Рефераты. Политическая элита и политическое лидерство






Теория ситуативности. Можно предположить, что рождение /политического лидера начинается с того момента, когда его первый общественный опыт, помноженный на неординарные способности, позволит ему сделать смелое умозаключение: «Я знаю суть проблем, вставших перед нами, вижу пути их решения, то, что я предлагаю, воспринимается и поддерживается окружающими людьми, и я могу возглавить их стремления к достижению ожидаемых результатов».

Однако «подстегивающим» обстоятельством (условием, средой) для проявления лидера выступает ситуация. «Нет сомнений в том, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер “чувствует ситуацию” и знает, когда он может ее использовать. Величайшие лидеры обладают способностью обратить ситуацию в свой актив...»,— утверждает американский социолог Дженнингс.

Теория определяющей роли последователей. Здесь анализируются отношения лидера с ведомыми. Настроения, интересы, потребности разных социальных групп есть императив для властных решений лидера. Он ориентируется на группы и старается выполнить их требования вне зависимости от того, авторитарно или, напротив, демократично ориентированы последователи лидера; он будет подстраиваться под них, обеспечивая поддержку всей деятельности. Сторонники этой теории считают влияние ведомых на лидера негативным, поскольку последователи превращают лидера в марионетку, действующую по их указаниям.

Теория рассматривает следующие характеристики последователей: 1) потребностно-мотивационную сферу; 2) эмоциональную сферу; 3) процессы познания и восприятия; 4) типологические особенности, т. е. национальный характер, архетипы, ориентации, установки; 5) социально-психологические особенности; 6) представления, ценности, идеологию, самооценку, прототипы политического лидера, систему убеждений; 7) структурные особенности среды последователей, включая их организацию; 8) поведение последователей, включая обратную связь и самостоятельную активность.

Психологическая интерпретация лидерства. Сторонники этого подхода считают, что в основе общественной жизни лежит человеческая психика, которой и объясняются все поступки людей. Наиболее широкое распространение получила фрейдистская трактовка лидерства. По 3. Фрейду, потребность в авторитете живет в «массовом» человеке как выражение тоски по отцу; великие лидеры стараются использовать эту потребность, чтобы вести за собой массы. Механизм принятия ведомыми сильного лидера таков: ребенок, живущий под гнетом отца-тирана, защищает себя, развив механизм повиновения. Жизнь взрослого человека продолжает определяться защитным механизмом, человек получает удовлетворение, подчиняясь начальнику, политическому лидеру, становясь конформистом, винтиком бюрократической машины.

Фрейд заложил основы метода психобиографий, написав в 1932 г. совместно с дипломатом У. Буллитом психобиографию американского президента В. Вильсона.

В работах американского психолога Г. Лассуэла доказывается, что психологической основой политической деятельности являются бессознательное вытеснение «частных конфликтов», пережитых личностью, в сферу общественных объектов и последующая их рационализация в понятиях общественных интересов. По мнению этого автора, проявляющаяся во все более сильной форме потребность во Еласти имеет компенсаторное происхождение: обладание властью психологически компенсирует ущербность, фрустрацию, испытываемую личностью. Так, в одной из биографий Р. Никсон описывается как невротик, одолеваемый страстью к самоутверждению, страхом смерти и потребностью в эмоциональном враге, что порождало у него склонность к провоцированию политических кризисов, подозрительность, социальную изоляцию и трудности в принятии решений.

Подводя итог, можно сказать, что лидерство — это сплав ситуации, участников и их взаимоотношений, а также тех качеств, которыми обладает человек, берущий на себя властную ответственность лидера. Лидер должен быть главой своей группы, проводником идеи, которая может завладеть умами народа или его значительной, ведущей части. Но и общество должно готовить себе лидеров.

3. Типологии и функции политического лидерства


Для изучения природы лидерства большое значение имеет типология политических лидеров. По этому вопросу нет единого мнения.

Многие исследования лидерства опираются на типологию, разработанную немецким философом и социологом Максом Вебером (1864-1920). Он выделял три типа лидерства:

1)   традиционное — право на лидерство, принадлежность к элите, вера в святость традиций (характерно для до индустриального общества);

2)   харизматическое — вера в способность вождя, его исключительность, культ личности;

3)   рационально-легальное (бюрократическое) — основано на вере в законность существующего порядка.

Наибольший интерес вызывает харизматическое лидерство, объясняющее феномен лидерства. Для него характерна фанатическая преданность последователей лидеру, лидерство в этом случае носит сугубо личностный характер. Но Вебер не определяет, какими качествами должен обладать лидер этого типа, не дает ему каких-либо исторических или других объективных оснований.

Американский политолог Р Такер предлагает такую типологизацию лидеров: лидер-реформатор, лидер-революционер, лидер-консерватор, лидер-либерал. Российские политологи Ф. Бурлацкий и А. Галкин добавляют еще такие типы, как лидер-бюрократ, лидер-технократ, лидер-демагог. Польский политолог Е. Вятр, говоря о психологических чертах и типах поведения лидеров, концентрирует внимание на следующих категориях, которые он рассматривает как дополнение к основным, зависящим от места политической борьбы, чертам, без которых анализ типов лидеров был бы неполным:

1)    отношение к идеологии собственного движения — лидер-идеолог или лидер-прагматик;

2)    отношение к собственным сторонникам — лидер-харизма и лидер-представитель (первый формирует, а второй выражает волю тех, кто за ним стоит);

3)    отношение к противникам — лидер-соглашатель, склонный к компромиссам, и лидер-фанатик, стремящийся уничтожить противника любой ценой;

4)    способ оценки действительности — открытый лидер, воспринимающий критику и новые взгляды на ситуацию, и лидер-догматик.

Р. Зиллер (США) предлагает типологию личности политических лидеров на основе исследования сложности Я - концепции (аспекты Я - концепции: образ «Я», самооценка и социальная ориентация лидера):

ü  аполитичные политики — деятели с высокой самооценкой и высокой сложностью Я - концепции, которые ассимилируют новую информацию, касающуюся их, без угрозы для их Я - концепции (при этом для их реактивности существуют серьезные ограничения: они чувствуют себя оторванными от других и поэтому с трудом реагируют на поведение своих последователей или населения государства в целом);

ü  прагматики — лидеры с низкой самооценкой и высокой сложностью Я - концепции, отвечающие на широкий круг социальных стимулов (они прислушиваются к мнениям других людей и модифицируют свое политическое поведение на основе обратной связи);

ü  идеологи — лидеры с высокой самооценкой и низкой сложностью Я - концепции, не реагирующие на мнения других (их познавательные процессы и поведение очень жестки, а самооценка стабильна);

ü  недетерминированные — деятели с низкой самооценкой и низкой сложностью Я - концепции, которые интенсивно реагируют на узкий круг социальных стимулов. Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Эти задачи прямо зависят от конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство, и возникают на базе определенных потребностей общества, социальных групп и организаций.

М. Херманн в своей типологии выделяет четыре определения лидерства: лидер-знаменосец, лидер-коммивояжер, лидер-марионетка, лидер-пожарник. У лидера-знаменосца есть идеал, ради которого он стремится изменить политическую систему. Он определяет цели и указывает направления деятельности своим последователям, дает им обещания и увлекает за собой.. Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Для лидера-коммивояжера характерной чертой является способность убедить. Она дает возможность «продавать» своим последователям идеи, вовлекая их в осуществление последних. Данный тип лидерства предполагает внимательное отношение к потребностям людей и помощь в их удовлетворении. Лидер-марионетка — это служитель, выразитель интересов своих приверженцев, отражающий их цели и работающий от их имени. Им руководят и придают ему силу его сторонники. И наконец, лидер-пожарник ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Действительность создает спрос — лидер дает ответ. В реальной политической практике большинство лидеров используют все четыре образа лидерства в различном порядке и сочетаниях.

Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач (осознание потребностей проявляется в форме задач). Эти задачи прямо зависят от конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство, и возникают на базе определенных потребностей общества, социальных групп и организаций.

Функции лидера обычно сводятся к своевременному учету общих потребностей, четкой формулировке целей, взятию на себя ответственности за их реализацию, организации масс на их осуществление. Это формальные функции, характеризующие основные этапы осуществления социальной роли лидера:

ü  интеграция общества, объединение масс — лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, государству, отечеству;

ü  нахождение и принятие оптимальных политических решений — и хотя лидеры не застрахованы от ошибок, все же именно способностью найти более приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах;

ü  социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания — хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя», «отца народов», покровителя слабых и т. п. до сих пор широко распространена в массовом сознании;

ü  коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от политического руководства — в условиях сложной, многоступенчатой иерархии власти, ее бюрократизации эта функция особенно значима;

ü  мобилизация масс на реализацию политических целей, инициирование обновления — лидер призван охранять народные традиции, своевременно замечать ростки нового, обеспечивать прогресс общества;

ü  легитимация строя — эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных обществах; когда политический режим не может найти себе оправдания в исторических традициях и демократических процедурах, то он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются, в результате чего устанавливается культ личности: например, Сталина, Ким Ир Сена (Корея), Фиделя Кастро (Куба).

Политическое лидерство возникает лишь при наличии определенных политических и гражданских свобод, т. е. при наличии политического плюрализма, многопартийности, непрерывного политического состязания людей — носителей тех или иных идей и социальных интересов — внутри парламента и партий. Развитие демократии, активная политическая культура масс, наличие гражданского общества и политической оппозиции сужают возможности для некомпетентного лидерства, злоупотребления властью и создают условия для эффективного политического руководства обществом.



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.