю по внешним признакам с т.зр. повседн. нужд и ближайших интересов. ПС каждого народа формируется и функионир. под влиянием свойственного им менталитета. Ментальность – нечто общее, глубинный, труднофиксир. источник мышления, идеологии и веры, чувств и эмоций – доидеологич. основа полит. мышления. Характеризует оттенки общ-ого мышления (религия, атеизм, нац. бюрократия и т.д.). Воспринимается от предшеств. поколений. Идеология – ценностная система, выражающая отношения к существующим об-нным порядкам, обосновывающая политич. идеалы, принципы, нормы, цели, образцы поведения (соц-ая справедливость, свобода, права ч-ка, демократия. солидарность).
47. Средства массовой информации (СМИ): понятие, сущность и виды.
48. Функции СМИ. Политическое манипулирование и пути его ограничения.
49. Политическое развитие. Определение понятия, сущность и критерии.
Проблема полит. развития (ПР) – тесно связана с анализом полит. процесса в его глобал. понимании. Особенности ПР: 1) не явл. необратимым (полит. процессы, происх. в бывших соц. странах Вост. Европы). 2) хар-ся своими критериями (уровень институционализации и полит. культуры). 3) при налич. общих критериев, не может быть единообразным в различ. общ-ых системах и странах.
50. Политическая модернизация: понятие, сущность и этапы.
Полит. развитие как процесс может осущ-ся путем реформирования (модернизация). Сущность ПМ: преобразование эл-тов полит. системы в рамках сохранен. ее основ, определенная перестройка функций и стр-р одгого и того же типа властных отошений. ПМ – естественный процесс самообновления системы. Черты ПМ: системность и постепенность кач. изменений полит. институтов, их функций; целенаправленный, управляемый процесс. Стр-ра ПМ: изменения полит. режимов, образцов полит. поведения, тех или иных норм, идеологических ценностей, ориентаций и полит. языка. ПМ противопоставляется радикализму, ориентированному на деструктивную критику, разрушительство, исключающую какую бы то ни было позитивность. Необходимость ПМ – напор обострившихся противоречий. ПМ – уступка со стороны господств. соц. сил негосподствующим. ПМ неоднозначна: 1) предполагает дв-ие вперед, расширяет права и свободы масс. 2) явл. предохранит. реакцией, сохраняющей господствующ. систему от нападения. Факторы ПМ: обострение полит. противоречий в рез-те устарелости тех или иных эл-тов и ф-ций системы власт; возникновение кризисных ситуаций; стремление ведущих соц. групп к преобразован. полит. отношений и институтов; формир. в полит. сознании господств. групп и широких масс, ориентация на изменение полит. стр-р. Этапы ПМ в странах СНГ: 1) 1985-1991 – провозглашение полит. рук-вом страны полики перестройки с помощью гласности и демократии. 2) август 1991-октябрь 1993 – начала слома сущест. полит системы, ускоренный переход к новой системе соц.-эконгомич. отношений. 3) современный этап – декабрь 1993 – оформление и развертывание новой (постсоветской) полит. системы (Конституция, демократич. выборы и т.д.)
51. Международная политика, понятие, сущность, уровни и основные принципы.
Международная политика (МП) – целенапрвленные действия в интересах соверш. их субъетов и хар-р возникающих на этой основе взаимоотношений. Междунар. полит. процесс – совокупность разнокачеств. видов полит активности междунар. субъектов и их взаимоотношен., многообразие конкретн. изменений в междунар. полит. жизни. Субъекты МП: социальные (народы, нации, классы) и институциональные (гос. сообщества и их институты). Уровни субъектов МП: 1) гос-ва; 2) межгос. объединения (НАТО, ОВД – организац. Варшавского договора, ЕС, организац. африканского единства, ООН, ЮНЕСКО).
52. Международные отношения: понятие, сущность и типология.
МПО – механизм артикуляции и агрегации гос. интересов и формирован. междунар., являющихся надгос. стимулами и регуляторами междунар. политики. МПО складывается по поводу гос. и межгос., региональных и глобальных (мировых) интересов и проблем. Междунар. власть легитимна, если она опирается на признанные сообществом нормы и институты. Институты междунар. власти – объединенные правительственные, неправит., общ-нно-полит. организации, способные по своему междунар. статусу принимать обязат. для всех членов сообщества решения (Совет безопасности ООН) или решения рекомендательные (постановления сессий ассамблеи ООН и др.). Междунар. власть ограничена в своих возможностях. Фактор власти в междунар. процессе дополняется взаимным согласием, консенсусом при принятии жизненно-важных для его субъекта проблем.
53. Международные конфликты: понятие, сущность, типы и способы разрешения.
Возникающие общие проблемы, в том числе и проблемы урегулирования взаимоотношений, связанные с безопасностью сущ-ия, с НТП, с экологией, эк-ой стимулируют развитие политич. объединений и союзов. главные противоречия – между центрами междунар. власти и ее носителями.
54. Политическое прогнозирование: понятие, сущность. Функции и методы.
Прогнозирование в политике – объяснение возможных состояний, изменений полит. системы, ее институтов, других полит. явлений в опр. границах соц. времени и пространства. ПП – результат прогностич. дея-ти, его содержание – вероятностное суждение о будущем состоянии данной полит. системы, ее эл-тов с указанием опр. сроков, их изменением. Стр-ра ПП: проектирование и управление, способы подготовки и выработки полит. решений. Условия достоверности ПП: объективные закономерные тенденции изменения полит. системы; принципы и нормы функционир. данной ПС; временной фактор; геополитич. и демографич. факторы; цели прогностич. дея-ти. Происходящие и ожидаемые изменения системы след. рассматривать как в опр. мере заданные ее ценностно-нормативной основой.
55. Футурология. Современные доктрины мирового политического развития (Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский, Э. Тоффлер).
56. Особенности политической системы Украины.
57. Структура, тип и функции государства Украины.
58. Основные тенденции развития партий и партийной системы в Украине.
Проблемы: 1) Партийная система в У носит взрывной хар-р формирования. 2) Большое кол-во партий (100). 3) Мн-во партий с близкими или одинаковыми полит. платформами. 4) П организац. слабы, зачастую не имеют четких программ. 5) Наличие популизма. 6) ПП формируются под конкретн. полит. лидера. 7) Партийные Л воспринимают полит. дея-ть как плацдарм для проникновен. в органы гос. власти. 8) Отсутствие тех слоев населения, кот поддерживали бы партию, а партия выражала бы их интересы (отсутствие среднего класса). 9) Неопределенность путей развития. 10) Непарламентское происхожд. партий (в бол-ве случаев).
59. Конституция Украины о разделении политической власти.
Важный элемент правового гос-ва помимо госп-ва права - разделение властей (РВ). Теория РВ лежит в основе западных концепций правового гос-ва.С помощью РВ. правов. гос-во орг-ся и функц-ет правовым способом.Принципы РВ: РВ между самими органами гос-ва. Ни одному из органов не принадл. вся гос. власть в ее полном объеме. Запрещается осущ. ф-ции, принадлежащие другому органу. Но РВ не абсолютно. Это действующий мех-м, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотр. в том числе и на случай конфликта и экстрем. ситуаций.Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на 1 место, занять верховн. полож. С точки зрения логики правового гос-ва такой властью обладает законод. власть, т.к. она формирует правовые масштабы и юридические нормы об-ной и гос. жизни, основные направления внутр. и внешн. п-ки. Единственным представительным и законодат. органом У явл. парламент. Он явл. п-ки устойчивым, постоянно действующим органом, формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Порядок выборов устанавл. з-ном Обладая исключит. правом принятия и изменения з-нов, парламент определяет на основе конст. рамки, в которых действует и законодат., исполнит., и суд. власти.Ср-вами воздейств. парламента на исполнит. власть является утверждение и контроль за исполнен. бюджета, участие в назнач. главы, контроль за деят. спец. служб и внешней разведки. Суд. с-ма правосудия - третья необх. ветвь власти в механизме РВ. Это арбитр, решающий споры о праве. В правовом гос-ве правосудие осущ. только судом. В этом - важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой гос-ности в целом. Суд не должен подменять собой законодателя или исполнителя. Но не законодатель, ни исполнитель не должны присваивать себе функции суда. Суд независим от разл. органов и лиц. Поэтому судьи, кроме мировых судей, несменяемы. Они увольн. в отставку по достиж. 70-летн. возраста. Судьи должны назначаться вышестоящ. органами власти. С-му общих судов возглавляет Верховный Суд – высш. орган суд. власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизв-ва. Он может осущ. надзор за суд. деят. судов областей, окружных судов. Полномочия, организация и порядок деят-ти Верх. Суда устанавл. законом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9