Рефераты. Политическая культура и идеология






В этом политическая идеология тесно связана с политической наукой. Анализируя конкретные политические течения – от Платона и Аристотеля до мыслителей XX в., белорусские политологи отмечают, в частности, практическое отсутствие границы между познанием политики и нормативными основами политических идеологий, между научным беспристрастием и политическими предпочтениями. В идеологии научные знания об обществе, государстве и политической жизнедеятельности как таковой преломляются через призму социальных предпочтений. Таким образом, идеологию можно охарактеризовать как систему идей, представлений, понятий, выраженную в различных формах сознания.

Политическая идеология обосновывает общественные идеалы как значимые для всего общества и конкретизируется в политических доктринах, в программных документах и т.д.

К уже ставшим традиционными функциям политической идеологии относятся:

– легитимизация власти определенных политических сил и режимов;

– мобилизация и интеграция общества (единение на общей идеологической платформе является цементирующей основой социума);

– конгнитивная функция (здесь речь идет о том, что, отражая то или иное общество, идеология несет в себе и конкретные научные знания о его особенностях и его качественных характеристиках);

– конструктивная функция наиболее четко проявляется в принятии программных действий, которые затем реализуются на практике;

– в нормативной функции содержатся определенные ориентиры – нормы, которых следует придерживаться;

– компенсаторская функция определяет перспективы социального развития;

– функция коммуникатативная помогает выработать общий угол зрения, через который общество (или конкретный социальный слой) оценивает происходящие события.

В учебниках политологии даны подробные характеристики основных направлений идеологии: либерализм, консерватизм, социализм.

Либерализм возник в период буржуазных революций XVIII–XIX вв. как выражение интересов третьего сословия. Классический либерализм (Локк, Монтескье, Смит) отстаивал идею индивидуальной свободы, в том числе свободного рыночного обмена и невмешательства государства в социально-экономическую сферу. Кризис теории либерализма стал следствием мирового экономического кризиса. И неолиберализм уже стал включать в себя вмешательство в социально-экономическую сферу, в частности, путем цикличного балансирования бюджета, проведения налоговой политики, увеличения расходов на социальную сферу.

Консерватизм возник в конце XVIII в. как реакция на французское Просвещение и революцию. Представители классического консерватизма (Берк, Бональд, де Местр) выражали интересы аристократии, склонной к сословным привилегиям, и считали, что подлинной природе человека чуждо слово "свобода". Важнейший признак консерватизма – нравственный абсолютизм, традиционализм. По мнению классиков консерватизма, основа порядка в обществе – социальная иерархия. Неоконсерватизм находится под определенным влиянием либерализма, при этом принцип свободы ставится выше принципа равенства. В экономической области неоконсерватизм выступает за ограниченное управление со стороны государства.

Социалистическая идеология во всех ее модификациях была и остается привлекательной для широких социальных слоев, вследствие своей постоянной ориентации на социальную справедливость.

Социализм включает в себя три основных модификации:

1. Утопический социализм (Мор, Сен-Симон, Фурье) – пытался вывести форму "идеального общества", где инициатива преобразований исходила бы от имущих классов.

2. В теории марксизма коммунистическое общество – закономерный результат развития цивилизации. Освобождение пролетариата в итоге пролетарских революций – закономерный итог классовой борьбы. Освобождая себя, пролетариат освобождает всех трудящихся. Коммунистическое общество – это общество свободных тружеников, с развитым общественным самоуправлением, отсутствием классов и абсолютным социальным равенством.

3. Основой демократического социализма является реформизм. В данном случае одинаковое значение придается как принципу личной свободы, так и принципу социальной справедливости. Один из характерных его признаков – наличие многоукладной экономики. При этом государство понимается как стержень политической системы, примиряющий и регулирующий социальные взаимоотношения.

Однако следует иметь в виду, что реальная жизнь (как и историческая ретроспектива) может интегрировать различные идеологические подходы с учетом менталитета, традиций и социальных характеристик конкретного народа.

Например, белорусский народ постепенно воспринимает элементы либерализации, не утрачивая при этом социалистических традиций. Близки ему и некоторые постулаты консерватизма, прежде всего, нравственный абсолютизм, верность своим ценностям и идеалам, а также традиционализм.

С целью определения особенностей современного базиса идеологии белорусского государства нами был произведен вторичный политологический анализ социологических опросов. Вот что они показали.

Начало периода реформ в Беларуси было временем демократической эйфории. Массовые настроения во многом можно было охарактеризовать по признаку отношения населения к институту частной собственности. Так, более половины респондентов (по опросу на конец 1990 г.) поддерживали предложения о его введении.

Однако очень скоро возникли "ножницы" между ожиданиями и фактическими реалиями жизни. Вспомним, что это происходило на фоне одного из главных противоречий в процессе демократизации власти в республике: разбалансированности административного управления при отсутствии правовой базы реформирования. Результаты соцопросов зримо отражают, как зарождалась тревога за завтрашний день: по прогнозам респондентов (при опросе в ноябре 1991 г.) 23,4 % считали, что общество движется к катастрофе и только 3,5 % – что оно движется к демократии, а 2,5 % – к капитализму.

Выход из тупика виделся вновь в усилении государственного влияния в жизнедеятельности страны. В конце весны 1991 г. среди проблем, которые нужно решить в первую очередь, 69 % опрошенных называли снижение (государством) цен, 65 % – увеличение зарплаты, 34 % – "борьбу со спекулянтами и жуликами", 27 % – усиление дисциплины на производстве и только 19 % – введение частной собственности.

Картину дополняют следующие данные. На вопрос: "Как вы считаете, что нужно для того, чтобы обеспечить процветание народа Беларуси?" – 50 % респодентов ответили: "Государственную собственность нужно сохранить, но хорошо платить тем, кто хорошо работает". Вдвое меньше опрошенных (21 %) предлагали "отдать предприятия, землю в частную собственность. А на вопрос: "Пользуясь свободой в условиях рынка, где бы вы хотели работать?" – 20 % называли государственное предприятие и лишь 7 % – частное.

Однако прошло время, и на фоне возраставшего в тот период кризиса государственной власти усилилось недоверие уже к самому действовавшему в то время государственному руководству.

Упаднические настроения особенно отчетливо начали проявляться с весны 1993 г. Наибольший процент (примерно третья часть) считали, что большинство людей жили скорее в нестерпимых условиях, и более того – опасались перемены к худшему. Примерно такое же количество респондентов оценивало социальную ситуацию в республике как напряженную и имеющую тенденцию к обострению. Последнее подтверждается динамикой данных, полученных по ряду однотипных вопросов в ходе опросов 1992 – 1993 гг. Так, участниками забастовок намеревались стать в июле 1992 г. 3,1 %, в июне 1993 г. – 21,8 % опрошенных (то есть в 7 раз больше).

После выборов Президента Республики Беларусь массовые настроения резко изменились в пользу укрепления государственной власти и роли государства в развитии общества. Рейтинг доверия Президенту с первых социологических опросов по сегодняшний день очень устойчивый (а в преддверии политических кампаний он, как правило, еще более повышается). В целом наибольшим доверием у респондентов пользуются основные институты государственной власти. В этом проявляется надежда населения на руководство страны, возглавляемое Президентом, в котором народ видит основную силу, способную все более стабилизировать ситуацию.

Именно на поддержание курса устойчивого развития, с учетом массовых настроений, направлена в Беларуси социально-экономическая политика, базирующаяся на идеологии белорусского государства.

Анализ ряда документов (в том числе "Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 годы" и на 2001 – 2005 гг.) приводит к выводу о том, что квинтэссенцию избранной политики реформ составляет создание социально-ориентированной рыночной многоукладной экономики с приоритетной ролью государства в ее становлении.

Характерным является и то обстоятельство, что и политические партии не отрицают роли обновляемого государства в реализации социальной политики.

Во всем этом проявляется менталитет самого нашего общества, основанный на традициях социальных гарантий и государственной заботы о населении.

Таким образом, можно говорить о постепенном формировании в Беларуси идеологии реформ, которую целесообразно расценивать и как идеологию белорусской государственности.

По сути, идея сильного государства, не опекающего, не подавляющего, а поддерживающего и страхующего гражданское общество, и может в нынешних условиях стать той "общей волей" (Ж.-Ж. Руссо) или идеей справедливости, которая должна лежать в основе практически любого общественного устройства как нравственный стержень общества, как основа национального согласия.


Список использованных источников


1. Политология: Курс лекций / Бобков В.А., Браим И.Н., Егоров А.Н. Мн., 1996.

2. Баранова Е.В. Политология: Курс лекций / Баранова Е.В. – Мн., 2003. – 112 с.

3. Политология: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей, Л.В. Старовойтова и др. Мн., 1996.

4. Политология: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. М., 1999.

5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1995.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.