Рефераты. Мир после 11 сентября: геополитический аспект






Второй этап, который охватывал весь 2003 год, предполагал создание палестинского государства с временными границами.

На третьем этапе – 2004-2005гг. – предполагалось на палестино-израильских переговорах уточнить статус палестинского государства.

Было объявлено, что «четверка» будет работать постоянно, отслеживая выполнение всех предложений, которые были названы «дорожной картой».

Е.М.Примаков считает ошибкой только то, что дальнейшее развитие событий на Ближнем Востоке не запрограммировано. А вывод, который он делает по вопросу по ближневосточному урегулированию, соответствовал событиям тех дней: «Мирный процесс на Ближнем Востоке уже стал своеобразным полигоном, где после 11 сентября могут отрабатываться в достаточно тяжелых условиях методы и способы коллективных политических действий мирового сообщества, и в первую очередь США и России, по справедливому урегулированию региональных конфликтов, и в частности контролированию кризисных ситуаций. Войдет ли это в арсенал средств, призванных обеспечить стабильность в ХХI веке, покажет будущее»_.

Третье, что представляется серьезным Примакову в мире после 11 сентября – это возможность принятия государствами односторонних решений. А поводы для беспокойства у Евгения Максимовича, конечно, были.

Уже в 1999 году практика обхода ООН расширилась. США от имени НАТО без санкции Совета Безопасности ООН начали бомбардировки Югославии.

Следующим шагом стало участие в Косово международного контингента, но это произошло уже в русле решения ООН, хотя и вынужденного.

По этому поводу Е.М.Примаков пишет: «Узаконить обход ООН при применении силы против стран, отнесенных позже по американской классификации к «оси зла», была призвана теория «гуманитарной интервенции». Согласно этой теории, отдельное государство или группа государств могут взять на себя ответственность за вооруженные действия против тех режимов, которые, по их оценке, приводят положение в своих странах к «гуманитарной катастрофе». Под ней подразумеваются массовые нарушения прав человека».

Но нетрудно заметить, что гуманитарные интервенции, которые заменяют механизм ООН, дают возможность применять военную силу по субъективным оценкам, причем без всякого сдерживающего контроля.

Чтобы не допустить этого, Россия пошла на сближение с НАТО, хотя по-прежнему крайне негативно относилась к его расширению.

После трагедии 11 сентября Буш объявил о выходе США из Договора по противоракетной обороне, подтвердив курс на создание национальной системы ПРО. После этого даже союзная с США Европа проявила негативное отношение к односторонним действиям США.

В мае 2002 года был подписан российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Этот договор не во всем устраивал Россию, но тем не менее она пошла на подписание договора главным образом для того, чтобы прервать цепь односторонних решений США в сфере безопасности.

Примаков считает, что «вполне обоснованной была политика России и в отношении американской «операции возмездия» с целью ликвидации «Аль-Каиды» и свержения режима «Талибан» в Афганистане. Соединенными Штатами было выбрано бесспорное направление удара: «Аль-Каида» базировалась на юге Афганистана; там же находился бен Ладен; талибы не скрывали своей солидарности с ним; бен Ладен отвечал им тем же».

Итак, Путин принял решение помочь США в их операции в Афганистане, дал возможность военного присутствия в Центральной Азии. А ради сближения с США президент РФ остудил крайне негативную реакцию на американское военное проникновение в Грузию, которую США объявили «плацдармом борьбы против терроризма».

В связи с антитеррористической операцией в Афганистане уже произошло заметное изменение геополитическо䐹_ситуации в пользу США.

Также следует учитывать, что военное выдвижение США произошло в регионе вблизи от Каспийского моря. По оптимистическим оценкам запасы нефти на Каспии сопоставимы с запасами в недрах Саудовской Аравии. А на территории США нефтяные запасы резко сокращаются. Естественно, что возрастает зависимость США от импорта нефти, доля которого уже составляет более 60 %. Поэтому наличие американских военных баз вблизи от Каспия рассматривается и как попытка усилить позиции США в выборе путей транспортировки каспийской нефти. Поэтому Примаков делает вывод: «В случае сохранения и наращивания американского военного присутствия в Центральной Азии объективно усилится антиамериканский элемент в политике многих стран региона, что, бесспорно, отразится и на энергетической ситуации. В результате серьезный ущерб будет нанесен идее стабилизации положения на мировом рынке энергоносителей».

В то время, когда Е.М.Примаков писал свою работу «Мир после 11 сентября», США вели активные антитеррористические действия в Афганистане. Но уже тогда, в 2002 году, Примаков говорил о возможности осуществления США удара по Ираку с целью свержения режима Саддама Хусейна. Подозрениям Евгения Максимовича суждено было сбыться. Но он также уверен, что если в США победит ставка на военное решение иракской проблемы, то США лишится широкой международной поддержки, которую они завоевали после 11 сентября.

Итак, Примаков делает вывод: «Перманентное продолжение антитеррористической войны соответствует новой американской военной доктрине, в которой упор делается на превентивные действия против произвольно сконструированных самими США противников».

Однако тактика США основывается на культе единоличных решений, что представляется неправильным, необходимо уходить от этой практике к коллективному принятию решений.

Можно сделать некоторые выводы об оценке Примакова геополитических изменений в мире после 11 сентября 2001 года.

Первым, с чем мы столкнулись после 11 сентября, стала угроза раздела мира на мусульман и немусульман.

Произошел рост сепаратизма.

Появилась потребность урегулирования региональных конфликтов, особенно ближневосточного.

Увеличилась практика односторонних решений, особенно со стороны США.

США вышли из договора по ПРО, подтвердив курс на создание национальной системы ПРО.

Началась антитеррористическая война в Афганистане и появилась возможность продолжения ее в Ираке.

По мнению Е.М.Примакова события 11 сентября не меняют магистрального направления развития человечества: в экономике – постиндустриальное общество; в политике – укрепление демократических устоев во внутренней жизни и международных отношениях, федерализма в многонациональных государствах; в культурно-политической области – сближение мировых цивилизаций; в мироустройстве – переход от двухполярной к многополярной системе. Но 11 сентября оказало значительное влияние на движение по всем этим направлениям. Но это влияние не стоит сводить только к выработке согласованной коллективной политике и осуществлению совместной борьбы с терроризмом. Этим нельзя ограничиваться. Необходима хартия, определяющая «правила поведения» государств в отношении террористических организаций; качественно новые формы совместных акций национальных спецслужб. Требуется отход от расхлябанности в обществе. Однако нельзя бороться с терроризмом, угрожая демократическим началам.

В целом, все уроки 11 сентября должны рассматриваться в широком плане. И в первую очередь применительно к тем причинам, которые подпитывают международный терроризм. Главной среди них является неурегулированность региональных или внутригосударственных этнических и религиозных конфликтов, что особенно ярко видно на примере ближневосточного.

Также необходимо новыми глазами посмотреть на отношения «Север-Юг» и «Запад-Восток». Борьба с самодостаточным терроризмом требует искоренения из этих отношений всего того, что уже порождало или сопровождало развитие терроризма на мировой арене.

Заключение


Итак, цель курсовой работы - проанализировать взгляды политического деятеля Евгения Максимовича Примакова на сущность и роль терроризма в современном мире; проанализировать его оценку геополитических изменений в мире после теракта 11 сентября 2001года и того, к чему могут привести эти изменения Россию и весь остальной мир - была достигнута.

В ХХI веке человечество столкнулось с новой разновидностью терроризма – самодостаточная система. Сущность ее проявилась 11 сентября 2001 года, когда стало понятно, что теперь террористические организации действуют независимо от каких-либо государств, они стали самостоятельными «игроками». Поэтому теперь их роль на международной арене возрастает, ведь спрогнозировать, а тем более проконтролировать ситуацию в мире невозможно.

Теракт 11 сентября привел к различным геополитическим изменениям в мире. Это угроза раздела мира по религиозному принципу, которая может привести не только к ухудшению международных отношений, но даже и к распаду многих государств. В современных условиях необходимо на первый план ставить принципы целостности государств.

 Появилась также настоятельная потребность урегулирования региональных конфликтов, особенно ближневосточного. Необходимо найти компромиссный план урегулирования арабо-израильского конфликта, иначе нельзя избежать проявления международного терроризма в его наиболее опасных формах.

После 11 сентября увеличилась практика принятия односторонних решений, в особенности это касается США. Эта ставка США на единоличные решения и действия на мировой арене, даже с антитеррористическим содержанием, контрпродуктивны и опасны для всей системы международных отношений.

Что касается России, то после 11 сентября самой большой проблемой для нее оставалась Чечня. Однако события 11 сентября способствовали правильному пониманию сути происходящего в Чечне.

По мнению Е.М. Примакова, после теракта в Нью-Йорке мир наконец-то должен понять, как тяжело России в течение нескольких лет вести кровавую антитеррористическую борьбу, когда страну просто «не понимают». Поэтому не только Россия должна поддержать США в Афганистане, но и США должны поддержать действия России в Чечне. А сближение России и США уже началось и отхода России от этого курса не предвидится, всё, главным образом, зависит от Соединённых Штатов. Как пишет Примаков в конце своей книги, развивающиеся после 11 сентября российско-американские отношения порождают оптимизм, но, к сожалению, пока довольно умеренный.

Список использованных источников и литературы


I. Документы государственных и управленческих структур

1.   Конституция РФ

2.   Федеральный закон РФ «О борьбе с терроризмом», принятый Государственной Думой 3 июля 1998года и подписанный президентом РФ 25июля 1998года - №130-ФЗ.


II. Труды политических лидеров

1.   Примаков Е.М. Мир после 11сентября. М. 2002.


III. Периодическая печать

1. Пахомов Е. Капкан на моджахеда.// Журнал «Итоги».1999. 16 ноября.

2.   Виноградов Б. Призрак живёт в Гиндукуше.// «Новые известия». 2004. 19-25 марта.

3.   Виноградов Б. Судный день Джорджа Буша.// «Новые известия». 2004. 2-8 апреля.

 

IV. Ресурсы Интернет

1.   Баткин Л. Мир после 11 сентября. www.pravoedelo.spb.ru/forum/message.html?thread=20011217093816&id=1

2.   Маргелов М. 11 сентября: вопросов все еще больше, чем ответов. www.rg.ru/Anons/arc_2002/0911/hit.shtm


[1] Политология. Энциклопедический словарь. М. 1993. С. 58.

[2] Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» 25июля 1998года №130-ФЗ. // Библиотечка Российской газеты. Выпуск № 13. 2003. С. 11.

[3] Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» 25июля 1998года №130-ФЗ. // Библиотечка Российской газеты. Выпуск № 13. 2003. С. 6.

[4] Примаков Е. М. Мир после 11 сентября. М. 2002. С. 7.

[5] Примаков Е. М. Мир после 11 сентября. С. 6.

[6] Примаков Е. М. Мир после 11 сентября. С. 13-14.

[7] Примаков Е. М. Мир после 11 сентября. С. 15.

[8] Примаков Е. М. Мир после 11 сентября. С. 26.

[9] Примаков Е. М. Мир после 11 сентября. С. 19.

[10] Пахомов Е. Капкан на моджахеда.// Журнал «Итоги».1999. 16 ноября.

[11] Примаков Е. М. Мир после 11 сентября. С. 21.

[12] Виноградов Б. Судный день Джорджа Буша.// «Новые известия». 2004. 2-8 апреля.

[13] Там же.

[14] Виноградов Б. Призрак живет в Гиндукуше.// «Новые известия». 2004. 19-25 марта.

[15] Примаков Е. М. Мир после 11 сентября. С. 27.

[16] Баткин Л. Мир после 11 сентября. www.pravoedelo.spb.ru/forum/message.html?thread=20011217093816&id=1

[17] Маргелов М. 11 сентября: вопросов все еще больше, чем ответов. www.rg.ru/Anons/arc_2002/0911/hit.shtm

[18] Там же

[19] Примаков Е. М. Мир после 11 сентября. С. 35.

[20] Примаков Е. М. Мир после 11 сентября. С. 37.

[21] Примаков Е. М. Мир после 11 сентября. С. 53.

[22] Примаков Е. М. Мир после 11 сентября. С. 56.

[23] Примаков Е. М. Мир после 11 сентября. С. 57.

[24] Примаков Е. М. Мир после 11 сентября. С. 80-81.

[25] Примаков Е. М. Мир после 11 сентября. С. 90.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.