Рефераты. Политические системы современности






Монархическая форма правления в Великобритании — наиболее типичный пример парламентской монархии. С формальной точки зрения высшим органом исполнительной власти является монарх, при котором действует тайный совет, включающий около трехсот человек. В его состав входят все члены кабинета министров во главе с премьер-министром, а также бывшие члены кабинета министров и другие лица, назначаемые монархом по рекомендации премьер-министра. Этот совет выполняет лишь церемониальные задачи, а все решения принимает кабинет министров. Все акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской подписи, причем ответственность несет только правительство.

В политической жизни страны наиболее значительное лицо — премьер-министр. Формально он подбирается монархом, который, однако, обязан назначить на эту должность лидера партии, получившей на выборах большинство мест в палате общин. Занимая исключительное место в системе центральных органов государственной власти, премьер-министр обладает огромными полномочиями, позволяющими ему влиять на все стороны жизни общества. Он подбирает членов правительства, руководит их деятельностью, обладает рядом важнейших полномочий по отношению к парламенту (созыв, право роспуска нижней палаты и т. д.).

Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат — палаты общин и палаты лордов. В настоящее время парламент утратил свою прежнюю самостоятельность, поскольку большинство полномочий осуществляется под руководством кабинета министров через механизм партийного контроля.

В мире встречаются такие формы правления, которые не укладываются в принятую классификацию. Такова, например, Малайзия. По конституции 1957 г. она представляет собой редкую разновидность конституционной монархии — выборную (или избирательную), когда монарх избирается на 5 лет (по очереди из правителей девяти государств, входящих в федерацию). В ОАЭ (Объединенных Арабских Эмиратах) действует коллегиальный монарх: эмиры всех семи составных частей, входящих в федерацию, образуют высший совет эмиров. Он является законодательным органом и решает большинство вопросов, входящих в компетенцию главы государства.

Своеобразная форма монархии существует в некоторых странах, являющихся членами Британского содружества. Значительная часть членов содружества — республики и имеют собственного главу государства — президента (Кения, Индия, Гайана и др.), но почти половина стран, входящих в содружество (Австралия, Канада, Ямайка и др.), признают главой государства английского монарха.


3.                Органы государственной власти Российской Федерации


Высшим органом представительной и законодательной власти Российской Федерации является парламент — Федеральное собрание, состоящее из двух палат: нижней — Государственной думы и верхней — Совета Федерации. Они осуществляют законодательные функции, рассматривают и решают важнейшие государственные вопросы, формируют другие высшие государственные органы (правительство, судебные органы и т. п.) и имеют право контроля за деятельностью всего государственного аппарата.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной основе с четырехлетним сроком полномочий. Она избирается прямым всеобщим голосованием по смешанной системе. По конституции Государственная дума дает согласие президенту на назначение председателя правительства и решает вопрос о доверии правительству. Однако парламентские полномочия нижней палаты по формированию исполнительной власти и контролю за ее деятельностью фактически оказываются ограниченными: при определенной политической ситуации в стране президент может распустить Государственную думу, если последняя три раза подряд отклонила кандидатуру на должность председателя правительства. По вопросу о доверии правительству тоже существуют ограничения: при повторном выражении недоверия правительству в течение трех месяцев президент может принять решение либо об отставке правительства, либо о роспуске нижней палаты.

Совет Федерации формируется из делегатов от субъектов Федерации (по два от каждого, т. е. по одному от представительного и одному от исполнительного органов власти) и насчитывает 178 делегатов. К ведению верхней палаты относятся вопросы, связанные с изменением границ между субъектами Федерации, назначением на должность судей Конституционного суда (19 судей), Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Генерального прокурора, утверждением указов президента о введении чрезвычайного положения, решением вопросов об использовании вооруженных сил за пределами страны и др. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания образуют Счетную палату.

Главой государства является президент. Он избирается всенародным прямым голосованием на 4 года и не более двух сроков подряд.

Полномочия президента России подразделяются на полномочия: в области государственного управления; в сфере законодательной деятельности; в судебной области; внешнеполитические; представительские; чрезвычайные.

Президент наделен правом участия в формировании правительства: он назначает председателя правительства с согласия Государственной думы, а также назначает и освобождает от должности заместителей председателя правительства, федеральных министров, руководителей комитетов и ведомств. Президент руководит деятельностью правительства, может председательствовать на его заседаниях, принимает решения об отставке правительства с согласия нижней палаты.

Президент активно участвует в законодательном процессе. Законы, принятые Федеральным собранием, передаются президенту, который подписывает их или возвращает в двухнедельный срок в парламент со своими возражениями для повторного обсуждения и голосования. В случае отклонения закона президентом и при повторном одобрении 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной думы закон подлежит подписанию президентом (в течение 7 дней). Глава государства обладает правом законодательной инициативы. Более того, следует отметить, что законодательной инициативой помимо президента обладает значительное количество субъектов политической системы — это Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, правительство, представительные органы власти субъектов Федерации, Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд. Но глава государства в особых случаях может использовать свое право обращения непосредственно к народу, а также объявить о референдуме по отдельным вопросам законодательной деятельности и таким образом решить вопросы, минуя рассмотрение их в парламенте. Президент и сам издает большое количество нормативных актов (указов, реорганизационных актов, распоряжений и др.).

В практике деятельности высших государственных органов применяется ежегодное представление президентом докладов о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Президент может обратиться с посланием к гражданам страны.

Президент возглавляет Совет безопасности России. Глава государства утверждает военную доктрину, обладает правом объявления чрезвычайного положения и использования вооруженных сил за пределами территории страны по решению Совета Федерации.

Внешнеполитические полномочия главы государства весьма обширны. Президент является высшим представителем страны в сфере внешних отношений и осуществляет руководство внешней политикой. Выезжая с официальными визитами за границу, он пользуется правом на особо торжественный прием, ему предоставляется целый ряд привилегий. Он считается представителем своей страны по праву и не нуждается для этого в специальных полномочиях. Президенту предоставляется право ведения международных переговоров и заключения международных договоров и соглашений (они вступают в силу после ратификации парламентом). Он также назначает и отзывает дипломатических представителей государств, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный суд, Высший арбитражный суд и Верховный суд.

Система федеральных органов исполнительной власти включает правительство РФ, состоящее из председателя правительства, его заместителей и федеральных министров, а также отраслевые и межотраслевые органы: министерства, государственные комитеты, федеральные службы, межведомственные комиссии, советы и др. Правительство РФ разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает реализацию социально-экономических программ, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и др.

По Конституции РФ система органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного права.

Разделение властей по вертикали предполагает существование представительных и законодательных органов субъектов Федерации, обладающих правом законодательной инициативы, и представительных органов местного самоуправления. По своему характеру это органы парламентского типа, поэтому, помимо профессионального состава (работы депутатов на постоянной основе) и постоянного характера работы, собрания представителей (дума, муниципальный комитет, городское собрание и др.) должны быть свободны от воздействия на них вышестоящих органов власти.

Представительные органы в пределах своей компетенции обсуждают и принимают решения по вопросам развития данного территориального сообщества, осуществляют контроль за работой местных органов исполнительной власти и судов соответствующей ступени.

Органы местной исполнительной власти определяются населением самостоятельно для решения вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Главы местной администрации (мэр, губернатор) должны избираться населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляют местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения. Кроме собственной компетенции, органы местного самоуправления могут выполнять некоторые государственные функции, под исполнение которых должны передаваться необходимые материальные и финансовые ресурсы. Передача функций должна носить договорной характер между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Таким образом, в Российской Федерации существует довольно разветвленная многоуровневая система органов представительной, законодательной и исполнительной власти. Дальнейшее развитие демократии, усиление местного самоуправления, расширения прав и возможностей граждан подразумевают последующие децентрализацию государственного управления и смещение управленческих функций с федерального на региональный и местный уровни.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.