Рефераты. Международные организации в системе современных мировых хозяйственных отношений






Члены МВФ наделили эту организацию некоторой властью над сферой своих внешнеэкономических расчетов потому, что это имеет первостепенное значение для осуществления денежных потоков между странами и тому что, как показал опыт, современная система расчетов в иностранной валюте просто не функционирует без органа глобального контроля. Обмен денег является ключевым моментом финансовых отношений между странами и незаменимым двигателем мировой торговли. Каждая валюта, будь то доллар, франк или что-нибудь более экзотичное, как-то гамбийский даласи или гаитянский гурд, имеет стоимостное выражение по отношению к другим валютам. В настоящее время относительная или меновая стоимость основных мировых валют подвергается постоянным изменениям, к радости или огорчению торговцев валютой, и ежедневно публикуется в финансовых разделах газет. И хотя операции на валютном рынке, где деньги (примерно так же, как и товары, как-то пшеница или яблоки) продаются и покупаются, могут казаться далекими от повседневной жизни, они тем не менее оказывают глубокое влияние на всех нас. Наиболее типичным случаем, когда мы как-то внезапно испытываем реальность стоимости валют, являются туристические поездки за границу, когда обнаруживается, что сначала мы должны купить местные деньги, прежде чем сможем купить что-нибудь еще. Покупка иностранной валюты является фактом нашей жизни, с которым сталкиваются не только туристы, но также правительства импортеры, банки, и другие учреждения, которым необходимо приобрести иностранную валюту, и часто в больших количествах, прежде чем они смогут вести свои дела за границей.

Возьмем, например, импортера велосипедов в Копенгагене, кото­рый пытается купить 100 японских велосипедов у торговца в Токио на продажу по цене 30. 000 йен за каждый. Японский дилер не примет оплату в датских кронах, которые он не сможет использовать сразу же: он не сможет заплатить своим поставщикам или служащим в кронах или даже заплатить датскими деньгами за свой обед в местном ресторанчике. Ему нужны йены. Это означает, что датский импортер товара должен иметь достаточное количество крон для обмена, чтобы набрать 3 млн. йен для покупки партии. Обменять кроны на йены не представляет труда (любой банк в Копенгагене будет рад сделать это), так как правительства Дании и Японии имеют обязательства по конвертируемости своих валют. Ни одна из сторон не ограничивает обмен своей национальной валюты на другую, и это в значительной степени облегчает международную торговлю.

К счастью, теперь широко распространенная конвертируемость позволяет легко осуществлять обмен между большинством основ­ных мировых валют. В последнюю четверть этого столетия конвертируемость дала практически неограниченные возможности для путешествий, торговли и инвестирования. В значительной мере этому способствовало сотрудничество стран-членов с МВФ по устранению ограничений на покупку и продажу национальных валют. При существующей в настоящее время уверенности в том, что при предъявлении одна валюта может быть обменена на другую, трудно вообразить ситуацию, когда это было бы невозможно.

Однако почти 50 лет назад прежде всего в ответ на условия, когда господствовала неконвертируемость валют и, соответственно, существовали проблемы с обменом, международное сообщество решило работать над этими проблемами в рамках объединенного форума, которому суждено было стать Международным валютным фондом.

История возникновения

Необходимость в организации, подобной МВФ, стала очевидной во время Великой депрессии, которая разрушила мировую эконо­мику в 30-х годах. Депрессия была разрушительна для всех сторон хозяйственной жизни. Разорялись тысячи банков, оставляя изумленных вкладчиков без гроша, цены на сельскохозяйственную продукцию упали ниже себестоимости, резко снизилась стоимость земли, покинутые фермы превратились в дикую запустелую мест­ность, не работали заводы, суда стояли в портах в ожидании не произведенных грузов и десятки миллионов рабочих бродили по улицам в поисках несуществующей работы.

Разрушение экономики не ограничилось видимым эффектом. Не менее разрушительное воздействие постигло невидимый мир международных финансов и валютных бирж. Общее недоверие к бумажным деньгам привело к спросу на золото, который превысил его запасы, имевшиеся в распоряжении финансовых органов. В силу этого ряд стран во главе с Великобританией был вынужден отказаться от золотого стандарта, который, принимая за меру стоимости каждой валюты определенное количество золота, на протяжении многих лет определял стоимость денег как заданную и неизменную величину. Из-за неопределенности в стоимостном выражении денег, более не имевших фиксированного соотношения с количеством золота, процесс обмена денег между странами, признававшими золотой стандарт, и странами, отказавшимися от него, значительно осложнился. Страны стали запасать золото и деньги, которые могли быть обращены в золото, сокращая в даль­нейшем количество и частоту денежных операций между собой, ликвидируя рабочие места и снижая уровень жизни. Более того, некоторые правительства жестко ограничили обмен национальных денег на иностранные и даже изыскивали пути бартерного обмена (например, один локомотив за 100 тонн кофе), который бы совершенно исключил использование денег. Другие правительства, в отчаянной попытке найти покупателя отечественной сельскохо­зяйственной продукции за границей, старались создавать видимость, что их продукция дешевле, продавая свои национальные деньги ниже их реальной стоимости с тем, чтобы подорвать торговлю других стран, продающих аналогичную продукцию. Такая практика, известная как конкурирующая девальвация, только вызвала применение ответных мер в виде подобной же девальвации, прово­димой торговыми соперниками. Соотношение между деньгами и стоимостью товаров нарушилось, ровно как и соотношение между стоимостью одной национальной валюты и другими. В таких усло­виях мировая экономика начала угасать. В промежутке между 1929 и 1932 г.г. цены на товары во всем мире упали на 48 процентов и объем мировой торговли снизился на 63 процента. [10, стр.6]

На протяжении 30-х годов собиралось несколько международных конференций для решения вопроса о мировых валютах, которые не увенчались успехом. Было очевидно, что половинчатые или неокон­чательные решения не подходят. Что требовалось, так это сотрудни­чество между всеми нациями в невиданном ранее масштабе для создания новаторской валютной системы и организации между­народного института по осуществлению непрерывного контроля за ней. По удачному совпадению два смелых и оригинально мыслящих человека, Харри Декстер Уайт из Соединенных Штатов и Джон Мэйнард Кейнс из Великобритании, почти одновременно в начале 40-х годов внесли свои предложения по созданию как раз такой системы, которой должны были управлять не случайные междунаро­дные встречи, а постоянно действующая организация сотрудниче­ства. Такая система, отвечавшая нуждам того времени, способство­вала бы неограниченному обмену между валютами разных стран, устанавливала четкую однозначную величину стоимости для каждой валюты, устраняла ограничения и такого рода практику, как конкурирующая девальвация, которые практически привели к прекращению инвестирования и торговли в 30-х годах. После много­численных переговоров, проходивших в трудных условиях военного времени, международное сообщество согласилось принять систему и учредить организацию для осуществления контроля над ней. Окончательная встреча по организации Международного валютного фонда состоялась в Бреттон-Вудсе, Нью-Гемшпир, США в июле 1944, где собрались представители 44 наций. МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне в мае 1946 года, имея в своем составе 39 стран.

Сейчас в МВФ входит 156 стран, представляющих всевозможные политические и экономические системы, от социалистических с центральным планированием до капиталистических, проповедую­щих невмешательство со стороны государства. Членство в МВФ доступно любой стране, которая проводит независимую внешнюю политику и готова соблюдать права и обязанности, налагаемые уставом МВФ. В настоящее время все основные страны являются членами МВФ или недавно подали прошение о членстве. Члены могут выйти из организации в любой момент. Куба, Чехословакия, Индонезия и Польша на самом деле так и сделали, хотя впоследствии все эти страны, за исключением Кубы, пересмотрели целесообразность своих решений и, в конечном итоге, вновь присоединились к организации.


Структура

 Многие ошибочно полагают, что МВФ является организацией, наделенной большой властью и независимостью, и что он определяет наилучшую экономическую политику, которой должны следовать его члены, проводит свои решения в приказном порядке для членов сообщества и затем следит за их выполнением. Это совершенно не соответствует действительности. Наоборот, не МВФ диктует, а само сообщество определяет для МВФ ту политику, которой он будет придерживаться. Цепочка распоряжений с очевидностью исходит от правительств стран-членов МВФ и никак не наоборот. Определяя обязательства для отдельного члена по отношению к МВФ или разрабатывая детали кредитных соглашений со своим членом, МВФ действует отнюдь не независимо, а выступает как посредник между волей большинства сообщества и отдельно – взятого члена.

Верховным директивным органом является Совет Управляю­щих – по одному Управляющему от каждой страны и 156 Заместителей Управляющих. Так как Управляющие и их Заместители являются либо Министрами финансов либо руководителями центральных банков, то они уполномочены выступать от имени правительств. Временный Комитет дает им рекомендации, касающиеся функционирования международной валютной системы, а Комитет по развитию консультирует их по особенностям нужд, испытываемых наибеднейшими странами. В силу того, что Упра­вляющие и их Заместители вплотную заняты в своих собственных столицах, они собираются только на ежегодные встречи как орган для официального ведения дел МВФ.

В остальное время года Управляющие высказывают пожелания своих правительств по поводу повседневной деятельности МВФ через своих представителей, из которых формируется Исполнитель­ный Совет, базирующийся в штаб-квартире в Вашингтоне. Двадцать два Исполнительных Директора, встречающихся на официальных заседаниях по крайней мере три раза в неделю, контролируют осуществление тех мероприятий, которые были намечены прави­тельствами стран-членов через Совет Управляющих. В настоящее время, семь Исполнительных Директоров представляют отдельно взятые страны: Великобританию, Германию, Китай, Саудовскую Аравию, Соединенные Штаты, Францию, и Японию. Каждый из остальных 15 директоров представляет группирования, составлен­ные из оставшихся 149 стран. Исполнительный Совет редко принимает решения только на основе официального голосования, он полагается на достижение консенсуса среди своих членов, что сводит к минимуму конфронтацию при обсуждении болезненных вопросов и помогает достичь согласия по принимаемым решениям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.