Рефераты. Океания как пространство геополитики






Темпы политических изменений нарастали отчасти по той причине, что ООН активно поддерживала стремление Папуа – Новой Гвинеи к независимости. В 1964 законодательный совет был заменен всенародно избранной Ассамблеей, и многие жители страны впервые приняли участие в голосовании. В 1968 была учреждена территориальная администрация, которая состояла из министров, назначенных из числа членов Ассамблеи. На низовом уровне местные советы, избранные в 1950-х годах и обладавшие правом взимать налоги, в следующем десятилетии постепенно заменили систему констеблей и лулуайс.

Завоевав большинство в Ассамблее в 1964, представители от коренного населения редко пытались перехватить инициативу у австралийских чиновников вплоть до конца 1960-х годов. Как правило, депутаты-меланезийцы не владели ни английским, ни каким-либо другим языком межэтнического общения. Вначале они использовали свои права парламентариев и посещали заседания Ассамблеи только для того, чтобы просить средства на строительство дорог, школ, медицинских учреждений и создание новых рабочих мест в своем родном районе.

В 1967 образовалась «Пангу пати» (Партия единой Папуа - Новой Гвинеи), которая добивалась предоставления стране самоуправления, а вскоре возник и ряд других партий. Однако до наших дней сохранилась только «Пангу пати», которая получила поддержку жителей долины р.Сепик, прибрежных районов Новой Гвинеи и островов. После выборов 1972 эта партия приобрела достаточное влияние, чтобы вместе с несколькими небольшими группами сформировать национальное коалиционное правительство, которое предприняло шаги к созданию независимого государства и с 1 декабря 1973 приняло на себя полную ответственность за внутренние дела. 16 сентября 1975 была провозглашена независимость Папуа - Новой Гвинеи. Майкл Т.Сомаре, основатель партии «Пангу пати», возглавил первый кабинет министров суверенного государства.

Эффективная деятельность правительства осложнялась из-за традиций местничества в политике. Многие ставили на первый план свою лояльность к клану, влиятельной личности или, в лучшем случае, к собственному лингвистическому или географическому пространству. На о.Бугенвиль и в юго-восточной части Новой Гвинеи (Папуа) возникли сепаратистские движения. В центральных горных районах вспыхнули племенные междоусобицы. Для удовлетворения региональных запросов в 1976 и 1978 были учреждены выборные провинциальные правительства. Их деятельность не везде была успешной, в частности, не удалось воспрепятствовать возрождению сепаратизма на Бугенвиле в 1989. Вся система управления страной в 1995 подверглась перестройке, направленной на децентрализацию власти.

В Папуа - Новой Гвинее основная масса населения по-прежнему живет в деревнях и занимается натуральным земледелием, в то же время начинают складываться рыночные отношения. Часть сельскохозяйственной продукции производится для продажи. Растет численность занятых в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности и в сфере услуг. После Второй мировой войны австралийские власти стимулировали развитие товарного производства в деревне, что во многих районах сочеталось с традиционной системой земледелия.

В настоящее время на прибрежных низменностях Новой Гвинеи и других островов выращивают кокосовые пальмы, из орехов которых получают копру, а на севере Новой Гвинеи и еще в больших масштабах на Новой Британии, Новой Ирландии и Бугенвиле - шоколадное дерево. В 1997 в экспорте сельскохозяйственной продукции второе место по стоимости (после кофе) занимало пальмовое масло с Новой Британии.

Страна обладает исключительно богатыми минеральными ресурсами, что обусловило развитие горнодобывающей промышленности, которая в 1996 обеспечила 27% ВВП, т.е. примерно столько же, сколько сельское и лесное хозяйства и рыболовство вместе взятые. Крупномасштабная добыча меди и золота началась в Пангуне на о.Бугенвиль в 1972. Запасы руды оценивались в 800 млн. т, при содержании меди 0,46% и золота - 15,83 г на 1 т. Производство велось компанией «Бугенвиль Коппер», принадлежащей международной монополии «Концинк Риотинто». Огромное месторождение меди Ок-Теди в северо-западной части горной Новой Гвинеи оценивается в 250 млн. т (в 1 т руды меди 0,852% и золота 0,653 г). В конце 1980-х годов добыча золота началась в Поргере близ Ок-Теди, на о.Мисима у юго-восточного берега Новой Гвинеи и на о.Лихир у берегов Новой Ирландии. По мнению экспертов, Папуа - Новая Гвинея может стать крупнейшим мировым поставщиком золота (потеснив ЮАР). Поргера уже попала в ведущую десятку эксплуатируемых золотоносных месторождений в мире.

В Папуа – Новой Гвинее обнаружены запасы нефти и природного газа. Предложен первый проект прокладки газопровода в Австралию, и за ним, вероятно, последуют другие проекты.

Около 60% энергии, используемой в стране, приходится на долю древесного угля, 35% - на импортируемые нефтепродукты и лишь 5% – на гидроэнергию.

В последние годы заготовкой леса занимаются иностранные компании, преимущественно азиатские. В 1994, когда мировые цены на древесину сильно выросли, лесопродукты составили 19% экспорта Папуа - Новой Гвинеи. Они почти целиком предназначаются для японского и южнокорейского рынков, и поэтому экономический кризис, охвативший азиатские страны во второй половине 1990-х годов, привел к заметному уменьшению доходов, получаемых Папуа - Новой Гвинеей за счет этой отрасли.

Красота природы Папуа - Новой Гвинеи и своеобразие культур населяющих ее народов тоже следует рассматривать как потенциальный ресурс развития иностранного туризма. Несомненно, эта страна более перспективна для развития туризма, чем, скажем, острова Кука или Самоа.

2.2.Особенности интеграции островных государств в мировое сообщество


Некоторые островные государства, в том числе Папуа - Новой Гвинея, является членом Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) образованному в 1980 году в целях содействия развитию торговли, расширению экономического взаимодействия в тихоокеанском регионе.

СТЭС имеет статус международной неправительственной организации. Страны-участницы представлены в Совете национальными комитетами, формируемыми на принципах «трехстороннего представительства» - от правительственных, научных и деловых кругов.

В настоящее время членами СТЭС являются США, Канада, Япония, Россия, КНР, Индонезия, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Бруней, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея, Мексика, Перу, Чили, Колумбия, некоторые островные государства Океании (Папуа-Новая Гвинея, Фиджи, Соломоновы Острова, Федеративные Штаты Микронезии, Маршалловы Острова, Острова Кука, Кирибати, Науру, Ниуэ, Тонга, Тувалу, Вануату, Западное Самоа), а также Гонконг и Тайвань.

Высший орган СТЭС - Генеральная сессия, которая проводится один раз в 2 года. В период между Генеральными сессиями деятельность СТЭС направляется Постоянным комитетом.

На восьмой Генеральной сессии СТЭС (1991 год, Сингапур) был принят Устав, в котором систематизированы и конкретизированы положения «Ванкуверского заявления» о принципах и механизме деятельности организации.
Согласно Уставу, Постоянный комитет состоит из представителей национальных комитетов, которые утверждаются на Генеральной сессии. Его членами, как правило, являются председатели национальных комитетов. Кроме того, в состав Постоянного комитета входят по одному представителю от Тихоокеанского экономического совета (ТЭС) и Тихоокеанской конференции по торговле и развитию (ПАФТАД) - оба с правом совещательного голоса. Постоянный комитет не только организует и направляет работу СТЭС, но и осуществляет контроль за расходованием средств Совета.

 В настоящее время в СТЭС на постоянной основе действуют следующие «форумы»: по торговой политике (TPF), по минеральным ресурсам и энергетике (VEF), Тихоокеанский форум по продовольствию, сельскому хозяйству и аграрной политике (PFAF); а также рабочие группы: по продовольствию, сельскому хозяйству и окружающей среде; по науке и технологиям (S&T); по транспорту, телекоммуникациям и туризму (3-Т); по сотрудничеству и развитию в области рыболовства; по подготовке «Тихоокеанского экономического обзора» (PEO); по тихоокеанским островным государствам (PIN); комитет по развитию финансовых рынков (FMD).

В 1988 году был создан Советский национальный комитет по азиатско-тихоокеанскому сотрудничеству (СНКАТЭС), который в январе 1992 года был преобразован в Российский национальный комитет по тихоокеанскому сотрудничеству (РНКТЭС). СТЭС официально признал, что РНКТЭС является правопреемником СНКАТЭС.

Членство России в СТЭС юридически было оформлено на IX Генеральной сессии (1992 год, Сан-Франциско). На ХI Генеральной сессии СТЭС (Пекин, 27-29 сентября 1995 г.) было принято Пекинское заявление «Открытый регионализм для глобального процветания», в котором были сформулированы принципы азиатско-тихоокеанской модели сотрудничества и развития - открытость, равенство и эволюционность. Был также рекомендован новый формат взаимоотношений СТЭС с форумом «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), при котором консенсусные решения научных, деловых и политических кругов СТЭС выносятся на рассмотрение межправительственного форума АТЭС.Сессия также рекомендовала АТЭС в качестве приоритетных следующие направления работы:

·        определение конкретных долгосрочных целей сотрудничества,

·        реализация практических программ развития сотрудничества,

·        устранение препятствий в развитии международной торговли и инвестиций,

·        распространение сферы деятельности ГАТТ/ВТО на всех членов СТЭС и АТЭС.

На своем пекинском заседании Постоянный Комитет СТЭС принял решение о поддержке и лоббировании заявки России о вступлении в полноправные члены АТЭС.

XII Генеральная сессия СТЭС состоялась в Чили 30 сентября - 2 октября 1997 года.

В XIII сессии, проходившей 21-23 октября 1999 года в Маниле, Филиппины, приняли участие более 800 крупнейших бизнесменов, ведущих международных политологов и экономистов мира. Главной темой дискуссии была выбрана «Электронная экономика стран тихоокеанского бассейна в XXI веке». Были рассмотрены вопросы дальнейшего экономического развития региона в эпоху глобализации и технологической конвергенции, современных тенденций в международной торговле и деятельности ВТО, создания новой финансовой архитектуры, влияния экономического роста на развитие городов, энергетику, продовольственные поставки, другие вопросы.

Несмотря на явные тенденции интеграции некоторых стран Океании в мировом сообщество, существуют большие проблемы с определением данной группы государств в пространстве мировой политики и экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.