Выделяемы цивилизации:
– Западная
– Восточно – Европейская
– Мусульманская
– Индийская
– Китайская
– Латиноамериканская
1.10. Традиционное общество:
Обычно таковым считается восточное общество. Основные черты:
1) Неразделенность собственности и административной власти.
2) Подчинение общества государству.
3) Отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан.
4) Полное поглощение личности коллективом.
5) Деспотическое государство.
Основные модели стран современного Востока:
1) Японская (Южная Корея, Тайвань, Гонконг): западно-капиталистический путь развития. Характерно: - в экономике свободный конкурентный рынок
- государственное регулирование хозяйства
- гармоничное использование традиций и новаций
2) Индийская (Таиланд, Турция, Пакистан, Египет, группа нефтедобывающих государств):
- западноевропейская экономика сочетается с глубоко не перестроенной своей традиционной внутренней структурой.
- многопартийность.
- демократические процедуры.
- европейский тип судопроизводства.
3) Африканские страны: отличаются отставанием и кризисами (большинство африканских стран, Афганистан, Лаос, Бирма).
В экономике значительную роль играют западные структуры. Весомую роль занимает отсталая периферия. Скудность природных ресурсов. Неспособность к самообеспечению, низкий уровень жизни, характерно стремление к выживанию)
1.11. Индустриальное общество:
Характеристика западной цивилизации:
Истоки идут из Древней Греции, давшей миру частнособственнические отношения, полисную культуру, демократические структуры устройства государства. Эти черты развивались и в Новое время с формированием капиталистической системы. В конце XIX века весь неевропейский мир был разделен между империалистическими державами.
Характерные признаки:
1) Образование монополий.
2) Слияние промышленного и банковского капиталов, образование финансового капитала и финансовой олигархии.
3) Преобладание вывозов капиталов над вывозом товаров.
4) Территориальный раздел мира.
5) Экономический раздел мира.
Западноевропейская цивилизация – индустриальное общество. Для него характерны:
1) Высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования.
2) Влияние НТР на производство и управление.
3) Радикальные изменения всей общественной структуры.
60 – 70-ые годы XX века:
Западная цивилизация переходит в постиндустриальную стадию, что связано с развитием экономики услуг. Становится доминирующим слой научно-технических специалистов. Происходит возрастание роли теоретического знания в развитие экономики. Бурное развитие индустрии знаний.
1.12. Информационное общество:
Сам термин пошел от Тоффлера и Белла. В качестве доминирующего рассматривается четвертичный информационный сектор экономики, следующий за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Ни труд и ни капитал являются основой постиндустриального общества, а информация и знание. Компьютерная революция приведет к замене обычной печати электронной литературой, замена крупных корпораций меньшими экономическими формами.
1.13. НТР и ее социальные последствия:
НТР – составная част НТП.
НТП – процесс последовательного взаимосвязанного прогрессивного развития науки, техники, производства и сферы потребления.
НТП имеет две формы:
1) Эволюционную
2) Революционную, когда происходит скачкообразный переход к качественно новым научно-техническим принципам развития производства (НТР). НТР подразумевает и социально-экономические изменения.
НТР на современном этапе охватывает:
1) Социальное устройство. Появление слоя работников с высокой квалификацией. Возникает необходимость нового учета качества труда. Увеличивается значение работы дома.
2) Хозяйственная жизнь и труд. Все большую значимость начинает играть информация, которая включается в себестоимость продукции.
3) Область политики и образования. С помощью информационной революции и расширения возможностей человека возникает опасность контроля над людьми.
4) Влияние на духовно-культурную сферу общества. Способствует культурному развитию и деградации.
1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу):
Термин появился в 60-е годы ХХ века.
Глобальные проблемы – совокупность социо-природных проблем, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Возникают как объективный фактор развития общества и требуют объединенных усилий всего человечества для их решения.
Три группы проблем:
1) Суперглобальные проблемы (общемировые). Предотвращение мировой ракетно-ядерной войны. Развитие экономической интеграции. Новый международный порядок на условиях взаимовыгодного сотрудничества.
2) Ресурсные (общепланетарные). Общество и природа. Экология во всех проявлениях. Демографическая проблема. Энергетическая проблема, продовольственная. Использование космоса.
3) Общечеловеческие (субглобальные) проблемы гуманитарного ряда. Общество и человек. Проблемы ликвидации эксплуатации, нищеты. Образование, здравоохранение, права человека и т.д.
2. Человек:
2.1. Человек:
Одна из основных философских проблем – вопрос о человеке, его сущности, назначении, происхождении и месте в мире.
Демокрит: человек часть космоса, «единого порядка и стоя природы». Человек – микрокосм, часть гармоничного мира.
Аристотель: человек – живое существо, наделенное разумом и способностью к общественной жизни.
Декарт: «Мыслю, значит существую». Специфика человека в разуме.
Франклин: человек – животное, производящее орудия.
Кант: человек принадлежит двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе.
Фейербах: человек – венец природы.
Рабле: человек – животное, которое смеется.
Ницше: главное в человеке не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений.
Марксистская концепция: человек – продукт и субъект общественно-трудовой деятельности.
Религиозное представление: 1) божественное происхождение человека;
2) признание души, как источника жизни, как того, что выделяет человека из царства животных;
3) человек – обладатель бессмертной души от бога, в отличие от животных.
Научные представления о происхождении человека:
1) Биология, анатомия, генетика.
2) Теория естественного отбора.
3) Влияние труда.
/4) Космическое происхождение (теория палеовизита)/
Проблема происхождения человека остается тайной.
2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека:
Антропогенез – процесс становления и развития человека. Связан с социогенезом – становлением общества.
Современный тип человека появился 50 – 40 тыс. лет назад.
Природные факторы, повлиявшие на выделение человека:
1) Изменение климата.
2) Исчезновение тропических лесов.
Социальные факторы:
1) Трудовая деятельность (человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями).
2) Развитие речевого общения в процессе труда (развитие мозга и гортани).
3) Регулирование семейно-брачных отношений (экзогамия).
4) Неолитическая революция (переход от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию, от присваивающего к производящему).
Человек, по своей сути – существо биосоциальное (био – часть природы, социо – часть общества). Как часть природы, принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид. Проявляется биологическая природа в анатомии и физиологии. Человек, как социальное существо, неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком только вступая в контакт с другими людьми.
Отличия человека от животных:
1) Способность изготавливать орудия труда и использовать их, как способ производства материальных благ.
2) Человек способен к социальной целенаправленной творческой деятельности.
3) Человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные ценности.
4) Человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.
5) Человек обладает самосознанием.
2.3. Личность и социализация личности:
Личность (от лат. «персона») – маска, в которой выступал античный актер.
Личность – понятие, обозначающее человека в системе общественных отношений.
Личность – субъект социальной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств, качеств и т.д.
Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации.
Индивидуальность:
Индивид – один из людей.
Индивидуальность (биолог.) – специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.
----| |---- (психология) – целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.
Способности – индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков.
Характер (от греч. «печать», «чеканка») – индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения.
Индивидуальность (философия) – неповторимое своеобразие индивида, включая и природные и общественные черты.
В науке существуют два подхода к характеристике личности:
1) Сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Личность – активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных способностей.
2) Рассматривает личность через набор функций и ролей. Человек проявляет себя в самых разных обстоятельствах.
Социализация – процесс воздействия общества на индивида на протяжении всей жизни. Развитие личности идет через самоидентификацию (отождествление себя с другими людьми и обществом в целом или его группами), поиск своего «Я», субъективное переживание своей неповторимости, индивидуальности. Социальная среда оказывает влияние на формирование личности. Формирование индивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. В этом возникают противоречия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17