Рефераты. Политическая обстановка на Ближнем Востоке после свержения режима С. Хусейна в Ираке






Однако эту политическую линию Иран сможет проводить только крайне осторожно из-за необходимости сохранения дружественных отношений с арабскими монархиями Персидского залива и стремления избежать конфронтации с США в вопросах развития своего ракетно-ядерного оружия. Возможность усиления шиитского сепаратизма в Ираке вызывает озабоченность у руководства арабских монархий, по их оценкам, это может привести к нарушению баланса сил в Персидском заливе и укреплению там иранского влияния. В связи с этим очень своевременно прозвучало заявление президента Ирана М.Хатами во время его визита на Ближний Восток в мае 2003 г. На митинге в Бейруте он заявил, что Иран не поддерживает идею любого конфессионализма в устройстве будущей власти в Ираке. Иран заинтересован в интернационализации усилий международного сообщества в создании нового Ирака и в скорейшем выводе сил коалиции из Ирака и стран ССАГПЗ. В этом интересы России и Ирана совпадают. Война в Ираке и свержение правящего там режима нанесли серьезный урон экономическим интересам ряда крупных российских компаний, многие из которых, прежде всего нефтяные, связывали свое будущее с деятельностью в этой стране. Конечно, только этим не исчерпывается весь потенциал российско-иранских отношений.

Вместе с тем Иран опасается, что падение режима Хусейна может в перспективе ослабить роль Ирана как духовного центра шиизма в мире и регионе. После прихода к власти в Ираке режима С. Хусейна шиитские духовные лидеры вынуждены были выехать из религиозных центров Ирака (Неджеф, Кербела) и обосноваться в Куме. С этого времени Кум превратился в мировой духовный центр шиизма. Поэтому Иран и его духовенство стремятся сохранить за собой эту роль и укрепить легитимную основу своих претензий на лидерство. Это особенно важно, когда в самом Иране все чаще предпринимаются попытки подвергнуть ревизии роль института «Велаяте факих» в государственной системе страны. Одним из косвенных подтверждений этих опасений иранского духовенства могут служить наметившиеся накануне войны в Ираке разногласия между духовными лидерами ИРИ и духовным лидером «Хезболла» шейхом Фадлаллой, который ориентирован на Неджеф в большей степени, чем на Кум, и имеет особые отношения с Дамаском. По сообщениям арабской прессы, клерикальное руководство ИРИ даже планировало физическое устранение Фадлаллы, чье влияние стало активно распространяться среди шиитов. Конфликт между Фадлаллой и духовным руководством ИРИ возник в результате выпущенных им в начале 2003 г. фетв, в которых этот шейх крайне негативно высказался против США и переустройства Ирака, что не согласовывалось с позицией нейтралитета, занятой Ираном в связи с войной в Ираке. С учетом близких отношений Фадлаллы с сирийским руководством Иран обвинил духовного шейха «Хезболлы» в том, что он был косвенно повинен в расколе шиитской общины Ливана и изменении ее позиций в отношении войны в Ираке. Высказывания генсека «Хезболлы» X. Насраллы в отличие от резких антиамериканских заявлений Фадлаллы, напротив, отличались умеренностью и больше соответствовали позиции нейтралитета, занятой иранским руководством. В этих условиях сирийский президент Б. Асад отменил свой визит в Тегеран в январе 2003 г. из-за несогласия с нейтральной позицией Ирана в отношении американских планов нападения на Ирак, что не могло не отразиться на сирийско-иранских отношениях в этот политически сложный период.

Все это вызывает особое беспокойство у иранского руководства, в частности, в вопросе ближневосточного урегулирования. Если США смогут разблокировать процесс ближневосточного урегулирования по своему сценарию, то это может привести к изменению баланса сил в регионе не в пользу ИРИ. Усилившийся после окончания боевых действий в Иране нажим США на Сирию, являющуюся одним из главных арабских союзников Ирана, вызывает озабоченность иранского руководства. Не случайно накануне визита госсекретаря США К.Пауэлла в Сирию в Дамаск и Ливан прибыл заместитель министра иностранных дел ИРИ М. Садр, который провел переговоры с сирийским и ливанским руководством и передал твердое намерение Тегерана поддерживать исламское сопротивление на юге Ливана и в Палестине. Иран заинтересован в укреплении союза с Дамаском и Бейрутом в целях упрочения своих позиций в этом регионе. В случае, если Сирия и Ливан согласятся с требованием США о разоружении «Хезболлы» и пересмотрят свои отношения с радикальными исламскими и палестинскими организациями, это существенно ослабит влияние ИРИ на политические процессы в ближневосточном регионе. Иран опасается, что в американских планах имеется намерение попытаться полностью изолировать ИРИ от ближневосточных политических процессов, что, несомненно, окажет серьезное влияние на развитие внутриполитической ситуации в Иране. Поэтому ближневосточное направление внешней политики ИРИ остается одним из основных императивов внешнеполитического курса Ирана на сегодняшний день.

Основным содержанием политики США в отношении Ирана является не допустить вмешательства ИРИ в процесс переустройства Ближнего Востока с тем, чтобы Иран не стал моделью для государств арабского мира. Война в Ираке продемонстрировала, что авторитарный режим С.Хусейна не пользовался поддержкой народа, а национальные вооруженные силы оказались неэффективны с точки зрения защиты суверенитета страны. Быстрая победа коалиционных сил в Ираке была в значительной мере обусловлена тем обстоятельством, что правящий режим не имел глубоких корней в народе, и иракцы в массе своей не встали на его защиту. Даже шиитское духовенство Ирака не выпустило ни одной фетвы с призывом к борьбе против войск коалиции.

С учетом того, что авторитарный характер власти в большинстве монархий Персидского залива имеет в большей или меньшей степени черты, схожие с режимом в соседнем Ираке, эти страны сталкиваются со сложной проблемой выбора своего дальнейшего пути развития. В аравийских общественных кругах усиливаются позиции сторонников реформ и изменения сложившейся властной конфигурации собственными силами, не дожидаясь «помощи» от США. Пример Ирана, чья система власти по сравнению с некоторыми арабскими режимами продемонстрировала большую самостоятельность и устойчивость, может стать образцом для некоторых отрядов реформаторских движений, что представляет для США определенную проблему. США не могут оказать столь эффективное воздействие на ход внутриполитических процессов в ИРИ и поэтому вынуждены считаться с «иранским фактором» в своей ближневосточной политике. В этих условиях США будут оказывать давление на Иран, однако вряд ли прибегнут к использованию силы, поскольку политическая роль США на Ближнем Востоке будет тогда сведена к нулю, и Америке придется реализовывать свою политику в регионе исключительно военными средствами. Белый дом причисляет Иран к «оси зла», но единого взгляда на эту проблему в американских правящих кругах нет. Если одни обвиняют Иран в стремлении создать оружие массового поражения и оказать помощь радикальным исламским группировкам, то другие считают, что Иран переживает сложный период трансформации, перехода от воинственной фазы исламской революции к более умеренному и либеральному режиму, символом которого является президент М. Хатами. В Иране в условиях теократического режима формируется гражданское общество, существует свобода дискуссий и относительный плюрализм мнений.

В противовес американской политике силы в Ираке и регионе в целом президент ИРИ М.Хатами в ходе своего недавнего визита на Ближний Восток противопоставил политику «диалога цивилизаций». Выступая в Бейруте, он дал ясно понять, что несмотря на то, что принципиальные положения внешней политики ИРИ в регионе остаются прежними (поддержка сопротивления юга Ливана, справедливые решения палестинской проблемы и т.д.), средства ее реализации будут меняться, и сделал упор на политические и гуманитарные способы решения этой проблемы.

В последнее время в отношении Ирана с арабскими монархиями Персидского залива наметился существенный прогресс. В октябре 2002 г. Иран подписал соглашение о безопасности с Кувейтом, аналогичное ранее заключенному с Саудовской Аравией, весьма результативным стал визит короля Бахрейна в Иран. Идут переговоры об островах и т.д. Другим важным направлением внешней политики ИРИ в регионе является проблема ближневосточного урегулирования и создания палестинского государства. Все большее значение приобретают отношения Ирана с участниками ближневосточного процесса, прежде всего с Египтом, который активно участвует наряду с США и Израилем в разрешении палестинского вопроса.

Отношения Ирана с крупнейшей арабской страной Египтом пока полностью не восстановлены. Несмотря на то, что начиная с 1992 г. наметились позитивные тенденции в развитии двусторонних связей, они ограничиваются научно-культурной сферой. Дипломатические отношения в полном объеме не возобновлены. Египет считает, что поскольку Иран стал инициатором разрыва дипломатических отношений в 1986 г., то он и должен проявить активность в их восстановлении. В то же время консервативные круги духовенства ИРИ настороженно относятся к Египту из-за его отношений с США и Израилем. Так, принятое в октябре 2002 г. Советом национальной безопасности ИРИ под председательством Хаменеи решение об активизации связей с арабскими странами и, в том числе, с Египтом получило развитие в отношении арабских государств Персидского залива, а не Египта. И все же, если Иран стремится активно участвовать в делах арабского мира, то он вряд ли сможет игнорировать Египет и его роль на Ближнем Востоке. Судя по всему, в иранском руководстве это понимают и продолжают налаживать взаимоотношения с Египтом. Об этом свидетельствует и приведенное выше высказывание X. Рафсан-джани об отношениях с Египтом.

В этой связи важным может оказаться изменение отношения ИРИ к поддержке радикальных исламских организаций на Ближнем Востоке, деятельность которых негативно сказывается на Египте и осложняет переговорный ближневосточный процесс, формальную ответственность за который в качестве посредника несет Египет перед США.

Происходящие на Ближнем Востоке события непосредственно затрагивают государственные интересы ИРИ. Будучи крупной региональной державой, Иран озабочен тем, чтобы иметь возможность оказывать влияние на развитие обстановки в регионе с учетом обеспечения своих интересов. В то же время ИРИ сталкивается с очень серьезными проблемами в регионе и враждебной Ирану политикой США. Война в Ираке и ее последствия непредсказуемо меняют конфигурацию политических сил в регионе и заставляют Иран опасаться за свою безопасность. В связи с этим меняются и внешнеполитические приоритеты иранской политики.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1)                MEMRI. Inquiry and Analysis. Series, № 128, March, 26; № 132, April, 15.

2)                The Christian Science Monitor, 03.10.2003.

3)                IRNA, 09.03.2003.

4)                Рахбар, 20.04.2003.

5)                IRNA, 12.04.2003.

6)                Аль-Ватан Аль-Арабий, 07.02.2003

Размещено на


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.