Исполнительно-распорядительная власть. Она отличается
динамизмом, повышенной восприимчивостью к общественной жизни, осуществляется
правительством. Особенность исполнительной власти в том, что она не только исполняет
законы, но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной
инициативой. Если учесть, что эта власть осуществляет свою деятельность
преимущественно за «закрытыми» дверями, то при отсутствии надлежащих сдержек
исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную и судебную
власти. Исполнительно-распорядительная деятельность должна быть основана на
законе и в рамках закона. Она не имеет прав присваивать себе полномочия и
требовать от граждан выполнения каких-либо обязанностей, если это не
предусмотрено законом. Ее сдерживание достигается посредством регулярной
подотчетности и ответственности перед народным представительством, которое
имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.
Судебная власть. Она включает учреждения, которые
представляют самостоятельную структуру государственной организации. Состояние
судебной власти, отношение к ней в обществе, направления ее развития оказывают
существенное воздействие на все стороны жизни общества: экономическую, политическую,
культурную, статус человека, обеспечение и защиту его прав и свобод. Каждый
человек должен иметь твердую уверенность в том, что его обращение к судебной
власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод
человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами — норма
правового государства. Суд призван быть защитником права, пресекая
правонарушения.
Судебная власть воздействует на законодательную и
исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов. Так,
с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не
только подзаконных актов, но и самих законов.[47]
Следующим аспектом структуры власти, на котором я хочу
остановиться подробнее, являются её ресурсы. К основным ресурсам общества,
регулирование и распределение которых и выступает реальным объектом властного
общения, можно отнести те материальные предметы и духовные блага, которые
способны, во-первых, удовлетворять потребностям и интересам людей, представляя
определенную ценность в социальных отношениях и, во-вторых, повышать потенциал
влияния и силу воздействия агентов власти. По мнению ряда американских
политологов, власть есть, прежде всего, контроль и распределение ресурсов
общества, а политика, соответственно, — сфера обмена ресурсами или
регулирования ресурсообмена.[48]
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим
является неравномерное распределение ресурсов власти. Ресурсы власти очень
многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из
них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. К
утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным
— меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся
средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения
человека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие
его требований. Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии
с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, политико-силовые
и культурно информационные.
Экономические ресурсы — это материальные ценности,
необходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты
питания, полезные ископаемые и др.).
Социальные ресурсы — способность повышения (или понижения)
социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж,
образование и др.).
Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а
также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой
информации и др. Силовые ресурсы — это оружие и аппарат физического
принуждения, специально подготовленные для этого люди.
Специфическим ресурсом власти является сам человек
(демографические ресурсы). Люди — это универсальный, многофункциональный
ресурс, который создает другие ресурсы.[49]
Использование ресурсов власти приводит в движение все ее
компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим
этапам (формам); господство, руководство, организация и контроль.
Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно,
что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а
также к взаимному соперничеству и давлению друг на друга в этой сфере
государства и общества, противоборству власти управляющих и влияния
управляемых. Управляющие обладают организованным контролем над
общегосударственными ресурсами и административным аппаратом, а управляемые
располагают лишь своими частными ресурсами потенциалом мобилизации граждан со
стороны партий и движений, которые наряду с регулируемым распределением
«сверху» постоянно ведут борьбу за выгодное им перераспределение общественных
ресурсов и усиление социального контроля над ними «снизу».[50]