Рефераты. Политическая борьба исламизма и кемализма в Турецкой Республике






Современные радикальные исламисты и националисты видят и другую цель, стоящую перед Турцией (перед Турцией исламской, а не перед нынешней): стать центром тюркского мира. Имперская идея в умах турецких националистов сильна, как никогда, именно в ней они видят будущее после возвращения к истокам. К тюркскому миру они причисляют не только независимые государства, в основном постсоветского пространства, такие как Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Кыргызстан, но и части России – Татарстан и Чечню; часть Молдавии – Гагаузию, где проживает 130 000 тюркоязычных гагаузов. К тюркскому миру они отнесли не только мусульманскую Боснию и Герцеговину, но и христианские Болгарию и другие страны бывшей Югославии – в общем, de-facto бывшие территории Оттоманской империи.

Между тем, в современной Турции именно эта группа оппозиции предпринимает меньше всего реальных шагов против ПСР. Их, по всей вероятности, устраивает «сложившийся на нынешний день статус-кво»[373], равновесие между лаицизмом и исламизмом, позволяющий им многое, в том числе для того, чтобы получать «постоянную подпитку» и расширять «сферы своей деятельности»[374], а также оберегающий их от военных. Создаётся впечатление, что шериатчилер и националисты находятся в ожидании момента, когда лаицистская оппозиция окончательно потеряет реальные возможности для противодействия исламизму и позволит им захватить власть в стране.

Это иллюстрируется тем, что данную группу оппозиции поддерживают широкие малообразованные слои населения – люмпены и прочий пролетариат, особенно серьёзна поддержка в отсталых сельскохозяйственных регионах страны. Их мнение «не спросили» в 20-е годы прошлого века, и вестернизация так и осталась для них «болезненным внедрением западных политических норм и институтов в остававшуюся достаточно традиционной местную почву»[375].

К этим группам всё больше примыкает и молодёжь, в основном учащиеся духовных школ или техникумов, как правило, наиболее разочарованные в том, что демократия не может обеспечить ни социально-экономическое равенство, ни даже хотя бы равенство возможностей в этом плане. При этом вряд ли можно утверждать вслед за советскими и постсоветскими исследователями (Напр. В. Данилов[376], Е. Уразова[377]) наличие серьёзной исламистской оппозиции «слева», тем более, что для социал-демократов Турции характерно стремление продолжать демократизацию несмотря ни на что.

Стоит также отметить, что серьёзная прослойка исламистов, возглавляемая их «духовным лидером», лидером нурсизма («нурджулар»)[378], одним из ведущих мусульманских философов-теологов в современном мире Мухаммедом Футхуллахом Гюленом[379], поддерживает правящую партию. Пожалуй, он является духовным лидером и самой ПСР, а также одним из главных сторонников того, что принято называть «умеренным» или «демократическим» исламом. Гюлен полагает, что образование – ключ к решению межконфессиональных проблем, а республика – идеальный строй для Турции, своего рода компромисс между исламистами и кемалистами[380]. Надо заметить, что в среде шериатчилер к деятельности Гюлена неоднозначное отношение: признавая его заслуги в деле проповеди ислама и в вопросах теории, они в целом отмечают, что его идеи позволяют «светскому истеблишменту использовать свои возможности для «извращения исламской идеологии»[381].


§4 Курдский вопрос


В пункте 6 статьи 2 программы ПСР рассматривается позиция партии по отношению к урегулированию курдской проблемы[382]. В связи с ней Белая партия считает необходимым следовать «политике охраны счастья, благополучия, прав и свобод населения региона», при этом не забывая о необходимости полноценной интеграции курдов в турецкое социально-культурное, социально-экономическое и социально-политическое пространство и сохранении единства Турции как унитарного государства[383].

Также партия провозгласила отказ от репрессий по отношению к простому курдскому населению как ответ на террористические акции, а также важность курдского языка в регионе и зависимость террора от экономической несостоятельности региона.

Деятели партии выполняют свои программные установки в должной мере, о чём говорилось выше, в параграфе 2 главы 2. Этим, а также общей популярностью Эрдоана в регионе можно объяснить то, что за время правления ПСР был сделан решительный шаг в пользу урегулирования курдской проблемы, однако о полном её решении говорить, разумеется, преждевременно.

При Ататюрке курды, которые в нынешнее время составляет почти пятую часть всего турецкого населения (до 15 миллионов человек), трижды поднимали восстание – в 1925, 1929 и 1937 годах. Все выступления были подавлены: курдская идентичность жёстко преследовалась. Но после смерти Ататюрка, и, особенно, после военных переворотов 1960, 1971, 1980 годов, усилилось национальное движение на Востоке и Юго-Востоке Турции. Курдские националисты ведут борьбу «огнём» за независимость от Турции с 1984 года[384]. 15 августа 1984 года подразделения боевиков из РПК заняли заняли «небольшие городки Шемдинли и Ерух в провинциях Хаккяри и Сиирт, а затем атаковали турецкие полицейские участки и военные объекты»[385].

РПК была основана Абдуллой Оджалланом в 1973 году, как группа «Революционеры Курдистана». Впоследствии группа реорганизовалась в РПК, ставшую подпольным националистическим движением сепаратистов. «Цель-минимум» РПК – автономия в составе унитарной Турции, «цель-максимум» - создание независимого Курдистана. В своей политической идеологии Оджаллан причудливо сочетал марксизм с примесью того, что в СССР гордо величали «марксизмом-ленинизмом», а также маоизм при большом внимании к исламу.

РПК включена в различные списки террористических организаций, а в 2008 году даже была «включена в перечень Foreign Narcotics Kingpin Designation Act — список торговцев наркотиками в США»[386]. С их борьбой за свободу и демократию связывают до полусотни тысяч жертв среди мирного населения и военных, а также страдания «отравленных душ», как вслед за курдским писателем Вазаром Кемалем курдов называет Der Spiegel[387].

Оджаллан организовывал боевые действия из Сирии, однако, в 1998 году под нажимом Турции лидера курдских сепаратистов «попросили» покинуть страну. Он безуспешно пытался найти убежище в России, Италии и Греции, и в итоге в результате был похищен спецслужбами Турции, США и Израиля в Кении и доставлен в тюрьму на острове Имралы в Мраморном море. Оджаллан был осуждён на смертную казнь, которую затем под давлением мирового сообщества заменили на пожизненное заключение. После его ареста движение за независимость курдов сначала резко активизировалось (прежде всего, в части террора), а затем резко спало, а их лидер призвал сложить оружие и начать переговоры.

В настоящий момент Турция активно проводит переговоры со своими внешнеполитическими партнёрами, надеясь заручиться их содействием в полном уничтожении остатков РПК. Генеральный секретарь НАТО Фог Расмуссен заявил, что «РПК должна немедленно и безоговорочно сложить оружие. Террористическая деятельность РПК неприемлема. Как генеральный секретарь НАТО я не буду вмешиваться во внутренние дела Турции. Могу лишь сказать, что я присоединяюсь к позиции турецкого правительства о необходимости принятия всех необходимых мер в борьбе с терроризмом, в том числе против РПК»[388]. Таким образом, Расмуссен намекнул, что решение курдского вопроса будет зависеть, в том числе, и от сговорчивости Турции в геополитических дискуссиях внутри Североатлантического альянса и принятия решений, пролоббированных США.

Между тем, РПК вполне может, наконец-таки, сложить оружие. Мурат Карайилан, нынешний лидер базирующихся в североиракском горном регионе Кандиль боевиков РПК, заявил: «Кто кого должен простить? А кто ответит за убийство 17 тыс. гражданских лиц, среди которых были бизнесмены, юристы, профсоюзные активисты, врачи, учителя... Друг друга должны простить обе стороны, причем первой прощения должна попросить Турция»[389]. И тем не менее, в начале мая 2009 года он заявил, что «РПК раньше выступала за создание независимого курдского государства, но это осталось в прошлом. Поэтому РПК более не является сепаратистской. Мы хотим, чтобы курды жилы в условиях равенства и свободы в пределах Турецкой Республики»[390]. Как сообщает Times, вариант урегулирования проблемы, предложенный Карайиланом – автономия с собственным парламентом, как в Шотландии[391].

Впрочем, Оджаллан к 25-летию начала войны за независимость (август 2009 года) активизировал пропаганду из тюрьмы, вновь взывая к сепаратизму.

Между тем, помимо РПК после того, как была запрещена Партия Демократического Общества, есть и другая политическая сила, действующая преимущественно цивилизованным, парламентарным, путём – ПМД. Достаточно молодая партия с начала 2010 года претендует на высокие места на будущих выборах, а её лидер Демирташ считает, что именно его партии будет суждено победить в борьбе за права курдов. А его заместитель - Гюльтан Кышанак заявила, что пришло время правительству пойти на диалог с Оджалланом: «Необходимо прислушаться к Оджаллану, если правительство действительно хочет решить курдскую проблему»[392].

Что предпринимает правящая партия в отношении курдов? Помимо вышеперечисленного[393], ПСР предприняла, например, такой важный шаг, как возвращение курдским населённым пунктам национальных наименований населённых пунктов, что было встречено самими жителями весьма благосклонно, так как многие не использовали турецкие наименования, а некоторые «даже не знали их»[394]. Соответствующие действия Белая партия предпринимает в рамках провозглашённой ими в июле 2009 года «демократической инициативы»[395]. Предполагается, что в ближайшее будущее будет решён вопрос с разрешением курдского языка в школах и университетах. При этом, как заявил министр внутренних дел Турции Бешир Аталай, на данный момент нет шансов на придание курдскому языку статуса второго государственного языка[396].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.