Рефераты. Политология как составная часть общественных наук, ее основные разделы






Новый российский Парламент не смог избавиться от целого ряда "слабых мест" своего предшественника, что выразилось в сильной поляризации сил при слабом политическом центре. Отсюда - постоянная политизированность деятельности Думы, работа на непрофессиональной основе членов Совета Федерации, стремление части депутатского корпуса использовать свое пребывание в Москве преимущественно для решения личных проблем.

Новый депутатский корпус Государственной Думы включил в себя значительно больше моск-вичей, чем Верховный Совет. Здесь стало больше предпринимателей. Около 15 министров и членов Правительства представляли "Выбор России", ПРЕС, АПР, ДПР. Число министров-депутатов (в отличие от ВС) стало уменьшаться с уходом Е.Гайдара, Б. Федорова, Э. Памфиловой из Правительства. В то же время среди думцев почти не осталось руководителей разного уровня, которые не захотели уходить со своих постов. Зато в Совете Федерации 80% депутатского корпуса составлял региональную политическую элиту: президенты республик, главы администраций, руководители новых представительных органов власти, представители Президента и т.д.

Федеральное Собрание сохранило известную кадровую преемственность с Верховным Советом. Руководители обеих палат (И.Рыбкин и В.Шумейко) и их заместители (М. Митюков и Р. Абдулатипов) были народными депутатами РФ. Около 60 бывших народных депутатов довольно успешно трудились в различных комитетах и фракциях Госдумы. Трое из них возглавили думские фракции (Н. Травкин (до конца 1994 г.) - ДПР; С. Шахрай - ПРЕС, М Лапшин - АПР).

Еще одной отличительной чертой нового Парламента явилось фактическое структурирование в нем лоббистских групп. Если в Верховном Совете депутаты лоббировали в основном интересы предприятий своего избирательного округа, то теперь четко выявились:

·                     аграрное лобби (Аграрная и Коммунистическая партии);

·                     лобби, поддерживающие топливно-энергетический комплекс (депутатская группа "Новая региональная политика");

·                     несколько слабее выглядело в Парламенте лобби военно-промышленного комплекса.

 Из более чем 40 депутатов (или бывших депутатов), входивших в 1993 г. в сотню самых влиятельных политиков, в 1994 г. удержались на политическом Олимпе только 15 (Б. Ельцин, С. Шахрай, Р. Хасбулатов, А. Руцкой, А. Чубайс, В. Шумейко, С. Филатов, Р. Абдулатипов, С.Бабурин, А. Починок, С. Степашин, Ю. Яров, С. Ковалев, С. Красавченко, М. Митюков). Из них парламен-тариями являлись только семь человек; шестеро (до отставки С.Степашина с поста руководителя ФСБ) ушли в исполнительные структуры, двое (Хасбулатов и Руцкой) занимались политической и общественной деятельностью вне официальных институтов. То есть предыдущий парламент сумел сформировать в своей среде лишь небольшой круг политических деятелей, которые закрепились и составили протоэлиту в российской политике.

Общероссийский депутатский корпус оказал решающее влияние на формирование посткоммунистической политической элиты. Достаточно серьезно влияние этого корпуса и на формирование политического руководства на региональном уровне. Три с лишним года депутатства явились также хорошей профессиональной и политической школой для большинства участников Съезда народных депутатов РСФСР.

В то же время полупрофессиональный и слишком политизированный характер Съезда и Верховного Совета РСФСР обусловил то, что за бортом формирующейся политической элиты страны осталось большинство членов этих органов. Сегодня наибольший шанс попасть в число представителей политической элиты имеют депутаты Федерального Собрания, которые связали свою судьбу с профессиональной деятельностью в высших эшелонах исполнительной власти; депутаты - лидеры общероссийских политических партий; депутаты, которые в силу своего личного влияния и попу-лярности (независимо от того, войдут ли они вновь в Парламент) воздействуют на политический процесс. В дальнейшем выборы в российский Парламент будут основным и кратчайшим путем попадания политиков из регионов в состав общенациональной политической элиты.

 

11. Политические партии: понятие, функции, виды


В системе политических отношений важное место занимают политические партии. Политическая партия представляет собой политическую организацию, объединяющую людей с общими социальными интересами и идеалами, осуществление которых они связывают с участием в политической власти, либо ее ориентацией на достижение своих требований.

Раскрывая сущность и место партии в политической системе общества, необходимо показать, что партия является звеном вертикальной связи между государством и гражданским обществом, участвующим во всех фазах политического процесса: от артикуляции интересов до принятия и осуществления решений. Роль партий в политической жизни сводится к формированию вариантов правительственной политики, к влиянию на политическую социализацию, к мобилизации избирателей. В рамках противоречивого единства государства и гражданского общества политическая партия занимает посредническое положение, имея основу в гражданском обществе и направляя свою деятельность на развитие государственных структур путем борьбы за политическую власть конкретными методами и средствами. Народные массы влияют на программы и политические платформы партий, С другой стороны, партии воздействуют на народные массы, стараясь привлечь их к своим программам, обеспечить их поддержку.

От других политических институтов партию отличают ее характерные особенности и признаки, свойственные ей функции. Следует остановиться на основных особенностях политической партии как организации идеологического порядка, носителя определенной идеологии; как объединения, относительно продолжительного во времени; как организации, стремящейся к завоеванию и осуществлению политической власти; как организации, стремящейся к обеспечению себе массовой поддержки.

Сущность партии состоит в объективном выражении, защите и проведении в жизнь политических интересов определенных социальных групп и слоев общества, поэтому партия является определенной группой политических интересов.

Наиболее ярко место партии в политическом процессе демонстрируют функции партии (социального представительства, социальной интеграции, формирования общественного мнения; социализации личности; борьбы за власть или участие в политической власти; участия в аппарате государственной власти, в формировании политической системы; кадровая функция; функция разработки и осуществления политического курса). Основным способом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Политические партии цивилизованных демократических стран являются элементами политической организации гражданского общества. Они не обладают государственными функциями, самостоятельны и автономны, борются за завоевание избирательного корпуса, готовят политических руководителей с тем, чтобы, войдя в государственные структуры, через своих представителей управлять государственной и общественной жизнью страны.

Между политическими* партиями и государством четко разделены функции. Партии организуют политический процесс, а власть находится у государства. Политические партии не обладают государственной властью, но, становясь парламентскими, они частью своих представителей-депутатов выполняют государственные функции, которые не являются постоянными, так как парламент периодически сменяется, в то время как государственный аппарат постоянен. При этом партии и государство не противостоят друг другу, а служат взаимодополняющим противовесом, позволяющим избегать монополизации властных отношений, их абсолютизации путем формирования сдерживающих механизмов.

Затем необходимо остановиться на типологии партий, выделив различные типы в зависимости от критерия классификации. Исходя из природы партий и их социальной опоры, можно выделить партии, представляющие интересы отдельных классов и социальных групп (рабочие, крестьянские, буржуазные, интеллигенции), нескольких классов и социальных групп, возникающие, например, на основе национально-освободительных движений. По принципу организации различаются кадровые, массовые, универсальные. Партии кадровые объединяют в своих рядах профессиональных политиков. Они немногочисленны. В них отсутствует механизм официального приема, они действуют в основном в период предвыборных кампаний. Массовые партии включают в себя большое количество членов, основным источником финансов являются взносы членов партии. Универсальные партии считают вторичным рост своих рядов, но стараются собрать максимальное количество избирателей.

По идеологическому признаку различаются идейно-политические, или так называемые мировоззренческие партии, которые в своей деятельности руководствуются идеологическими принципами, и прагматические, или так называемые избирательные партии, которые не имеют идеологических программ, а ставят своей целью мобилизацию возможно большей части электората для победы на выборах. В свою очередь среди идейно-политических партий выделяются: 1) консервативные политические партии, стремящиеся сохранить существующий строй, допуская лишь самые необходимые изменения; 2) реформистские, ориентирующиеся на значительные преобразования существующего строя при условии сохранения его основ; 3) революционные, отвергающие существующий строй и ставящие своей целью замену его другим; 4) реакционные, ориентирующиеся на частичный или полный возврат к прежнему строю.

По способу функционирования 6ыделяют£я партии демократические, авторитарные, тоталитарные. Демократические партии не регулируют четко прием в члены партии, признают в партии фракции и фракционную борьбу. Это партии конституционные, действующие строго в рамках закона. Для тоталитарных и авторитарных партий характерны строгая регламентация отношений членства. В них существует строгая дисциплина, отсутствует фракционность, оппозиция. Это партии монополистические, директивные.

Политические партии различаются также по месту, занимаемому ими в системе государственной власти: легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные.

Оппозиция ~ от лат. "оппозито" - противопоставление ~ в политике означает противопоставление своей политики другой политике, либо выступление против большинства или господствующего мнения в законодательных, партийных или иных структурах. В демократических государствах оппозиция является нормой политической жизни. Оппозиционная партия выдвигает альтернативу, является противовесом правящей партии, критикует ее недостатки и упущения. Она уравновешивает политический процесс, постоянно корректирует свою программу. Различается оппозиция умеренная, радикальная, лояльная (готовая к соглашению и поддержке власти), конструктивная (предлагающая деловые предложения), деструктивная (разрушительная).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.