Рефераты. Политика и религия






Политика и религия

ИжГТУ

 

 

Кафедра социологии, политологии и правоведения




Реферат по политологии

«Политика и религия»










                                                               Подготовил:

                                                                         Боронников А.Н. гр.761

                                                               Проверил:

                                                                                           Ерёмин Ю.К.







Ижевск

1999 г.


СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ.................................................................................................................................................................................... 2

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................................................................ 3

РЕТРОСПЕКТИВА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ........................................................................... 5

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В РОССИИ. МОНАРХИЯ...................................................................................................................... 7

СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ................................................................................... 13

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ И ВЗАИМНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ................................................................. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................................................. 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................................................................................. 20


ВВЕДЕНИЕ

Побудительным мотивом написания этой реферативной работы являлась личная

заинтересованность автора в рассматриваемом вопросе. Основной целью работы

было освещение некоторых взглядов на проблему, которые представляют интерес,

но по каким-либо причинам ранее не излагались в рамках данной проблемной

области. Все нижеизложенное не коим образом не претендует на исчерпывающую

истину, а лишь освещает существенные и наиболее интересные стороны вопроса

с различных сторон. Работа сохраняет европоцентристскую тенденцию анализа,

вследствие ограниченности спектра источников. Так как реферат пишется в рамках

курса политологии, а не религиоведения, то основное внимание уделено влиянию

религии на политику, а не наоборот. Начали…


На протяжении всей человеческой истории взаимодействие различных сфер

общественной жизни вносило существенные коррективы в бытие общества. Поскольку

и политика и религия являются одними из самых древних форм проявления

общественной активности человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние

можно обнаружить на любой стадии развития человеческого общества.


В основе взаимоотношения политики и религии, как и в основе взаимоотношений

любых других сфер общественной жизни, лежит комплексное

соответствие/противоречие отдельных аспектов этих сфер. Дело в том, что, как

правило, каждая сфера имеет определенную ориентацию по отношению к некоторым

вопросам. Иногда эти ориентации совпадают, а иногда нет. Например, экономика

и педагогика имеют совершенно разный взгляд на деньги и материальные ценности. 

Так вот согласие, противоречие или индифферентность, проявляемые в отношении

отдельных вопросов и определяет специфику взаимоотношения и взаимодействия

этих сфер.


Следует отметить, что сам характер взаимодействия различных сфер общественной

жизни может носить двоякий характер. Первый аспект заключается в проявлении

причинно-следственных связей в бытии этих сфер, то есть, когда какие-либо

события, произошедшие в одной сфере, становятся причиной других событий в

другой сфере. Так, например, научно-технический прогресс в свое время

обусловил перемену способа производства и структуру общества в целом. Второй

аспект проявляется в функциональной частичной или полной замене специфических

функций одной сферы другой, когда она, по каким-либо причинам не может их

выполнять. Так, например, в советском обществе марксистская идеология

значительно потеснила религию, и взяла на себя функцию формирования

общественного сознания.


Попытаемся сначала дать самую общую характеристику взаимодействия политики и

религии, его причин и результатов. Само присутствие религии в общественной

жизни человека в целом и в политике в частности указывает на наличие в

человеческом сознании феномена веры, то есть способности человеческого

сознания принимать информацию без доказательства, логически непротиворечивого

обоснования. Именно на этой способности и базируются все религии, тесно

связывая понятие веры с понятием доверия. А вот уже доверие и используется по

отношению к личностям, общественным (в том числе и политическим) организациям,

их действиям и информации от них исходящей. В свою очередь религия, будучи

представлена церковью в структуре общества, как и все остальные структурные

образования, подчиняется политической власти в лице государства.


Следует обратить внимание на то, что отношения «церковь/государство» и

«религия/политика» не тождественны, хотя и очень тесно связаны. Связь эта

выражается в частности в том, что при сближении церкви и государства

самостоятельная политическая активность церкви ослабевает, и заменяется

совместной активностью вместе с государством, а при отделении церкви

от государства наоборот возрастает. При дальнейшем рассмотрении вопроса мы

будем иметь в виду, что связь религии с церковью и политики с государством

представляется как связь общего с частным и имеет все свойства присущие этим

категориям.


Для того, чтобы получить удовлетворительные результаты исследования,

необходимо более детально разобраться в том, что же, собственно, представляют

собой политика и религия, ибо обыденное толкование этих слов может привести к

неоднозначности в лучшем случае, и к неверным выводам в худшем. Если с

политикой все более-менее ясно и без особых препятствий можно в качестве

рабочего взять определение:

Политика — сфера отношений между индивидами и социальными группами по поводу

государственной власти, государственного устройства внутри общества и

межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы,


то с определением религии дело обстоит сложнее. Дело в том, что многие

источники освещают этот вопрос не в ракурсе религиоведения, а в ракурсе

еще недавно предшествовавшего ему научного атеизма, что, безусловно, искажает

суть самой религии, как духовно-ориентированной сферы общественных отношений,

с весьма специфическими функциями и ролью в жизни общества. Разумная стратегия

заключается в том, чтобы принимать во внимание всякий феномен таким, какой он

есть. Это относится и к религии, так как ее влияние на все стороны жизни

человека существует объективно, и поэтому ее необходимо принимать во внимание

, причем такой, какой она является в собственном самосознании. Даже если смысл

кажется непонятным или странным, необходимо принимать его именно таким, делая

скидку на его значение во внутреннем построении. Итак, что же религия говорит

сама про себя:

Религия —  специфическая форма общественного сознания, главными принципами

которой является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного

начала — Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том,

что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с Ним жизни.


Без этих двух основополагающих принципов, или хотя бы одного из них религия

вырождается в шаманство, оккультизм, сциентологию, философию или этику. В

современном обществе религия реализуется в конкретной сфере общественных

отношений, использующих и учитывающих специфические особенности религиозного

сознания.


Так как и религиозная и политическая сфера общественных отношений, в конечном

счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимовлияют

друг на друга. В работах некоторых политологов роль религиозных представлений

на политическое бытие либо приуменьшается, либо совсем игнорируется, в связи с

чем хотелось бы отметить, что игнорирование значения религиозных

представлений, равно как и его абсолютизирование приводит к довольно радикальным

выводам, которые, конечно же, не подтверждаются общественной практикой.


Например, очень искусственно и натянуто выглядит суждение о том, что человек

создал себе богов, и влияние религии на социум сводится к воздействию людей

самих на себя. Реальность влияния религиозных представлений объективна, и

выражается в соизмерении людьми результатов своих действий с религиозными

воззрениями. Иными словами религия накладывает отпечаток на политическое

сознание людей и влияет на формирование их политической культуры, так как

человеческие представления о правде и справедливости находятся в тесной связи

с религиозными представлениями, и это играет не малую роль при определении

формы верховной власти. На самом деле спектр взаимовлияния религии и политики

гораздо шире, и мы в свое время вернемся к более подробному его рассмотрению. 

А пока уделим небольшое внимание рассмотрению той роли религии, которую она

играла в политике на протяжении человеческой истории.


РЕТРОСПЕКТИВА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ

Довольно продолжительное время самая распространенная точка зрения на этот

вопрос заключалась в том, что в течение всей человеческой истории служители

культа всячески старались приспособить религию для удовлетворения своих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.