Рефераты. Парламентские системы мира: США, Канада, Финляндия, Европа, Италия, Англия






В текст доклада комитета включаются мнения меньшин­ства, а также особые мнения членов комитета. Помимо ре­комендации о принятии или отклонении проекта доклад дол­жен содержать оценку возможных бюджетных расходов, об­щего числа попадающих под его действие предприятий и лиц, экономического его влияния и воздействия на непри­косновенность личной жизни (“прайвеси”).

В. Комитет всей палаты.

Разновидностью сессионной формы работы конгресса яв­ляется рассмотрение вопросов в комитете всей палаты. В па­лате представителей эта форма применяется при обсуждении финансовых биллей и наиболее значительных законопроек­тов. В сенате комитет всей палаты заседает только при рас­смотрении договоров.

Порядок работы комитета всей палаты имеет, в сравне­нии с регламентом палаты, значительные отличия. Так, на­пример, в палате представителей кворум при работе коми­тета всей палаты составляют 100, а не 218 конгрессменов, как это имеет место при обычном заседании. Поименное го­лосование в нем не проводится. Законопроекты только изу­чаются. Стадии обсуждения вопросов в комитете всей пала­ты следующие: общие дебаты, чтение законопроекта и об­суждение поправок, принятие решения о передаче его в палату представителей с рекомендацией одобрить либо от­клонить законопроект. Председательствует в комитете всей палаты не спикер, а назначенный им член палаты.

Законодательный процесс

Процесс внесения законопроектов довольно прост. В па­лате представителей текст законопроекта опускается в спе­циальный ящичек — “хоппер”, который стоит на столе у клерка палаты. В сенате, с разрешения председателя пала­ты, эта процедура во время “утреннего заседания” сопро­вождается краткой речью сенатора. Не предлагая проекта закона по существу, сенаторы и конгрессмены могут огра­ничиться внесением в палату петиции о рассмотрении со­ответствующего законодательства. В этом случае разработ­ка законопроекта поручается постоянному комитету либо свои услуги предоставляют всевозможные лоббистские организации, заинтересованные в том или ином решении вопроса.

После официального внесения проекта он распечатывает­ся на специальном типографском бланке, в котором указы­ваются порядковый номер и краткое наименование законо­проекта, а также члены палаты, которые представили и под­держали проект (в палате представителей их должно быть не более 25 человек). Текст печатается на листах, каждая строчка которых имеет порядковый номер. Сделано это для того, чтобы облегчить процесс обсуждения и внесения в про­ект поправок. Тексты законопроектов хранятся в комнатах хранения документации. Информация о них публикуется в официальном вестнике конгресса — “Конгрешнл рекорд”.

Все законопроекты должны пройти три чтения. Проводят­ся они в различные дни, если только иной порядок не опре­делен палатой единогласно. При первом чтении, как прави­ло, зачитывается только название проекта и решается вопрос об отсылке его в комитет. Постоянный комитет при необхо­димости направляет проект в подкомитет, определяя даль­нейший порядок его рассмотрения. На этой стадии судьба проекта — всецело в руках комитета, так как палаты редко используют право вернуть законопроект обратно в палату.

Законопроект докладывается палате председателем ли­бо, по его поручению, членом комитета от большинства. Палата включает законопроект в соответствующий кален­дарь, но при необходимости может рассмотреть его неза­медлительно.

Перед обсуждением в палате проект зачитывается полно­стью (второе чтение). Во время обсуждения (дебатов) депу­татам предоставлено право предлагать к законопроекту по­правки.

Правила палат содержат отдельные требования, ограни­чивающие внесение поправок, как “торпедирующих” зако­нопроекты, так и неоправданно задерживающих по време­ни их рассмотрение. Так, например, в регламенте сената установлен запрет на внесение поправок, противоречащих законопроекту в целом. Право внести поправки в обеих палатах может быть предоставлено только членам тех ко­митетов, которые обладают предметной компетенцией по законопроекту.

Поправка, по требованию председателя или члена пала­ты, должна быть представлена в письменном виде. В случае, если она включает несколько вопросов, ее обсуждение может проводиться раздельно по включенным в нее вопро­сам.

Поправки включаются в текст проекта в случае одобре­ния их большинством голосов присутствующих членов пала­ты. До голосования депутат, предложивший поправку, мо­жет ее отозвать.

Когда законопроект назначается к третьему чтению, вне­сение поправок в текст его не допускается, если только иное палата не установит единогласно. До голосования по законо­проекту в целом он может быть вновь отослан в постоянный комитет, который, как и при первом его рассмотрении, не вправе вносить в его текст поправки (он может только их предложить). После отпечатания и третьего чтения законо­проект ставится на голосование.

Рассмотренный порядок прохождения через палату за­конопроектов соблюдается далеко не всегда. В целях его ускорения палаты нередко, в нарушение общих правил, ог­раничивают чтения прочтением только названий законо­проектов, упрощают процедуры обсуждения, внесения по­правок и голосования. Подобное, как правило, происходит в конце сессии конгресса, когда за один, два дня конгресс принимает десятки законопроектов, ставя их на голосова­ния без какой бы то ни было повестки по мере их поступ­ления из комитетов.

Законопроект, одобренный одной палатой, направляется на рассмотрением другую палату, где проходит те же стадии рассмотрения и обсуждения. Если в его текст не внесены по­правки, то после подписания председателями палат (первым подписывает спикер) он передается президенту. Если по­правки в него внесены, то палата, представившая законопро­ект, может либо согласиться с ними, либо, отклонив их, об­ратиться к другой палате с предложением созвать согласи­тельный комитет. Решение комитета докладывается вначале той палате, которая внесла поправки в проект. Принятый в идентичной форме законопроект после его подписания на­правляется президенту.

Президент может отклонить представленные ему на под­пись законопроекты, отсылая их со своими возражениями в ту из палат, которая выдвинула законопроект (право вето). Для преодоления вето каждая палата (вначале та, в которую возвращен законопроект) должна принять его повторно большинством в две трети голосов. Голосование в этом слу­чае проводится поименно с занесением в журнал палаты данных о том, как голосовали законодатели. В случае успеш­ного результата голосования законопроект вступает в силу без подписи президента. Вступает он в силу также тогда, когда президент не даст своего заключения в течение 10, не считая воскресных, дней, если только в это время конгресс не прервет свою сессию. В последнем случае законопроект отвергается фактически и не подлежит пересмотру в указан­ном выше порядке.

Законы вступают в силу с момента подписания президен­том либо преодоления его вето, если только в самом тексте закона не установлен иной срок вступления в силу.

Непосредственно после вступления в силу законы публи­куются в серии “Паблик ло” и имеют соответствующее циф­ровое обозначение. В первой его части отмечается порядко­вый номер конгресса (в настоящее время 102-й конгресс). Во второй — порядковый номер самого статута или резолюции.

В конце года все акты конгресса сводятся воедино и пуб­ликуются в хронологическом порядке их принятия в “Пол­ном собрании статутов Соединенных Штатов”.

Помимо указанных двух официальных изданий законода­тельство конгресса публикуется в “Своде законов Соединен­ных штатов”, в котором законодательные нормы (а не сами законы) сводятся по предметам их регулирования. Инкорпо­рация законодательных норм осуществляется по 50 титулам (разделам) Свода, которые, в свою очередь, делятся на главы и параграфы.

Структурно Свод представлен следующим образом: 1. Общие положения. 2. Конгресс. 3. Президент. 4. Флаг и печать, место нахождения правительства и штаты. 5. Пра­вительственные органы и государственные   служащие. 6. Официально признанные и не признанные (незакон­ные) ценные бумаги.   7. Сельское хозяйство. 8. Ино­странцы и гражданство.  9. Арбитраж.  10. Вооруженные силы.   II. Банкротство.  12. Банки и банковское дело. 13. Перепись. 14. Береговая охрана. 15. Коммерческие от­ношения и торговля. 16. Консервация объектов природы. 17. Авторское право. 18. Преступления и уголовный про­цесс. 19. Таможенные пошлины. 20. Образование. 21. Про­дукты питания и медикаменты. 22. Международные отно­шения и связи. 23. Шоссейные дороги. 24. Больницы, приюты и места погребения.   25. Индейцы. 26. Налоговый кодекс. 27. Спиртные напитки. 28. Судебная власть и гражданский процесс. 29. Труд. 30. Земли, полезные ис­копаемые и добыча полезных ископаемых. 31. Денежное обращение и финансы. 32. Национальная гвардия. 33. На­вигация и судоходные воды. 34. Флот. 35. Патенты. 36. Патриотические общества и правила, применяемые в них. 37. Жалованье и денежные выплаты в вооруженных силах и ряде иных служб. 38. Пенсии и льготы ветера­нам. 39. Почтовая служба. 40. Государственные здания, имущество и общественные работы. 41. Государственные контракты. 42. Здравоохранение и благосостояние. 43. Го­сударственные земли. 44. Государственное печатание и до­кументы. 45. Железные дороги. 46. Судоходство. 47. Теле­граф, телефон и радиотелеграф. 48. Территории и основ­ные владения. 49. Транспорт. 50. Война и национальная оборона.

Инкорпорации не подвергнуты Конституция США и ряд предшествовавших ей актов — Декларация независимости 1776 г., Статьи Конфедерации 1781 г. и Акт о Северо-запад­ных территориях 1787 г. Но они публикуются в Своде в раз­деле “Органические законы США”.

В целом, а это признают и сами американцы, подобная структура Свода законов не в полной мере соответствует со­временному развитию американского права. Но наличие по­добной систематизации при всех ее несовершенствах вместе с тем имеет достоинства. Прежде всего — это удобство и до­ступность обращения с законодательным материалом. Важно также то, то она позволяет выявлять противоречия и пробе­лы в законодательном регулировании и немедленно их уст­ранять.

Переиздается Свод законов раз в шесть лет. Последнее из­дание было в 1989 г. Ежегодно публикуются “Дополнения к Своду”, в которых в тех же предметных рамках фиксируются изменения, внесенные текущим законодательством за год.

Иные виды процедур конгресса

Процедура принятия финансовых законопроектов. Про­цедура принятия финансовых законопроектов не многим от­личается от порядка прохождения законопроектов, но кор­ректируется следующими положениями. Законопроекты о

государственных доходах (налогах и т.д.) могут быть пред­ложены только палатой представителей. Сенат вправе лишь отклонить их или внести в их тексты поправки. В отличие от иных законопроектов финансовые законопроекты могут быть представлены только в форме биллей. В палате пред­ставителей они обладают привилегией быть поставленными на обсуждение практически в любое время заседаний. Осо­бую роль в прохождении финансовых биллей играют финан­совые комитеты палат. Так, например, в сенате все осталь­ные комитеты не вправе вносить предложения об увеличе­нии ассигнований, если только они не имеют целью выполнение требований действующих законов или догово­ров, а также актов и резолюций, ранее принятых на той же сессии конгресса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.