Рефераты. Политические партии и общественно-политические движения России (вторая половина XIX - начало 20 веков)






Социальная база партии. Известно, что из 39 членов ЦК было: дворян - 29, потомственных почетных граждан - 9, сословная принадлежность одного члена ЦК неизвестна. Из 29 дворян 9 принадлежали к высшей титулованной знати, из них 4 имели придворные звания; 8 были тайными, действительными статскими и статскими советниками, 14 дворян являлись землевладельцами, из них 11 - крупными. Из 9 потомственных граждан было 7 домовладельцев и один крупный землевладелец.12 членов ЦК так или иначе были связаны с различными формами торгово-промышленной и финансовой деятельности. Итак, в ЦК прогрессистов основную роль играли два социальных элемента - крупные помещики и крупные капиталисты. Они и составляли социальную основу прогрессизма.

Что же касается социального состава думских фракций прогрессистов, то из 55 человек (депутаты, избранные в III и IV Думы, учитывались один раз) было: дворян - 27, крестьян - 13, купцов - 9, священников - 4, мещан - 1, казаков - 1 человек. Один из дворян имел графский титул и придворное звание; пятеро являлись тайными, действительными статскими и статскими советниками; шестеро - уездными предводителями дворянства и председателями губернских и уездных земских управ; один - земский начальник; один - городской голова; один - председатель окружного суда. Кроме того, в дворянскую часть думских фракций входили: два профессора, два присяжных поверенных, два военных в чине генерал-майора и полковника, два врача и один инженер.

В IV Думе фракция прогрессистов продолжала занимать центристские позиции. На партийной конференции, состоявшейся в самом начале октября 1913 г., прогрессисты внесли некоторые коррективы в политическую линию, намеченную на ноябрьском съезде 1912 г. В решениях конференции, с одной стороны, отмечалось, что фракция должна “стремиться к реальной законодательной деятельности”, а с другой - подчеркивалось, что она будет активно проводить свою программу, не считаясь с “возможностью роспуска Думы". Конференция указала, что может наступить такой момент, когда единственным реальным средством думской борьбы с правительством должно будет стать “отклонение бюджета в целом".

Благодаря центристской позиции фракции прогрессистов оппозиционное большинство в IV Думе складывалось гораздо чаще, чем это имело место в III Думе. Совместные голосования либеральных партий (октябристов, прогрессистов и кадетов) по целому ряду законопроектов и предложений в той или иной мере способствовали созданию предпосылок для формирования в Думе “Прогрессивного блока", при помощи которого они рассчитывали проводить реформы. Однако организационно сформировать такой блок в 1912-1914 гг. либералам не удалось.

Думская и особенно внедумская деятельность прогрессистов значительно оживилась в годы Первой мировой войны. На заседании IV Думы 26 июля 1914 г. прогрессисты заявили о своей поддержке правительства в доведении войны до победного конца. Они проголосовали за военные кредиты, приняли участие в созданных правительством в 1915 г. особых совещаниях (по обороне, топливу, перевозкам, продовольствию).

Прогрессивный блок. При активном участии прогрессистов в августе 1915 г. в Думе был создан “Прогрессивный блок", в который наряду с представителями либеральных фракций вошли и умеренно-правые. Состоял преимущественно из представителей парламентских партий прогрессистов, кадетов, октябристов и "прогрессивных русских националистов"

Оказавшись на самом левом фланге “Прогрессивного блока", прогрессисты последовательно проводили идею создания ответственного думского министерства, которое, по их мнению, может организовать оборону страны, оперативно провести “мобилизацию промышленности", путем реформ снять социальную напряженность. Позиция фракции прогрессистов получила всестороннюю поддержку со стороны московских промышленников.

Фактический лидер Прогрессивного блока Милюков строил планы оказывать силами депутатов коалиции давление на правительство, понуждать последнее к реформам.

В Блок вошли представители 6 фракций Государственной думы: кадеты (59 депутатов), "прогрессисты" (48), левые октябристы из фракции "Союз 17 октября", часть депутатов из фракций правых октябристов-земцев, группы Центра и правых националистов-прогрессистов во главе с В.В. Шульгиным (в начале 1915 последний основал фракцию "прогрессивных русских националистов" в Думе). Всего 236 думцев из 422 членов Государственной думы.

Также в объединение вошли 3 фракции Госсовета (центр, академическая группа и внепартийные). Всего же в Блок вошло более 300 человек. Вне его пределов остались думские фракции крайне-правых монархистов и националистов, безоговорочно поддерживавшие правительство, а также социал-демократы-меньшевики и трудовики (2 последних фракции левых радикалов, хотя и называли этот парламентский союз "желтым блоком", фактически солидаризировались с его политикой).

Ведущее место в Прогрессивном блоке занимали кадеты. С момента создания Блока в нем выделились 3 крыла: правое (центристы, земцы-октябристы, националисты-прогрессисты), левое (кадеты и левые октябристы) и крайне левое (прогрессисты).

Чувствуя за собой поддержку со стороны общественных организаций, фракция прогрессистов заняла более решительную позицию. На заседании “Прогрессивного блока" 29 августа 1915 г. лидер фракции И.Н. Ефремов заявил, что если Дума будет распущена (это произошло 3 сентября 1915 г), то участники блока должны предварительно договориться о средствах борьбы с правительством Горемыкина.

Программа (Декларация) Прогрессивного блока сводилась к требованиям создания "правительства доверия", проведения политики, направленной на "сохранение внутреннего мира", частичной амнистии осуждённых по политическим и религиозным делам, отмены некоторых ограничений в правах крестьян ("уравнение крестьян в правах") и национальных меньшинств ("вступление на путь отмены ограничительных в отношении евреев законов", "автономия Польши", прекращение репрессий против "малороссийской печати"), предоставление больших возможностей для местного самоуправления ("пересмотр земского положения", "волостное земство"), восстановления деятельности профсоюзов.

Содержание программы определялось стремлением найти почву для соглашения с правительством на основе минимума либеральных реформ и доведения войны до "победного конца". Это была последняя попытка конструктивных сил общества заставить монарха допустить минимум либеральных реформ, чтобы избегнуть широкого недовольства и отторжения от верховной власти даже столичной элиты, - тем самым, предотвратить возможную революцию-катастрофу в условиях мировой войны.

По максимуму депутаты Прогрессивного блока готовы были предложить новый состав правительства. При этом подразумевалась незыблемость Основных Законов Российской империи, по которым новое правительство было бы подотчетно по-прежнему не Думе, а Царю.

Обострение политической обстановки в стране в конце 1916 г. и начале 1917 г. заставило прогрессистов прибегнуть к более решительным методам борьбы. По мнению прогрессистских лидеров, настало время коренным образом изменить “всю нашу политическую систему" и создать ответственное перед Государственной думой министерство, которое “может снять путы с русского народа, привлечь все действенные силы страны и, благодаря созданному этими мерами подъему народного духа, справиться со всеми угнетающими нашу родину невзгодами”.

Февральская революция сняла многие программные и тактические различия и разногласия между либеральными партиями. На первый план выдвинулась партия кадетов, вокруг которой и развернулся процесс консолидации всех либеральных сил. К кадетам перешла часть левых октябристов и прогрессистов, в том числе и один из их лидеров - А.И. Коновалов. Однако некоторые прогрессисты предприняли попытку сохранить свою партию в качестве самостоятельной организации. В марте-апреле 1917 г. прогрессисты переименовали свою партию в радикально-демократическую и объявили себя сторонниками установления федеративной демократической республики с президентской формой правления.

Партия социалистов-революционеров. Партия социалистов-революционеров началась с саратовского кружка, возникшего в 1894 и состоявшего в связи с группой народовольцев "Летучего листка". Когда народовольческую группу разогнали, саратовский кружок обособился и стал действовать самостоятельно.

Во второй половине 1890-х небольшие народническо-социалистические группы и кружки существовали в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе. Часть их объединилась в 1900 в Южную партию социалистов-революционеров, другая в 1901 - в "Союз эсеров". В конце 1901 "Южная партия эсеров" и "Союз эсеров" соединились, и в январе 1902 газета "Революционная Россия" объявила о создании партии. В неё влилась женевская "Аграрно-Социалистическая лига". Название партии "социалисты-революционеры" не было случайным. Оно происходило оттого, что эсеры ставили своей задачей преобразование общества на социалистических началах.

Хотя партия эсеров формально и заявила о своем возникновении в 1902 г., но организационно оформилась на ее 1-м учредительном съезде, состоявшемся в конце декабря 1905 г. - начале января 1906 г., на котором были приняты ее программа и Временный организационный устав. Дополнения к уставу были внесены только в 1917 году. Лидеры партии: В.М. Чернов, М.Р. Гоц, Н.Д. Авксентьев.

Историко-философское миросозерцание партии обосновывалось трудами Н.Г. Чернышевского, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского.

Проект программы партии был опубликован в мае 1904 г. в № 46 "Революционной России". Проект с незначительными изменениями был утвержден в качестве программы партии на её первом съезде в начале января 1906 года. Эта программа оставалась главным документом партии на протяжении всего её существования. Основным автором программы был главный теоретик партии В.М. Чернов.

Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества, сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путём. Но эсеры были сторонниками демократического социализма, то есть хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться через представительство организованных производителей (профсоюзы), организованных потребителей (кооперативные союзы) и организованных граждан (демократическое государство в лице парламента и органов самоуправления).

Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Эта теория составляла национальную особенность эсеровского демократического социализма и являлась вкладом в сокровищницу мировой социалистической мысли. Исходная идея этой теории заключалась в том, что социализм в России должен начать произрастать раньше всего в деревне. Почвой для него, его предварительной стадией, должна была стать социализация земли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.