Однако ни один из выше перечисленных видов оружия не обладает столь смертоносным действием, как ядерное оружие. На сегодняшний день угроза термоядерной катастрофы стоит на первом месте в списке самых опасных глобальных проблем человечества. Но еще в 50-е годы XX столетия многие считали допустимой ограниченную ядерную войну. Однако расчеты, проведенные в 70-е годы, показали, что при взрыве нескольких ядерных зарядов разовьется состояние, названное «ядерной зимой», когда тучи пыли и дыма закроют солнце, резко нарушив тепловой баланс планеты, что приведет к гибели биосферы. Сегодня только одного ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила в несколько тысяч (!) раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. В арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов (!) раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. А ведь от этой бомбы погибло 200 тысяч человек, 40% площади превратилось в пепел, все было изуродовано до неузнаваемости! Но кроме самого ядерного оружия существуют еще и атомные электростанции. Катастрофа на Чернобыльской АЭС окончательно открыла миллионам людей глаза на сущность ядерной опасности. Роковые последствия, как атомной бомбардировки, так и Чернобыльской катастрофы ощущают до сих пор тысячи людей.
Что еще делает международный терроризм потенциально опасным для всего человечества, так это его возможное перерастание в новую мировую войну. На первый взгляд это положение кажется абсурдным. Как один теракт может повлечь за собой новую войну? Но достаточно вспомнить тот факт, что Первая мировая война началась с убийства наследника австро-венгерского престола. И на сегодняшний день все чаще высказываются опасения, что акты международного терроризма и ответные меры государств на них вполне могут закончиться мировой войной.
Слава богу, пока удавалось избегать такой печальной развязки событий, несмотря на стремление некоторых стран к войне и все более активные процессы глобализации. Однако события прошлого, 2006-го, года на Ближнем Востоке показали, насколько реальна угроза мировой войны. И хотя теракты повлекли за собой лишь войну локальную, между двумя странами, нельзя забывать о том, что мировое сообщество было на волоске от втягивания в войну других стран, в первую очередь Сирии, Ирана и США.
А начался тот арабо-израильский конфликт ( иногда именуемый Второй ливанской войной) с ракетно-миномётного обстрела боевиками «Хезболлы» одного из пограничных районов Израиля. В тот день, 12 июля 2005 года, были убиты 3 израильских военнослужащих, двое были захвачены в плен. По всей видимости, целью теракта было оказать давление на Израиль, отвлечь его внимание от сектора Газа, где Израиль проводил военную операцию против движения «Хамас», и заставить воевать на два фронта.
Однако, ответная реакция Израиля, очевидно, превзошла ожидания руководства «Хезболлы». Конфликт очень быстро перерос в широкомасштабные боевые действия. Со стороны Израиля это выразилось в установлении морской и воздушной блокады Ливана, нанесении массированных авиаударов с целью уничтожения инфраструктуры «Хезболлы» и её руководства и, впоследствии, в переходе к сухопутной операции. «Хезболла» отвечала регулярными ежедневными ракетными обстрелами севера Израиля и пыталась удержать созданные ею в районе границы укреплённые районы и нанести максимальный урон живой силе и боевой технике израильской армии.
Война длилась до 14 августа, окончилась через 3 дня после подписания резолюции Совета Безопасности ООН о прекращении огня. В ходе войны с израильской стороны погибло 160 человек, из них 117 военнослужащие, со стороны Ливана погибло порядка тысячи жителей, около трех тысяч были ранены. Руководителями «Хезболлы» признана гибель 250 боевиков. И все это лишь так называемые военные потери. Потери же экономические составили, по некоторым данным, около 6 миллиардов (!) долларов США. И это не говоря о том, что фактически весь южный Ливан превратился в руины, на восстановление его уйдут годы, а следовательно, этот конфликт привел к огромным экономическим и социальным потерям. Причиной же войны стал акт международного терроризма.
Суммируя все выше сказанное, можно с уверенностью сказать, что в настоящее время международный терроризм перерос в проблему, которая может привести к огромным потерям (человеческим и экономическим), а в случае обострения может угрожать гибелью всему человечеству.
И, наконец, рассмотрим третий признак глобальных проблем: они требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов. Проблема международного терроризма отвечает этому признаку. Действительно, что же может сделать какая-либо страна в одиночку для решения этой проблемы? Государство может пытаться бороться с внутренним терроризмом, на своей территории, вводя специальные законы по борьбе с этим явлением, предпринимая боевые операции для ликвидации баз террористов и т.д. Но для борьбы с международным терроризмом сил одного государства недостаточно. Хотя бы из-за принципа невмешательства во внутренние дела других государств. И если одно государство все же вторгнется в пределы другого, это приведет скорее к войне, нежели к решению проблемы терроризма, примером чему служит все та же Ливанская война. Да и другие страны периодически совершали такие антитеррористические операции (например, введение войск США в Ирак), которые, кроме колоссальных жертв с обеих сторон, ни к каким более существенным результатам не привели.
Итак, для решения проблемы международного терроризма требуются усилия всего человечества. Как же цивилизация пыталась и пытается справиться с существующей угрозой?
До Второй мировой войны мировое сообщество достаточно пассивно относилось к проблемам борьбы с терроризмом. Разве что в 1934 г., после убийства министра иностранных дел Франции Луи Барту и короля Югославии Александра I Карагеогиевича вопрос об объединении усилий в борьбе с терроризмом был внесен на рассмотрение органов Лиги Нации. В конечном итоге 16 ноября 1937 г. государства – члены Лиги Наций – подписали в Женеве две конвенции: «О предупреждении и наказании терроризма» и «О создании международного уголовного суда».
После Второй мировой войны международное сотрудничество в борьбе с терроризмом продолжало нарастать. Был принят целый ряд документов, который регламентировал деятельность в этой области. Среди них Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963), Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970), Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой (1973), Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979), Конвенция о физической защите ядерного материала (1980) и многие другие.
На универсальном уровне проблемой терроризма вообще и международного терроризма в частности занимается ООН и ее специализированные учреждения – Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Например, 9 декабря 1994г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила «Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма». В ней безоговорочно осуждались как преступные и не имеющие оправдания все акты, методы и практика терроризма, где бы и кем бы они ни осуществлялись.
В ст. 3 Декларации подчеркивается: «Преступные акты, направленные или рассчитанные на создание обстановки террора среди широкой общественности, группы лиц или конкретных лиц в политических целях, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, какими бы ни были соображения политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера, которые могут приводиться в их оправдание».
16 декабря 1997г. резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи принята «Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом». В ней были уточнены некоторые понятия, например такие, как «взрывное или иное смертоносное устройство», «место общественного пользования», «система общественного транспорта» и др.
Одной из важнейших проблем, требующих разрешения, является совершенствование международного сотрудничества в сфере перекрытия финансовых потоков, направляемых на поддержку террористов. Как указывает Уолтер Лакёр, главный миф террористов заключается в том, что они бедны, голодны и лишены человеческих условий жизни. А на самом деле доходы небезызвестной Организации Освобождения Палестины составляют 150-200 млн. долларов США в год. Официальные лица организации получают 5000 долларов и более в месяц, имеют банковские счета в Швейцарии.
Не стремясь к финансовой выгоде как к конечной цели, террористические организации, тем не менее, нуждаются в деньгах для организации и проведения террористических актов, привлечения новых сторонников, обеспечения поддержки на местах и за границей. Поэтому перекрытие путей финансирования террористической деятельности стало насущной проблемой мирового сообщества.
В 1999г. принимается Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма. В рамках Конвенции были выработаны практические меры по созданию эффективной системы контроля за финансовыми потоками как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. О приоритетности данного направления международного сотрудничества в борьбе с терроризмом свидетельствует Резолюция 1373, принятая Советом Безопасности ООН 28 сентября 2001 года. В ней отмечается, что «все государства должны:
а) предотвращать и пресекать финансирование террористических актов;
б) ввести уголовную ответственность за умышленное предоставление или сбор средств, любыми методами, прямо или косвенно, их гражданами или на их территории с намерением, чтобы такие средства использовались – или при осознании того, что они будут использованы, - для совершения террористических актов;
в) безотлагательно заблокировать средства и другие финансовые активы или экономические ресурсы лиц, которые совершают или пытаются совершить террористические акты, или участвуют в совершении террористических актов, или содействуют их совершению; организаций, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких лиц, а также и лиц, и организаций, действующих от имени или по указанию таких лиц и организаций, включая средства, полученные или приобретенные с помощью собственности, прямо или косвенно находящейся во владении или под контролем таких лиц и связанных с ними лиц и организаций;
г) запретить своим гражданам или любым лицам и организациям на своей территории предоставление любых средств, финансовых активов или экономических ресурсов или финансовых и иных соответствующих услуг, прямо или косвенно, для использования в интересах лиц, которые совершают или пытаются совершить террористические акты или содействуют или участвуют в их совершении, организаций, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких лиц, а также лиц и организаций, действующих от имени или по указанию таких лиц».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7