Рефераты. Партии в системе властных отношений






В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важ­нейших принципа. Это прежде всего обеспечение равенства возмож­ностей для всех участвующих в выборах партий и кандитатов. Суть его состоит в том, что всем им предоставляется равный максималь­ный лимит расходов на проведение выборов. Во-первых, ограничи­ваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фон­ды избирательных кампаний, с другой - во многих странах госу­дарство берет на себя финансирование предвыборной кампании. В то же время всем партиям и кандидатам предоставляется равное время на радио и телевидении и т.д. Во-вторых, так называемый прин­цип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать ка­ких бы то ни было фальсификаций, оскорблений противнике и т.д. В-третьих, это нейтралитет государственного аппарата, его невмеша­тельство в ход предвыборной борьбы и т.д.

В избирательной системе важен институт регистрации, который регулируется соответствующими законами. Как правило, в списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса. В боль­шинстве индустриально развитых стран списки избирателей состав­ляются местными органами власти. Они автоматически обновляют регистрацию избирателей, и когда эти последние меняют место жи­тельства, регистрация также автоматически следует за ними. По-ино­му обстоит дело в США, где действует процедура личной регистра­ции, при которой регистрация для участия в выборах является су­губо личным делом самого голосующего. Она осуществляется спе­циальными уполномоченными для этой цели, чиновниками город­ских округов и графств, а также местными избирательными комис­сиями и бюро.                    

Одна из главных целей института личной регистрации избирате­лей состоит в том, чтобы дать руководителям избирательных участ­ков возможность установить личность голосующего, является ли он жителем данного избирательного округа и обладает ли правом голо­совать на предстоящих выборах. В определенной степени этим объяс­няется введение ценза оседлости в качестве одного из условий допуска граждан к избирательным урнам. От лиц, желающих участ­вовать в голосовании, требуется предоставить удостоверение лич­ности, места жительства и гражданства. Система личной регистрации предусматривает периодическое обновление избирательных списков. Причем сами избиратели должны также периодически возобновлять свою регистрацию.

Чтобы добиваться права внесения в избирательные бюллетени, кандидаты должны соответствовать требованиям, предъявляемым законом к претендентам на ту или иную должность. Такие требова­ния могут включать минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности и т.д. Напри­мер, согласно конституции США, президентом страны может стать американский гражданин по рождению в возрасте не менее 35 лет и проживающий в пределах США не менее 14 лет. Претенденты в чле­ны палаты представителей должны быть жителями штата, но не обяза­тельно конгрессистского дистрикта, от которого они избираются. В ряде штатов кандидатами на такие должности, как судьи, генераль­ные прокуроры, прокуроры, могут быть только практикующие юрис­ты с определенным стажем по данной профессии. Подобные требова­ния могут предъявляться к претендентам и на другие выборные должности. Для участия в выборах установлен возрастной ценз. До конца 60-х гг. нынешнего века во многих странах избирательное право предоставлялось с 21-23 лет. Но в ходе широких молодеж­ных и студенческих движений конца 60 - начала 70-х гг. этот ценз во многих странах был снижен до 18 лет: в США - в 1971 г., ФРГ и Франции - в 1974 г., в Италии - в 1975 г. и т.д. Для кандидатов же, претендующих на выборные должности, в зависимости от властного уровня установлен более высокий возрастной ценз - скажем, 23- 25 лет в нижнюю и 30-40 - в верхнюю палату парламента.



Избирательная кампания.

 

Для проведения выборов вся территория страны или в зависимо­сти от характера выборов (всеобщие, региональные, местные и т.д.) - области, провинции, районы разбиваются на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения ме­стных выборов создаются небольшие округа на базе городского рай­она, поселка, деревни, то для проведения выборов областного, ре­гионального или федерального уровня несколько таких округов объе­диняются в один большой. Как правило, избирательные округа соз­даются таким образом, чтобы каждый депутат (в зависимости от власт­ного уровня) избирался от равного числа жителей или избирателей.

Под избирательной кампанией в формальном значении этого по­нятия понимается установленный законом период, в течение кото­рого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют их организационную, пропагандистскую и идеолого-информационную подготовку в соответствии с установленными правилами. Под ней понимается также комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандида­тами. В таких случаях говорят об "избирательной кампании" той или иной партии, того или иного кандидата и т.д. Существует целый ряд различий в организации и проведении избирательных кампаний в различных странах. В зависимости от сложившихся в каждой стра­не традиций главой государства или правительства или же парламен­том назначается официальная дата выборов. С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию. Для проведения избирательной кампа­нии создается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический ор­ганизатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник. Помимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного мнения, генераль­ный консультант, консультанты по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств по почте.

После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные избирательные бюллетени. В этом плане большое значение для развития избирательной системы имело введение в конце XIX в. так называемого "австралийского" бюллетеня, приз­ванного обеспечить секретность голосования и уменьшить возмож­ность для фальсификации результатов выборов. До этого каждая пар­тия отпечатывала свои собственные бюллетени, вносила в них лишь собственных кандидатов на каждую должность и привлекала партий­ных функционеров к распространению своих бюллетеней в избира­тельных участках. Это, во-первых, затрудняло секретность голосова­ния, поскольку бюллетени партий различались по цвету и партийные функционеры могли легко определить, кто как голосует. Это, в свою очередь, облегчало запугивание, подкуп избирателей. Во-вторых, поскольку в бюллетень были вписаны имена кандидатов только одной партии, для избирателя было весьма трудно подавать свой голос за кандидатов разных партий на разные должности.

Официальный "австралийский" бюллетень внес существенные изменения в процедуру голосования. Здесь все бюллетени одинако­вы и включали имена всех кандидатов на выборные должности. Эта реформа способствовала обеспечению секретности голосования и уменьшала возможности запугивания и подкупа избирателей. В то же время "австралийский" бюллетень давал избирателям возможность сделать выбор на основе индивидуальных, а не коллективных дос­тоинств кандидатов, отдать свой голос тому или иному кандидату, не голосуя за остальных кандидатов той же партии. Поскольку все кандидаты на одну и ту же должность были вписаны в один бюлле­тень, избиратели более не были вынуждены выбирать сугубо партий­ный список. Именно введение "австралийского" бюллетеня способст­вовало появлению феномена раздельного голосования в Америке, при котором избиратель может голосовать за кандидата республи­канской партии на пост президента и за кандидата демократов на пост члена палаты представителей или сената,и наоборот.

К настоящему времени в США специальные машины, которые начали вводить в 90-§ гг. XIX в., почти полностью вытеснили бумаж­ные бюллетени. Избирательные машины, на панели которых список кандидатов расположен в том же порядке, что и в "австралийском" бюллетене, находятся в специальных зашторенных помещениях, что призвано обеспечить тайну голосования. Избиратель, удостоверив свою личность, входит в это помещение и нажимает на соответствую­щий рычаг, указывающий на список кандидатов той или иной партии, либо на рычажки, указывающие на предпочитаемых им кандидатов из той или другой партии. Избирательные машины значительно упро­щают технику голосования, облегчают и сокращают время на подсчет го­лосов, так что в момент закрытия избирательных участков они выдают результаты голосования.

Существуют различные формы и пути выдвижения кандидатов. Например, в Великобритании любой претендент на выборную долж­ность формально вправе участвовать в выборах в качестве кандидата, предварительно подав в соответствующий орган от своего имени за­явление, подписанное кроме него самого еще несколькими избира­телями. Но все же реально кандидаты почти исключительно выдви­гаются партиями. Премьер-министр назначает дату выборов за два месяца до самих выборов. Как правило, руководители всех партий знают о дате выборов задолго до официального заявления премьер-министра и, соответственно, заранее готовятся к решающей пробе сил. Примерно такая же процедура существует в большинстве стран с парламентским режимом.

Несколько иная технология организации и проведения прези­дентской избирательной кампании в Соединенных Штатах. Официаль­но она начинается в феврале года выборов с праймериз в штате Нью-Гэмпшир и завершается в первый вторник после первого поне­дельника в ноябре избранием президента и других выборных должно­стных лиц. При этом избирательная кампания проходит два этапа. На первом этапе - этапе первичных выборов - борьба разворачивается между претендентами на номинации внутри партий. Первый этап за­вершается общенациональными съездами партий, которые, как прави­ло, созываются в июле, августе года всеобщих выборов. В настоящее время съезды выдвигают и утверждают официальных кандидатов партий на посты президента и вице-президента страны, а также фор­мулируют и принимают их предвыборные платформы. После съезда предвыборная кампания вступает в новую фазу и завершается избранием президента, вице-президента и других выборных должно­стных лиц.

Следует отметить также специфику процедуры избрания прези­дента США, которая отличается от процедуры избрания высших долж­ностных лиц в других странах. Здесь избиратели формально как бы прямо не участвуют в избрании претендента на пост президента. Дело в том, что партийные организации пятидесяти штатов и феде­рального округа Колумбия удостоверяют имя кандидата соответст­вующему должностному лицу вместе со списком так называемых выборщиков президента, которые в случае их избрания отдадут свои голоса кандидату партии. Институт коллегии выборщиков и двухэтапное голосование были установлены отцами-основателями. Они явились результатом компромисса между сторонниками боль­шей автономии штатов, выступавших за то, чтобы президент изби­рался законодателями штатов, и теми, кто выступал за бблыпую централизацию государства и всенародные прямые выборы. Избира­тельная система построена по принципу: один голос от одного изби­рателя, но на уровне штатов. Победу одерживает тот, кто получает наибольшее число голосов, но на уровне штатов. Тем самым учитыва­ется федеральный принцип государственно-политического устройст­ва. Каждому выборщику предписывалось взвесить все "за" и "про­тив" и проголосовать за тех кандидатов на пост президента и вице-президента, которых он считает наиболее подходящими. Консти­туция не связывала выборщиков голосованием за конкретного кан­дидата. Но постепенно, по мере развития партийной системы, сообра­жения квалификации были оттеснены на второй план партийной приверженностью выборщиков. Установилось правило, по которому избранные выборщики связывались обязательством голосовать за определенного кандидата. В конечном итоге они превратились в партийных агентов, обязанных морально и политически поддержи­вать кандидата своей партии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.