ИжГТУ
Кафедра социологии, политологии и правоведения
«Политика и религия»
Подготовил:
Боронников А.Н. гр.761
Проверил:
Ерёмин Ю.К.
Ижевск
1999 г.
СОДЕРЖАНИЕ.................................................................................................................................................................................... 2
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................................................................ 3
РЕТРОСПЕКТИВА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ........................................................................... 5
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В РОССИИ. МОНАРХИЯ...................................................................................................................... 7
СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ................................................................................... 13
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ И ВЗАИМНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ................................................................. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................................................. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................................................................................. 20
Побудительным мотивом написания этой реферативной работы являлась личная
заинтересованность автора в рассматриваемом вопросе. Основной целью работы
было освещение некоторых взглядов на проблему, которые представляют интерес,
но по каким-либо причинам ранее не излагались в рамках данной проблемной
области. Все нижеизложенное не коим образом не претендует на исчерпывающую
истину, а лишь освещает существенные и наиболее интересные стороны вопроса
с различных сторон. Работа сохраняет европоцентристскую тенденцию анализа,
вследствие ограниченности спектра источников. Так как реферат пишется в рамках
курса политологии, а не религиоведения, то основное внимание уделено влиянию
религии на политику, а не наоборот. Начали…
На протяжении всей человеческой истории взаимодействие различных сфер
общественной жизни вносило существенные коррективы в бытие общества. Поскольку
и политика и религия являются одними из самых древних форм проявления
общественной активности человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние
можно обнаружить на любой стадии развития человеческого общества.
В основе взаимоотношения политики и религии, как и в основе взаимоотношений
любых других сфер общественной жизни, лежит комплексное
соответствие/противоречие отдельных аспектов этих сфер. Дело в том, что, как
правило, каждая сфера имеет определенную ориентацию по отношению к некоторым
вопросам. Иногда эти ориентации совпадают, а иногда нет. Например, экономика
и педагогика имеют совершенно разный взгляд на деньги и материальные ценности.
Так вот согласие, противоречие или индифферентность, проявляемые в отношении
отдельных вопросов и определяет специфику взаимоотношения и взаимодействия
этих сфер.
Следует отметить, что сам характер взаимодействия различных сфер общественной
жизни может носить двоякий характер. Первый аспект заключается в проявлении
причинно-следственных связей в бытии этих сфер, то есть, когда какие-либо
события, произошедшие в одной сфере, становятся причиной других событий в
другой сфере. Так, например, научно-технический прогресс в свое время
обусловил перемену способа производства и структуру общества в целом. Второй
аспект проявляется в функциональной частичной или полной замене специфических
функций одной сферы другой, когда она, по каким-либо причинам не может их
выполнять. Так, например, в советском обществе марксистская идеология
значительно потеснила религию, и взяла на себя функцию формирования
общественного сознания.
Попытаемся сначала дать самую общую характеристику взаимодействия политики и
религии, его причин и результатов. Само присутствие религии в общественной
жизни человека в целом и в политике в частности указывает на наличие в
человеческом сознании феномена веры, то есть способности человеческого
сознания принимать информацию без доказательства, логически непротиворечивого
обоснования. Именно на этой способности и базируются все религии, тесно
связывая понятие веры с понятием доверия. А вот уже доверие и используется по
отношению к личностям, общественным (в том числе и политическим) организациям,
их действиям и информации от них исходящей. В свою очередь религия, будучи
представлена церковью в структуре общества, как и все остальные структурные
образования, подчиняется политической власти в лице государства.
Следует обратить внимание на то, что отношения «церковь/государство» и
«религия/политика» не тождественны, хотя и очень тесно связаны. Связь эта
выражается в частности в том, что при сближении церкви и государства
самостоятельная политическая активность церкви ослабевает, и заменяется
совместной активностью вместе с государством, а при отделении церкви
от государства наоборот возрастает. При дальнейшем рассмотрении вопроса мы
будем иметь в виду, что связь религии с церковью и политики с государством
представляется как связь общего с частным и имеет все свойства присущие этим
категориям.
Для того, чтобы получить удовлетворительные результаты исследования,
необходимо более детально разобраться в том, что же, собственно, представляют
собой политика и религия, ибо обыденное толкование этих слов может привести к
неоднозначности в лучшем случае, и к неверным выводам в худшем. Если с
политикой все более-менее ясно и без особых препятствий можно в качестве
рабочего взять определение:
Политика — сфера отношений между индивидами и социальными группами по поводу
государственной власти, государственного устройства внутри общества и
межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы,
то с определением религии дело обстоит сложнее. Дело в том, что многие
источники освещают этот вопрос не в ракурсе религиоведения, а в ракурсе
еще недавно предшествовавшего ему научного атеизма, что, безусловно, искажает
суть самой религии, как духовно-ориентированной сферы общественных отношений,
с весьма специфическими функциями и ролью в жизни общества. Разумная стратегия
заключается в том, чтобы принимать во внимание всякий феномен таким, какой он
есть. Это относится и к религии, так как ее влияние на все стороны жизни
человека существует объективно, и поэтому ее необходимо принимать во внимание
, причем такой, какой она является в собственном самосознании. Даже если смысл
кажется непонятным или странным, необходимо принимать его именно таким, делая
скидку на его значение во внутреннем построении. Итак, что же религия говорит
сама про себя:
Религия — специфическая форма общественного сознания, главными принципами
которой является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного
начала — Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том,
что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с Ним жизни.
Без этих двух основополагающих принципов, или хотя бы одного из них религия
вырождается в шаманство, оккультизм, сциентологию, философию или этику. В
современном обществе религия реализуется в конкретной сфере общественных
отношений, использующих и учитывающих специфические особенности религиозного
сознания.
Так как и религиозная и политическая сфера общественных отношений, в конечном
счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимовлияют
друг на друга. В работах некоторых политологов роль религиозных представлений
на политическое бытие либо приуменьшается, либо совсем игнорируется, в связи с
чем хотелось бы отметить, что игнорирование значения религиозных
представлений, равно как и его абсолютизирование приводит к довольно радикальным
выводам, которые, конечно же, не подтверждаются общественной практикой.
Например, очень искусственно и натянуто выглядит суждение о том, что человек
создал себе богов, и влияние религии на социум сводится к воздействию людей
самих на себя. Реальность влияния религиозных представлений объективна, и
выражается в соизмерении людьми результатов своих действий с религиозными
воззрениями. Иными словами религия накладывает отпечаток на политическое
сознание людей и влияет на формирование их политической культуры, так как
человеческие представления о правде и справедливости находятся в тесной связи
с религиозными представлениями, и это играет не малую роль при определении
формы верховной власти. На самом деле спектр взаимовлияния религии и политики
гораздо шире, и мы в свое время вернемся к более подробному его рассмотрению.
А пока уделим небольшое внимание рассмотрению той роли религии, которую она
играла в политике на протяжении человеческой истории.
Довольно продолжительное время самая распространенная точка зрения на этот
вопрос заключалась в том, что в течение всей человеческой истории служители
культа всячески старались приспособить религию для удовлетворения своих
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7