Рефераты. Общественно-политическая жизнь советской страны в середине 60-х - середине 80-х годов
Нужно не забывать, что в 1990 году
процесс либерализации вызвал падение производства в СССР.
Вспомним, что до 1988 года
экономической целью перестройки являлась некая двойственная “планово-рыночная”
система, в которой рынок рассматривался как вспомогательная
торгово-коммерческая пристройка к централизованному хозяйству.
Она имела систему кооперативной, но
по сути была спекулятивной. Быстро разбухнув, она стала высасывать соки из
закованного в кандалы директив госсектора и нанесла ему колоссальный удар,
уничтожив и без того ослабленные стимулы к труду.
Это был еще один толчок к кризису и
развалу производства.
Вспомним резкую “либерализацию”
уголовного кодекса в те дни. Уголовные статьи, касающиеся экономических
преступлений, спекуляции, воровства и других нарушений (преступлений) против
интересов государства законодательно никто не отменял. Их просто запретило применять
руководство Страны Советов, словно давая зеленую улицу свободному растаскиванию
госсобственности самыми беззаконными, варварскими и несправедливыми способами.
Вспомним массовую амнистию 1987
года. Повод был серьезный - 70-летие Советской державы. Но почему из тюрем были
выпущены самые опасные для общества люди, сидевшие по серьезным статьям, а те,
кто имел легкие статьи и малые сроки (были не опасны для общества), остались в
тюрьмах?
Кому нужен был преступный беспредел,
запугавший и нейтрализовавший народ от большого передела собственности? Ответ
дал экономист из США М. Эллман. Он убежден, “что кризисный развал экономики был
вызван руководством Советского Союза.”5)
Выше отмечалось, “что к 1985 году
экономического кризиса в СССР не было. Существовал кризис системы управления
хозяйством, к которому привела линия на жесткое администрирование. Он мог быть
исправлен без привлечения больших средств. Экономика скользила к спаду, но до
“края пропасти” было еще далеко. Реальный спад производства начался только в
1990 году, после многочисленных, бездарных экспериментов над экономикой,
которая могла прийти к кризису только в 2005-2010 году.” Так считают западные
экономисты.
Кто же упорно толкал советскую
державу к той тяжелейшей ситуации, в которой сегодня оказалась Россия?
Ответы, по мнению специалистов,
следует искать на рубеже 70 - 80-х годов.
Как так получилось, что 50 - 60-е
годы (хрущевская оттепель) дали импульс духовному очищению и росту советского
народа, а уже о 70-х необходимо говорить, как о годах, заложивших основы
деградации советского общества.
В период “оттепели” общественное
сознание пережило серьезную перестройку, вызванную расшатыванием культового
стереотипа массового мышления. Стереотипы разрушились, но идеалы остались.
Драма состояла еще и в том, что духовная слабость народа к приходу Л.И.
Брежнева к власти не переросла к духовной самостоятельности. Очищение
состоялось как бы пове6рхностное, а внутреннее состояние советского народа не
имело еще внутренней опоры и силы. Поэтому такой народ мог позволить делать с
собой все что угодно. Дефицит духовной самостоятельности “шестидесятников”
обнаружился сразу, как только “поколение романтиков” столкнулось с жестким
цинизмом “новой” номенклатуры, рвущейся к власти и богатству.
Когда реальная действительность
резко отошла от идеалов “шестидесятников”, то им не хватило именно духовных сил
для сопротивления брежневской прагматичной и циничной догматике примитивного
материализма.
“Невостребованными” оказались те,
кто мог составить лучшую часть духовного потенциала общества.
Это одна из главных трагедий
застойного периода.
Пострадали не только те, кто
принадлежал к элите носителей нравственных ценностей, но и основная масса
народонаселения страны.
В первую очередь, потеря веры в
идеалы, стремление к обогащению, принявшее полубезумный безудержный характер,
страсть к наживе, развитие властных амбиций, наглости, равнодушия, эгоизма и
других негативных характеристик личности привели к резкому снижению
продолжительности жизни населения.
“Если в 1964 году продолжительность
жизни у мужчин равнялась 67 годам, а у женщин - 73 годам, то с приходом к
власти Л.И. Брежнева и внедрении в сознание общества негативных моральных
ценностей продолжительность жизни особенно резко упала у мужчин - до 63 лет.
Это произошло без видимых экономических и социальных причин.
С последующим усилением
бездуховности общества и нарастанием в нем “дьявольских” (по христианской
оценке) принципов жизни к 1993 году продолжительность жизни мужчин упала до 57
лет, при сохранении средней продолжительности жизни женщин в 72 года.7) Можно
ли сделать вывод, что смена морально-нравственных ценностей в первую очередь
ударила по здоровью мужчин?
Посмотрим, что произошло с
воспроизводством населения. Рождаемость в 1964 году снизилась с 16 до 13
человек на 1000 населения. Начавшийся в 1964 году спад рождаемости продолжался
до 1968 года. К 1986 году рождаемость снова поднялась до верхней отметки в 17
человек на 1000 населения и в 1988 году резко пошла вниз.8)
В 1964 году началось снижение
естественного прироста населения, и приблизилось оно к исходному только в 1986
году, чтобы тут же стремительно рухнуть вниз.
В советской державе всего на всего
поменялся лидер партии, а такие перемены в системе нравственных ценностей и их
воздействии на здоровье и благополучие нации.
Исследования в Российской Академии
наук, проведенные в 1993-1995 годах, показали, что факторами риска
сердечно-сосудистых заболеваний и других тяжелых болезней являются те самые
негативные моральные ценности, получившие распространение в брежневское время в
советской стране.9) Помните: “Наглость - второе счастье”, “После
меня хоть потоп”, “Будь как все”, “Я - человек маленький” и многие другие.
Атмосфера лицемерия, лжи, наглости, несправедливости, блата делала свое дело не
хуже войны, уничтожая своей затхлостью, как на фронте, в первую очередь мужчин,
и, наверняка, лучших. Худшие оставались жить и приспосабливаться. Возможно, в
этот 18-летний период наше мужское население и растеряло черты характера
“сильного пола” окончательно - с ними было не выжить. Нужны были угодливые,
покорные и молчаливые. Думающие только о личном благополучии. Другие мешали
формированию в СССР культа личности Л.И. Брежнева и насаждению
административно-командных методов руководства.
“Я разговаривал с людьми, на разных
этапах соприкасавшихся с Брежневым. Итоговое впечатление - поразительная
серость и заурядность. Брежнев, как человек, случайно вспрыгнувший неизмеримо
выше своих возможностей, стремился только к одному - удержаться на этой
вершине.”10) Это мнение профессора А. Белкина.
По убеждению многих историков Л.И.
Брежнев стал выразителем двойной морали, двойных стандартов.
При Сталине сегодняшний день
приносился в жертву завтрашнему, при Хрущеве настрой на будущее сохранялся,
принимая форму фантазий про коммунизм, при Брежневе общество стало жить
сегодняшним днем, словно завтра конец света. Никто не думал о своем будущем,
своих детей и своей страны. Всем было на все наплевать. Нация “романтиков” за
десятилетие превратилась в нацию “молчальников”.
Энергия общества гасла стремительно,
не находя применения, идеи и мечты умирали невоплощенными.
Застой активности масс медленно, но
уверенно перерастал в застой в экономике и других сферах жизни страны.
Равнодушие к труду и его результатам, массовое пьянство стали наиболее зримыми
проявлениями деградации советского народа.
Вера во власть тихо умирала, одним
причиняя душевные страдания, другим разлагая душу цинизмом.
В сознании народа, видевшего разрыв
и несоответствие между делом и словом у власти, все больше формировалось
равнодушие к призывом руководящих работников на ударный труд.
На смену духовным ценностям в
общество пришли эгоизм, циничность, наглость, нахрапистость, лицемерие,
лживость, предательство и другие негативные черты поведения, породившие полное
отсутствие в массах принципов справедливости, порядочности и человечности.
Это окончательно подорвало здоровье
нации, и уже никакие большие выделения средств на медицину в СССР исправить
ситуацию со смертностью не могли.
При потере стимулов к жизни и шкалы
общественных справедливых оценок действий и поступков человека здоровье
сохранить невозможно и о долгой жизни говорить и думать трудно.
В СССР все больше процветала погоня
за материальным благополучием. Народилось такое явление, как “несунство” и
категория граждан - “несуны”, ставшая массовым явлением на всей территории
страны.
Девиз для этого был подобран
достойный: “Мы хорошо не жили, пусть наши дети поживут”.
Нарождалась сверхопека на детей,
окончательно испортившая подрастающее поколение.
Двойная система отношений с детьми:
призывы расти добрыми, заботливыми, честными и реальная жизнь родителей, их
шитое “белыми нитками” вынужденное негативное поведение привели к
окончательному вымыванию нравственности и духовности у подрастающих поколений,
к искажению их системы внутренних ценностей, что породило поколения россиян с
массовыми деградационными и антисоциальными чертами поведения. Вот откуда
взялась сегодняшняя молодежь.
За два десятилетия система
морально-нравственных ценностей сменилась на противоположную:11)
1985
1965
Пассивность
энтузиазм
Пессимизм
оптимизм
Безверие
вера
в идеалы
Уныние
надежда
зависть
к Западу
гордость
за страну