Рефераты. Политическое лидерство






1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, государству, отечеству.

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах.

3. Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, дворянства и т.п., поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Эта функция достаточно детально обоснована в концепции плебисцитарной вождистской демократии М.Вебера. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в “хорошего царя”, “отца народов”, покровителя слабых и т.д. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании государств с патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.

4. Коммуникация власти и масс, упрочения каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращения отчуждения граждан от политического руководства. В условиях сложной многоступенчатой иерархии власти, ее бюрократизации, эта функция особенно значима. С помощью средств массовой информации, и прежде всего телевидения, а также в ходе встреч с избирателями и других мероприятий, президент и иные политические руководители имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.

5. Инициирование обновления, генерирование оптимиза и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. В этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, своевременно замечать ростки нового, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в общественные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления вьетнамского синдрома, национального пессимизма и апатии, американский президент Р. Рейган.

6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных обществах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях и демократических процедурах, то он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями, и в большей или меньшей степени обожествляются. Так было и в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств.

Роль культа личности в системе конституенты - последователи - активисты – лидер.

            Культ личности - крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории. Он выступает закономерным следствием и одной из предпосылок тоталитарного строя, хотя встречается и в авторитарных, а частично и в демократических государствах. Представители - корейские лидеры Ким Ир Сен и Ким Чен Ир, Фидель Кастро на Кубе.

            Культ политических руководителей закономерно вытекает из тоталитарной сакрализации власти. По своей сути он - воскрешение языческого идолопоклонничества и в частности, таких его атрибутов, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы. Идейные истоки культа лежат в тоталитарной идеологии, ее претензии на монопольное обладание истиной, универсальную, всеобщую значимость. “Отцы” такой единственно верной идеологии наделяются качествами пророков и ясновидцев.

            Благоприятной субъективной питательной средой культа личности, является патриархальная и подданическая политическая культуры, которые исходят из веры в хорошего царя или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Однако важнейшей огромная концентрация политической, экономической и социальной власти в руках политического лидера, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не от результатов своего труда, а от благосклонности начальства. В тоталитарном обществе сфера такой зависимости, по существу, ничем не ограничена. Это и поступление на работу, и служебно-должностной рост, и повышение заработной платы, и получение жилья, премий и других социальных благ, непосредственной причиной культа, является и различного рода санкций к непослушным. Отражаясь в массовом сознании, все это, сочетаемое с систематической идеологической обработкой, порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество.































Заключение.

В данной работе освещены основные концепции политического лидерства, наиболее значимые определения и типологии.

Подводя итог вышесказанного можно отметить, что политическое лидерство следует рассматривать не только как  процесс взаимоотношений между людьми, при которых одни выражают и знают интересы и потребности своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации, но и как власть. Как власть потому что оно состоит из способности одного лица, находящегося “на вершине”, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы и могли бы не делать вообще.

Также можно отметить некоторые другие требования, которые надо предъявлять к  политическому лидеру:

ü          лидер должен выступать носителем новых идей;

ü          лидер и его окружение должны соответствовать требованиям времени;

ü          возраст не должен быть преградой для реального лидера;

ü          лидер должен точно отражать настроение народа.

Все это обусловлено тем, что лидерство - это не новый стиль руководства,  а способ организации власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или   большинства  его  социальных  слоев.  Такое  общество  возникло сравнительно недавно либо еще  только  складывается,  и  то  пока  не везде.  Но это перспектива и необходимость истории и политики.  Члены гражданского  общества  -  мыслящие  участники  политической   жизни, поэтому  они  имеют  возможность  сознательно  выбирать  себе лидера.  Поведение же лидера должно  убеждать  их  в  том,  что  его  действия правильны   и   выгодны,   а   не   продиктованы   своекорыстием  или властолюбием.  Общество со  своей  стороны  не  может  манипулировать лидером.   Социальное  и  политическое  партнерство,  взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.

Опираясь на то, что общество не может самостоятельно регулировать свою деятельность, т.е. не может обойтись без лидера, оно должно создать все условия для подготовки лидера, а также создать систему контроля за лидером со стороны средств массовой информации, разделения властей, законодательства. Цель такого контроля - не вызвать интерес к личной жизни  лидера,  а уберечь  от соблазнов,  которых у него гораздо больше,  чем у рядовых граждан и даже у его ближайшего окружения.  Открытое  для  наблюдения общества правление лидера и его приверженцев оздоравливает и власть, и народ.

В тоже время очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот. Но в тоже время сама политическая система не должна зависеть от личных качеств политического лидера, его слабостей и достоинств. Иначе эта система не будет демократичной, а скорее всего будет прообразом будущей диктатуры. Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

Основная литература

Политология. Энциклопедический словарь.

Советский энциклопедический словарь. – Москва, 1987.

“Основы политологии”. – Знание, 1992.

Философский словарь. – Москва, 1986.

Политология: Учебное пособие. – М. ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 416 с.

Политология: Учебник. – М. РАГС, 2002. – 520 с.

Политология: Курс лекций. Под ред. доктора юридических наук, профессора    

 М. Н. Марченко. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: издательство ЗЕРЦАЛО, 1999.

- 608 с.                                              

Периодические издания:

“Ставьте на лидера”. М. Московский Комсомолец, ноябрь 1993.








[1] Политология: Учебник для вузов / М., 2002. С. 342

1 Цит. по: Политология: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 251

2 Политология: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 251

* Марксистская теория


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.