Рефераты. Политическое отчуждение






Рядом с демократическими теориями, а иногда и в сочетании с ними, развивались идеи подчинения государства праву. Суть этих идей состояла в том, что людьми должно управлять не государство, а равный для всех закон[12]. Политическое отчуждение в этих теориях преодолевалось лишь частично, поскольку государство оставалось для общества внешней силой, хотя и подчиненное закону. В процессе развития идей подчинения государства праву возникли либеральные теории, поставившие проблему прав человека и разработавшие систему гарантий защиты этих прав. Идея общественного порядка, основанного на законе, возникла еще в Древнем мире, но в период буржуазных революций проблемы прав человека получили новое содержание и широкое распространение[13].

Из пессимистических взглядов Гоббса на природу человека логически выводилась принципиальная отчужденность государства от народа. Однако в его концепции не только считались естественными и закономерными самые, казалось бы, антисоциальные страсти людей, но и в рамках полного политического отчуждения личности за последней признавались достоинство, свобода и равенство в отношениях с себе подобными. Ради этого достаточно содержательного гражданского равенства (отнюдь не равенства нулей, как в деспотическом государстве!) и возводилось в принцип само это политическое отчуждение. По существу, Гоббсом описано гражданское общество, охраняемое авторитарной властью (Стюартов или Кромвеля). В этой теории нет противоречий, хотя противоречивой часто становилась государственно-правовая практика, считающая источником права произвольную волю суверена, но пытавшаяся предписать этой воле правила естественных законов. Нередко ответом суверена на эти попытки были деяния и суждения: "Лучше капля силы, чем мешок права". Стремление преодолеть такое чисто практическое противоречие заметно в теории Спинозы, отождествлявшего право и силу, а также в концепции Локка, согласно которой свобода и равенство граждан предписаны государству самой природой.

Локком был предложен тот вариант преодоления политического отчуждения, который состоит в замене традиционной суверенной власти государства над обществом и народом суверенитетом права. Как необходимое средство обеспечения верховенства закона, основанного на данных природой правах человека, обосновывалось ослабление самого государства (разделение властей). В результате государство оказывалось подчиненным незыблемым принципам права, а само право из велений власти превращалось в стабильную основу общества равных перед законом и свободных собственников.

Иной вариант преодоления политического отчуждения был предложен Спинозой: коль скоро государство порождено противоречием между страстями и разумом людей, то вся задача в том, чтобы и людьми, и государством руководил разум. Это достигается демократическим устройством государства, при котором оно фактически сливается с народом и, оставаясь обособленной от общества силой, воплощающей разумную общую волю, перестает быть чуждым и опасным для общества и народа.

В процессе революционных событий в Англии разрабатывался также революционный вариант преодоления политического отчуждения. Левеллеры и диггеры отстаивали идею революционно-демократической власти, подготавливающей условия для максимального развития демократии на основе институтов англосаксонского самоуправления и парламентаризма.

На практике можно увидеть неоднозначные подходы к решению проблемы политического отчуждения. В основном, усилия бывают сосредоточены на решении проблемы-следствия, а именно, проблемы абсентеизма.

Так, в некоторых странах закон устанавливает обязательное голосование избирателей, включенных в списки, и соответственно наказание за неявку на выборы. В качестве наказания возможно общественное порицание: список не явившихся на голосование лиц вывешивается у здания суда или мэрии, публикуется в местных газетах, хотя эта мера не считается достаточно действенной. Объявление порицания с вызовом в суд - несколько более действенная мера, но если количество абсентеистов велико, то и она производит слабое впечатление. Лишение судом на определенный срок избирательных прав - наиболее эффективный способ. Дело не в том, что избиратель и без лишения его избирательного права не ходит на выборы, а в том, что в случае лишения по суду избирательных прав он не может быть принят на государственную и муниципальную службу, причем не только классифицированную, но и обычную (например, учителем в государственной школе).

Применяется также наложение штрафа за неявку. Штраф налагается судом в соответствии с размерами, установленными в законе. В Турции в пересчете на доллары США это приблизительно 14 долл., в Египте - менее 1 долл., но и такие суммы значительны для бедняков. В Великом герцогстве Люксембург (государстве), где уровень жизни очень высокий, штраф составляет приблизительно 80 долл. США за неявку в первый раз и 240 долл. - во второй. В Греции участие в выборах - обязанность каждого гражданина. У каждого совершеннолетнего есть книжка для голосования, где ставят печати об участии в выборах. Не голосовавшим грозит штраф до 100 тыс. драхм (около 300 долл.) или, что еще более важно, общественный остракизм: отказ в приеме на государственную службу. В некоторых развивающихся странах за неявку избирателей на выборы предусматривалась даже возможность тюремного наказания (в Пакистане в 1984 г). Наказания при обязательном голосовании распространяются не на всех. В ряде стран для определенной группы лиц голосование является факультативным (например, в Бразилии для лиц в возрасте 16 - 18 лет и старше 70 лет). Они не могут быть наказаны за неявку на выборы. [14]

В преодолении абсентеизма избирателей заслуживает внимания опыт государств - участников Европейского союза по данному вопросу. Европейская комиссия, в частности, рекомендовала следующие меры: "Комиссия призывает все государства-участники, в которых еще нет такой практики, рассылать по почте приглашения участвовать в выборах, необходимо сконцентрировать усилия на поощрении избирателей и на оказании им помощи при регистрации в качестве избирателей, а также на информировании о праве избирать и быть избранными".

Но эти шаги направлены на преодоление последствий, глубинной проблемы они, разумеется, не решают. Эффективных путей решения проблемы политического отчуждения в политической психологии на сегодняшний день, по сути, не выработано.


Заключение


В настоящей работе мы попытались провести анализ понятия "политическое отчуждение", изучить взгляды на это явление различных авторов, проследили пути решения проблемы политического отчуждения.

Проблема политического отчуждения является предметом многих исследований, однако не принадлежит к числу абстрактных. Напротив, её проявлениями обеспокоены все, кому небезразличны достижения демократии. В настоящей курсовой работе мы пришли к выводу, что практически проблема политического отчуждения личности выражается в таких явлениях, как политическая дезориентация и абсентеизм.

Политическое отчуждение возникает там, где присутствуют пять составляющих его чувств: Бессилие, Недовольство, Недоверие, Отстранение, Безнадежность.

Проблема политического отчуждения наблюдается не только в социально "неблагополучных" государствах, но и в странах с высоким уровнем жизни населения. Если в первом случае чувство политического отчуждения основывается на безнадёжности и недоверии, то во втором на первый план выходит отстранение. Авторы указывают, что с ростом благосостояния общества человек замыкается на личных проблемах. В ситуации отсутствия кризисов интерес к политической сфере пропадает: на выборы приходит всё меньше избирателей, растёт роль денег в определении конечного победителя. Таким образом, чувство политического отчуждения порождает абсентеизм - отказ избирателей от участия в демократических выборах.

На сегодняшний момент предложено несколько практических решений проблемы абсентеизма, однако, на мой взгляд, эти решения направлены на преодоление последствий, а не самой проблемы. Несмотря на то, что множество исследователей пытались найти объяснение природе и причинам политического отчуждения, эта проблема в психологии до сих пор не решена и требует дальнейшего анализа для эффективного преодоления.


Список литературы


1.                 Амельченко Н. Представительская демократия и формы политического отчуждения // #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Психологический словарь Петровского А.В. и Ярошевкого М.Г. #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Рыбаков, О.Ю. Политическое отчуждение человека / Под ред. О.Б. Манжора; Саратовская гос. академия права. - Саратов,1997

[3] Цит. по: Отчуждение при социализме // Социологические исследования. 1989. N 6

[4] Цит. по: Отчуждение при социализме // Социологические исследования. 1989. N 6

[5] Фромм Э. Современное положение человека // Психоанализ и этика. М., 1993.

[6] Осин Е.Н. Отчуждение как психологическое понятие // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы

[7] Рыбаков, О.Ю. Политическое отчуждение человека /Под ред. О. Б. Манжора; Саратовская гос. академия права. - Саратов,1997

[8] Демидов А., Федосеев А. Основы политологии Москва «Высшая школа» 1995.

[9] Зарубин В.Г. Абсентеизм как феномен современной политической культуры // Проблемы и перспективы политических технологий в Забайкалье (Опыт избирательных кампаний начала 90-х годов). Доклады и сообщения к научно-практической конференции. Чита, 1995.

[10] Смирнов В.В. «Конфликтогенные точки» в социально-политическом механизме российского общества // #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] Лейбин В. Проблема отчуждения сквозь призму перестройки // Коммунист. 1990. N 6

[12] Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия Общество, государство, местное самоуправление, личность: теоретические и практические аспекты их соотношения #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Амельченко Н. Представительская демократия и формы политического отчуждения // #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало, 1998. С. 209.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.