Рефераты. Общественно-политическая жизнь советской страны в середине 60-х - середине 80-х годов






Нужно не забывать, что в 1990 году процесс либерализации вызвал падение производства в СССР.

Вспомним, что до 1988 года экономической целью перестройки являлась некая двойственная “планово-рыночная” система, в которой рынок рассматривался как вспомогательная торгово-коммерческая пристройка к централизованному хозяйству.

Она имела систему кооперативной, но по сути была спекулятивной. Быстро разбухнув, она стала высасывать соки из закованного в кандалы директив госсектора и нанесла ему колоссальный удар, уничтожив и без того ослабленные стимулы к труду.

Это был еще один толчок к кризису и развалу производства.

Вспомним резкую “либерализацию” уголовного кодекса в те дни. Уголовные статьи, касающиеся экономических преступлений, спекуляции, воровства и других нарушений (преступлений) против интересов государства законодательно никто не отменял. Их просто запретило применять руководство Страны Советов, словно давая зеленую улицу свободному растаскиванию госсобственности самыми беззаконными, варварскими и несправедливыми способами.

Вспомним массовую амнистию 1987 года. Повод был серьезный - 70-летие Советской державы. Но почему из тюрем были выпущены самые опасные для общества люди, сидевшие по серьезным статьям, а те, кто имел легкие статьи и малые сроки (были не опасны для общества), остались в тюрьмах?

Кому нужен был преступный беспредел, запугавший и нейтрализовавший народ от большого передела собственности? Ответ дал экономист из США М. Эллман. Он убежден, “что кризисный развал экономики был вызван руководством Советского Союза.”5)

Выше отмечалось, “что к 1985 году экономического кризиса в СССР не было. Существовал кризис системы управления хозяйством, к которому привела линия на жесткое администрирование. Он мог быть исправлен без привлечения больших средств. Экономика скользила к спаду, но до “края пропасти” было еще далеко. Реальный спад производства начался только в 1990 году, после многочисленных, бездарных экспериментов над экономикой, которая могла прийти к кризису только в 2005-2010 году.” Так считают западные экономисты.

Кто же упорно толкал советскую державу к той тяжелейшей ситуации, в которой сегодня оказалась Россия?

Ответы, по мнению специалистов, следует искать на рубеже 70 - 80-х годов.

Как так получилось, что 50 - 60-е годы (хрущевская оттепель) дали импульс духовному очищению и росту советского народа, а уже о 70-х необходимо говорить, как о годах, заложивших основы деградации советского общества.

В период “оттепели” общественное сознание пережило серьезную перестройку, вызванную расшатыванием культового стереотипа массового мышления. Стереотипы разрушились, но идеалы остались. Драма состояла еще и в том, что духовная слабость народа к приходу Л.И. Брежнева к власти не переросла к духовной самостоятельности. Очищение состоялось как бы пове6рхностное, а внутреннее состояние советского народа не имело еще внутренней опоры и силы. Поэтому такой народ мог позволить делать с собой все что угодно. Дефицит духовной самостоятельности “шестидесятников” обнаружился сразу, как только “поколение романтиков” столкнулось с жестким цинизмом “новой” номенклатуры, рвущейся к власти и богатству.

Когда реальная действительность резко отошла от идеалов “шестидесятников”, то им не хватило именно духовных сил для сопротивления брежневской прагматичной и циничной догматике примитивного материализма.

“Невостребованными” оказались те, кто мог составить лучшую часть духовного потенциала общества.

Это одна из главных трагедий застойного периода.

Пострадали не только те, кто принадлежал к элите носителей нравственных ценностей, но и основная масса народонаселения страны.

В первую очередь, потеря веры в идеалы, стремление к обогащению, принявшее полубезумный безудержный характер, страсть к наживе, развитие властных амбиций, наглости, равнодушия, эгоизма и других негативных характеристик личности привели к резкому снижению продолжительности жизни населения.

“Если в 1964 году продолжительность жизни у мужчин равнялась 67 годам, а у женщин - 73 годам, то с приходом к власти Л.И. Брежнева и внедрении в сознание общества негативных моральных ценностей продолжительность жизни особенно резко упала у мужчин - до 63 лет. Это произошло без видимых экономических и социальных причин.

С последующим усилением бездуховности общества и нарастанием в нем “дьявольских” (по христианской оценке) принципов жизни к 1993 году продолжительность жизни мужчин упала до 57 лет, при сохранении средней продолжительности жизни женщин в 72 года.7) Можно ли сделать вывод, что смена морально-нравственных ценностей в первую очередь ударила по здоровью мужчин?

Посмотрим, что произошло с воспроизводством населения. Рождаемость в 1964 году снизилась с 16 до 13 человек на 1000 населения. Начавшийся в 1964 году спад рождаемости продолжался до 1968 года. К 1986 году рождаемость снова поднялась до верхней отметки в 17 человек на 1000 населения и в 1988 году резко пошла вниз.8)

В 1964 году началось снижение естественного прироста населения, и приблизилось оно к исходному только в 1986 году, чтобы тут же стремительно рухнуть вниз.

В советской державе всего на всего поменялся лидер партии, а такие перемены в системе нравственных ценностей и их воздействии на здоровье и благополучие нации.

Исследования в Российской Академии наук, проведенные в 1993-1995 годах, показали, что факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний и других тяжелых болезней являются те самые негативные моральные ценности, получившие распространение в брежневское время в советской стране.9) Помните: “Наглость - второе счастье”, “После меня хоть потоп”, “Будь как все”, “Я - человек маленький” и многие другие. Атмосфера лицемерия, лжи, наглости, несправедливости, блата делала свое дело не хуже войны, уничтожая своей затхлостью, как на фронте, в первую очередь мужчин, и, наверняка, лучших. Худшие оставались жить и приспосабливаться. Возможно, в этот 18-летний период наше мужское население и растеряло черты характера “сильного пола” окончательно - с ними было не выжить. Нужны были угодливые, покорные и молчаливые. Думающие только о личном благополучии. Другие мешали формированию в СССР культа личности Л.И. Брежнева и насаждению административно-командных методов руководства.

“Я разговаривал с людьми, на разных этапах соприкасавшихся с Брежневым. Итоговое впечатление - поразительная серость и заурядность. Брежнев, как человек, случайно вспрыгнувший неизмеримо выше своих возможностей, стремился только к одному - удержаться на этой вершине.”10) Это мнение профессора А. Белкина.

По убеждению многих историков Л.И. Брежнев стал выразителем двойной морали, двойных стандартов.

При Сталине сегодняшний день приносился в жертву завтрашнему, при Хрущеве настрой на будущее сохранялся, принимая форму фантазий про коммунизм, при Брежневе общество стало жить сегодняшним днем, словно завтра конец света. Никто не думал о своем будущем, своих детей и своей страны. Всем было на все наплевать. Нация “романтиков” за десятилетие превратилась в нацию “молчальников”.

Энергия общества гасла стремительно, не находя применения, идеи и мечты умирали  невоплощенными.

Застой активности масс медленно, но уверенно перерастал в застой в экономике и других сферах жизни страны. Равнодушие к труду и его результатам, массовое пьянство стали наиболее зримыми проявлениями деградации советского народа.

Вера во власть тихо умирала, одним причиняя душевные страдания, другим разлагая душу цинизмом.

В сознании народа, видевшего разрыв и несоответствие между делом и словом у власти, все больше формировалось равнодушие к призывом руководящих работников на ударный труд.

На смену духовным ценностям в общество пришли эгоизм, циничность, наглость, нахрапистость, лицемерие, лживость, предательство и другие негативные черты поведения, породившие полное отсутствие в массах принципов справедливости, порядочности и человечности.

Это окончательно подорвало здоровье нации, и уже никакие большие выделения средств на медицину в СССР исправить ситуацию со смертностью не могли.

При потере стимулов к жизни и шкалы общественных справедливых оценок действий и поступков человека здоровье сохранить невозможно и о долгой жизни говорить и думать трудно.

В СССР все больше процветала погоня за материальным благополучием. Народилось такое явление, как “несунство” и категория граждан - “несуны”, ставшая массовым явлением на всей территории страны.

Девиз для этого был подобран достойный: “Мы хорошо не жили, пусть наши дети поживут”.

Нарождалась сверхопека на детей, окончательно испортившая подрастающее поколение.

Двойная система отношений с детьми: призывы расти добрыми, заботливыми, честными и реальная жизнь родителей, их шитое “белыми нитками” вынужденное негативное поведение привели к окончательному вымыванию нравственности и духовности у подрастающих поколений, к искажению их системы внутренних ценностей, что породило поколения россиян с массовыми деградационными и антисоциальными чертами поведения. Вот откуда взялась сегодняшняя молодежь.

За два десятилетия система морально-нравственных ценностей сменилась на противоположную:11)


1985

1965

Пассивность

энтузиазм

Пессимизм

оптимизм

Безверие

вера в идеалы

Уныние

надежда

зависть к Западу

гордость за страну

Середина шкалы соответствует минимальному уровню смертности, который пришелся на середину 60-х годов. В конце 70-х мало кто уже из советских граждан хотел быть честным и справедливым. Это было невыгодно и опасно.

Для того, чтобы понять всю глубину трагедии советского народа, с потерей духовности и нравственных высших ценностей, возьмем американские (общечеловеческие) нравственные ценности, не менявшиеся более ста лет: трудовая активность, национальный патриотизм, терпимость и доверие к другим, прогресс и вера в будущее, вера в разум, в науку, свобода от насилия, желание прийти на помощь другому, открытость, честность и другие.12)

Распространению и внедрению именно этих морально-нравственных ценностей в сознание своих граждан Америка во многом обязана своим процветанием. Американцы любят свою страну и беспокоятся о ее будущем.

Французский врач Э. Трамбле утверждал, что ошибки, повторяемые большинством, в конечном счете имеют большее практическое значение, чем истины, известные лишь немногим.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.