Рефераты. Политическая система






2.2 Структура политической системы.


     Основными требованиями-критериями, предъявляемыми при рассмотрении ко всем структурным элементам политической организации общества, являются требования их внутренней упорядоченности, организованности и хотя бы минимальной политичности. Суть первого из них сводится к тому, чтобы каждое общественно-политическое объединение, рассматриваемое в качестве структурного элемента политической организации общества, выступало бы, прежде всего как организация и обладало бы признаками организации.

     Характерными признаками любой организации являются: определенный порядок ее образования и функционирования; наличие акта, свидетельствующего о сформированности и формально-юридической оформленности того или иного объединения; функционирование каждой общественно-политической организации ради достижения непосредственно стоящих перед ней целей; деятельность каждой организации в определенной сфере общественной жизни, в соответствии с установленными принципами; наличие у всех организаций органов, ведающих их внутренними и внешними делами.[9] Суть второго требования состоит в том, что каждый структурный элемент политической организации классового общества должен быть не просто организацией, а политической   по своему характеру организацией. Значит он непременно должен: а) выражать политические интересы определенного класса или иной социальной общности; б) быть участником политической жизни и носителем политических отношений; в) иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти – ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им; г) руководствоваться в своей деятельности политическими нормами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

     Говоря о политическом характере структурных элементов политической системы общества, следует иметь в виду, что у одних организаций политика в их деятельности занимает значительное место, в то время как у  других играет второстепенную роль. В зависимости от этого, с марксистской точки зрения, все объединения подразделяются на организации собственно политические, несобственно-политические и организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект. К числу собственно политических организаций относятся государства, политические партии и некоторые общественные объединения. Характерным признаком этих организаций является организационная связь с политикой и их прямое воздействие в самых различных формах. Самоцелью их создания и функционирования выступает политика. Она заключается в осуществлении политики того или иного класса, в политическом воспитании различных слоев классового общества и в проведении политических интересов той или иной социальной общности в жизнь.

     Решающую роль среди всех структурных элементов политической системы общества, несомненно, играет государство. Оснащенное специальным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими “заведениями” в виде тюрем и прочих принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках господствующего класса, как главный проводник его воли и интересов в жизнь, как главнейшее средство осуществления его политической власти. Государство является объективно необходимым составным элементом политической системы общества. Оно, постоянно видоизменяясь в своей сущности, форме и содержании, неизбежно сохраняется на протяжении всей истории развития классового общества. В то же время, остальные звенья политической системы общества, имеющие политический характер, могут появляться на определенных этапах ее развития и исчезать, выполнив возложенные на них задачи.

     К несобственно-политическим структурным элементам политической системы общества относятся такие объединения, которые возникают не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других им подобных причин. Прямой целью их создания и функционирования никогда не выступает политика. Свою основную деятельность эти организации, к числу которых можно отнести профсоюзные, кооперативные и другие, осуществляют соответственно в производственной, социально-бытовой, культурной и иных сферах жизни общества. “ Они не ставят пред собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть”.[10]Политическая деятельность этих организаций не имеет для них решающего значения. Однако речь в данном случае идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не об отрицании его как такового вообще.

     Среди организаций, имеющих в своем содержании лишь незначительный политический аспект, выделяются объединения, возникающие на основе чисто личных интересов той или иной группы людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, филателистов, туристов и других. “Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических отношений”.[11]                 

     Предложенное в марксистской литературе разделение различных институтов в структуре политической системы общества по политическому и другим признакам, отражает необходимость использования в процессе исследования, помимо всех прочих методов и подходов, институционального метода.

     Суть его заключается не только в определении формирующих политическую систему институтов, но и в анализе ее субъектно-институциоанальных, элементно-структурных и отчасти формально-юридических сторон. С институциональной точки зрения политическая система любого общества выступает как сложный комплекс взаимосвязанных, взаимодействующих друг с другом или противодействующих друг другу политических институтов. Этот подход к исследованию политической системы общества может сочетаться с другими подходами и дополняться ими.

     В целях более разностороннего исследования политической системы общества, методологически важным представляется рассмотрение ее в виде своеобразного системного комплекса или общей системы, складывающейся из ряда подсистем. В качестве последних можно выделить, наряду с институциональной подсистемой, занимающей главенствующее положение среди других подсистем, также функциональную подсистему, складывающуюся из совокупности тех функций, которые выполняются отдельными общественно-политическими институтами, группами институтов, политической системой общества в целом; регулятивную подсистему, представляющую собой совокупность различных регулятивных средств (социальных норм, традиций, политических воззрений, обычаев и прочих), направленных на регламентацию жизнедеятельности политической системы общества в целом и ее отдельных структурных элементов; коммуникативную подсистему, выступающую в виде совокупности разнообразных связей и отношений, существующих между отдельными элементами политической организации общества и собирающих последние в единую полисистему.

     Институциональная подсистема в решающей мере предопределяет понятие и содержание политической системы общества в целом, оказывает огромное влияние на основные направления ее деятельности, социальное содержание и назначение. По отношению к политической организации общества в целом, а также по отношению к ее отдельным частям, институциональная подсиситема выступает в качестве основополагающей системы, так как она является источником всех наиболее важных связей, возникающих в рамках политической организации общества. Именно по отношению к ней политические идеи, взгляды, теории и представления выполняют служебные функции, формируя свои собственные подсистемы.

     При рассмотрении политической системы общества с точки зрения различных подходов ключевое значение имеют вопросы, касающиеся специфических черт и особенностей, составляющих ее элементов. Именно вокруг этих вопросов в марксисткой литературе в течение продолжительного времени ведутся нескончаемые споры. Ранее высказывалось мнение, согласно которому “в качестве структурных элементов политической системы общества предлагается рассматривать лишь различные социально-политические институты, обладающие признаками организационности и политичности”.[12]Однако в отечественной и зарубежной литературе имеют место и другие суждения.

     Одни авторы рассматривают в качестве ее структурных элементов помимо различных общественно-политических институтов также и политические отношения.

     Другие склонны относить к структурным элементам политической системы, кроме различных институтов, также трудовые коллективы, классы, народ, нацию, семью, различные формы общественной самодеятельности, средства массовой информации и т. п.

     “Иногда в качестве субъектов политической организации общества (особенно социалистического) рассматриваются не только организационно не оформленные как таковые социальные общности (народ, нация), но и отдельные личности”.[13]    

     Третьи же, считают возможным относить в разряд структурных элементов политической системы общества политические идеи, взгляды, представления, политическое сознание, политическую идеологию и т. п.

     Обратим внимание на то, насколько правомерным и обоснованным является рассмотрение в качестве самостоятельных структурных элементов наряду с государственными и негосударственными институтами всех иных общественно-политических явлений, политических идей, взглядов, представлений.

     Не существует сомнений в том, что в каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолированно, как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.

     Политические идеи, взгляды, представления, будучи неразрывно связанными с соответствующими институтами и учреждениями и материализуясь в них, целиком растворяются в них. И в этом превращенном виде становятся ли они элементами политической системы общества? Можно ли вообще рассматривать политические идеи, взгляды, представления в качестве самостоятельных структурных элементов последней? Очевидно, нет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.