Рефераты. Международная политика и международные отношения






Международная политика и международные отношения

Содержание


1.     Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия……….2

2.     Основные теории международной политики ……………………………...7

3.     Современные тенденции развития международных отношений ………...9

4.     Россия в системе международных отношений……………………………14

5.     Литература…………………………………………………………………..17


1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия


Независимые госу­дарства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой политики. То есть государства действуют в сфере меж­дународных отношений.

Международные отношения — это совокупность экономи­ческих, политических, правовых, идеологических, дипломатичес­ких, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэто­му в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) раз­личные силы: государственные, военные, экономические, полити­ческие, общественные и интеллектуальные.

Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудни­чества.

Международная или мировая политика является ядром меж­дународных отношений.

Мировой политикой называют процессы выработки, приня­тия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сооб­щества.

В современной мировой политике действует огромное коли­чество различных участников. Но до сих пор преобладающим оста­ется взгляд, что основными субъектами мировой политики явля­ются государства и группы (союзы) государств.

Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расши­рения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся междуна­родные организации. Они обычно разделяются на межгосударст­венные или межправительственные и неправительственные орга­низации.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными орга­нами.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительствен­ные организации имеют более сложную структуру, чем межгосу­дарственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а мо­гут иметь смешанный характер, то есть включать и правительст­венные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех госу­дарств, входящих в них. Число международных организаций посто­янно растет.

Международные организации охватывают самые разные ас­пекты международных отношений. Они создаются в экономичес­кой, политической, культурной, национальной областях, имеют оп­ределенные особенности и специфику. В качестве примера различ­ных международных организаций можно привести:

— региональные организации, такие как Ассоциация Госу­дарств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономичес­кое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

— организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);

— организации в области отдельных отраслей мирового хо­зяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;

— политико-экономические организации, например: Органи­зация Африканского Единства (ОАЕ);

— профессиональные организации: Международная Органи­зация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Крими­нальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

— демографические организации: Международная Демокра­тическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

— организации в области культуры и спорта: Международ­ный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

— военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);

— профсоюзные организации: Международная Конфедера­ция Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

— различные организации в поддержку мира и солидарнос­ти: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Между­народный Институт Мира;

— религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);

— Международный Красный Крест (МКК) — организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;

— экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных отно­шений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранно­го взаимодействия различных государств в целях поддержания ми­ра и безопасности, содействия экономическому и социальному про­грессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 госу­дарств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не оста­ется вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним отно­сятся:

— ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

— МОТ (Международная Ассоциация Труда);

— МВФ (Международный Валютный Фонд);

— ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами куль­туры и науки);

— МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

— ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

— Международный суд.

Международные правительственные организации имеют боль­ше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.

Огромным влиянием на мировой арене пользуются междуна­родные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои фили­алы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК об­ладают огромными экономическими ресурсами, дающими им пре­имущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Важными субъектами мировой политики выступают религи­озные организации.

Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, кото­рым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии как своих стран, так и мира в целом.

Но все же роль всех вышеназванных субъектов остается по­ка несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую ли­бо отдельно взятую социальную группу или политическую органи­зацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обес­печения суверенитета, безопасности, территориальной целостнос­ти, находятся в ведении именно государства. Политологи подчерки­вают, что государство — единственный общенациональный инсти­тут, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Го­сударства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.

Влияние, силу государства на мировой арене можно предста­вить как его способность, защищая собственные интересы, воздей­ствовать на другие государства, на ход событий в мире.

Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно счита­лось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, во­енный потенциал страны во многом определяет ее могущество и со­ответствующее положение на международной арене.

Реальное положение государства на мировой арене опреде­ляется более широкими показателями. К ним принято относить ве­личину территории, природные и людские ресурсы, структуру на­циональной экономики, объем и качество промышленного и сель­скохозяйственного производства, умение обеспечивать поступа­тельное развитие страны, гарантировать экономическую безопас­ность обществ, а также способность страны оказывать прогрессив­ное влияние на международное развитие.

Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой категорией, как «внешняя политика». В конеч­ном итоге международные отношения складываются, прежде все­го, из совокупности внешнеполитической деятельности госу­дарств, которые являются основными участниками международ­ных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-либо организаций.

Внешняя политика регулирует отношения данного государ­ства с другими государствами, обеспечивает реализацию его по­требностей и интересов на международной арене.

Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие офи­циальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать опре­деленные методы и способы их реализации.

Внешнеполитическая деятельность по достижению постав­ленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дип­ломатия. Дипломатия — это официальная деятельность государ­ства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций междуна­родного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дип­ломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двух­сторонних и многосторонних соглашений, дипломатической пере­писки, участия в работе международных организаций.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.