Рефераты. Поддержка малого бизнеса






Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступление их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

Важнейшая задача предпринимательства – организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская задача особенно четко выражается в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.

Следовательно, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему задач, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

Финансирование предпринимательских организаций – совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства. «Под финансированием понимается процесс образования денежных средств или в более широком плане – процесс образования капитала организации во всех его формах»[2]). Понятие «финансирование» довольно  тесно связано с понятием «инвестирование»; если финансирование – это образование денежных средств, то инвестирование – это их использование. Оба понятия взаимосвязаны, однако первое предшествует второму: невозможно планировать какие-либо инвестиции, не имея источников финансирования. Вместе с тем образование финансовых средств происходит, как правило, с учетом плана их использования организацией.

Источники финансирования предприятия делят на внутренние (собственный капитал) и внешние (заемный и привлеченный капитал).

Внутреннее финансирование предполагает использование собственных средств и, прежде всего – чистой прибыли и амортизационных отчислений. Финансирование за счет собственных средств имеет ряд преимуществ:

– за счет пополнения из прибыли предприятия повышается его финансовая устойчивость;

– формирование и использование собственных средств происходит стабильно;

– минимизируются расходы по внешнему финансированию (по обслуживанию долга кредиторам);

– упрощается процесс принятия управленческих решений по развитию предприятия, так как источники покрытия дополнительных затрат известны заранее.

Уровень самофинансирования предприятия зависит не только от его внутренних возможностей, но и от внешней среды (налоговой, амортизационной, бюджетной, таможенной и денежно-кредитной политики государства).

Внешнее финансирование предусматривает использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и граждан. Кроме того, оно предполагает использование денежных ресурсов учредителей предприятия. Такое привлечение необходимых финансовых ресурсов часто бывает наиболее предпочтительным, так как обеспечивает финансовую независимость предприятия и облегчает в дальнейшем условия получения банковских кредитов.

В условиях рыночной экономики производственно-хозяйственная деятельность фирмы невозможна без использования заемных средств, к которым относятся: кредиты банков, коммерческие кредиты, то есть заемные средства других организаций; средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации; бюджетные ассигнования на возвратной основе и т.д.

«Принципы предпринимательского права – это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм»[3]). Основными принципами предпринимательской деятельности могут быть названы следующие:

– принцип свободы предпринимательской деятельности получил закрепление в статье 8 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности». Свое развитие этот принцип нашел в Гражданском кодексе Российской Федерации и в других законодательных актах;

– принцип единого экономического пространства, то есть «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории Российской Федерации. Он так же относится к числу конституционных (статья 8 Конституции Российской Федерации). Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральными законами, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей;

– принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 8 Конституции Российской Федерации);

– принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами;

– принцип законности. Раскрывая этот принцип, необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, не менее важно, что государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство.


1.2   Нормативно-правовая база государственного регулирования

предпринимательской деятельности

Основным источником предпринимательского права является Конституция Российской Федерации. Для предпринимательской деятельности особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы Российской Федерации: Гражданский, Налоговый, Бюджетный, об административных правонарушениях, Уголовный и другие. В частности Гражданский кодекс Российской Федерации содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и заканчивая видами предпринимательских договоров.

Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников предпринимательской деятельности играют федеральные законы, классификация которых может быть изложена следующим образом [9, 88-91]:

– законы, регулирующие общее состояние определенного вида рынка, например, Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»;

– законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О финансово-промышленных группах»;

– законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например, Закон «Об инвестиционной деятельности», Федеральные законы «О связи», «О рекламе» и т. д.;

– законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Закон Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» и другие;

– законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;

– подзаконные акты также играют большую роль в деле регулирования предпринимательской деятельности. Среди них можно в первую очередь назвать указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановления Правительства РФ (например, постановление, утвердившее Положение о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества). Большой массив источников предпринимательской деятельности составляют нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и другие;

– в практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще постановления Верховного Совета РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»;

– нормативно-правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Так, применяется, правда, с учетом многочисленных изменений, единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий, утвержденная письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;

– в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией Российской Федерации многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

– велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Например, локальным актом является приказ об учетной политике организации, о перечне сведений, составляющих коммерческую тайну;

– помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательской деятельности являются обычаи делового оборота. В соответствии со статьей 5 Гражданского кодекса Российской Федерации «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе»;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.