Во-вторых, Исследовательская служба конгресса довольно часто предоставляет в своих докладах противоречивые, а иногда и абсолютно алогичные данные, причем противоречия возникают даже при сравнении одних и тех же данных из разных докладов Службы. Например, согласно докладу от 1996 года, в 1995 году Россия и США заключили соглашений на поставки вооружений на 9,1 и 8,2 млрд. долл. соответственно, а в следующем докладе от 1997 года картина совершенно обратная: Россия в 1995 г. - на 8,3 млрд. долл., а США - 9,3.
В качестве другого примера противоречивости данных CRS можно привести выводы доклада 1995-го года, что в 1994 году Франция заняла второе место в мире по показателю "соглашения на поставки вооружений со всем миром", заключив контрактов на общую сумму 12 млрд. долл., уступив лидеру (США) лишь 453 млн. долл. и первое (!) место по показателю "соглашения на поставки с развивающимися странами" - 11,4 млрд. долл. По этому поводу можно заметить, что сравнение данных Исследовательской службы с данными других агентств показывает, что объем экспортных контрактов, заключенных Францией, гораздо скромнее - порядка 7-9 млрд. долл., а отставание Франции от США существенно больше - от 2,5 до 10 млрд. И наконец, сама Исследовательская служба в своих докладах последующих лет (1996, 97 годов) дает для Франции более скромные цифры: 8,9-9,1 млрд. долл. со всем миром и 8,1-8,4 млрд. долл. с развивающимися странами. Получается, что использование данных CRS для прогнозирования вероятной ситуации чревато получением выводов, которые могут оказаться достаточно далекими от реальности или ошибочными.
Заключение
Подводя итоги анализа существующих международных методик оценки экспорта обычных вооружений, можно сделать следующие выводы:
1. Создание полной и стопроцентно достоверной картины мировой торговли вооружениями на сегодняшний день представляет собой невыполнимую задачу. С высокой степенью точности можно описать лишь приблизительные качественные тенденции.
2. При всем различии применяемых методик и получаемых результатов ведущие аналитические центры дают совпадающие качественные картины изменения мирового рынка и изменение экспорта основных поставщиков вооружений и военной техники.
3. Характерной особенностью методики СИПРИ являются:
1. существенное занижение итоговых объемов поставок вооружений для Великобритании;
2. незначительное занижение итоговых объемов поставок вооружений для Франции;
3. существенное завышение поставок последних лет Германии;
4. завышение экспорта США, России и Китая.
4. Исследовательской Службой Конгресса США предоставляется противоречивая информация, которая не позволяет проследить достаточно явную тенденцию, характерную для ее методики; исключением является описание американского экспорта, для которого можно утверждать, что Служба конгресса значительно занижает объемы экспорта США.
5. Лондонский международный институт стратегических исследований и Американское агентство по контролю над вооружениями :
1. представляют наиболее полную картину описания мирового экспорта вооружений;
2. данные обоих агентств являются как правило максимальными, по сравнению с выводами других научных организаций;
3. выводы ACDA и IISS являются наиболее близкими к официальным данным государств.
6. Анализ данных аналитических центров показывает, что существует линейная зависимость между объемом мирового рынка вооружений и величиной российского (советского) экспорта, при этом
1. вплоть до 1990 года коэффициент зависимости порядка 0,8 (коэффициент "влияния" достаточно близок к единице), начиная с 1990 года коэффициент существенно уменьшился (0,3 - 0,6), однако линейная зависимость по прежнему существует.
7. Утверждения о том, что начиная с 1995 года Россия вышла на второе место в мире по экспорту вооружений, на первое место по объему полученных заказов, а с 1998 года вследствие этих фактов может обогнать и США, не соответствует действительности, поскольку:
1. данные Исследовательской Службы конгресса от 1996 года утверждающие, что в 1995 году Россия заключила больше всех в мире контрактов, опровергаются как самой службой в последующих докладах, так и выводами других аналитических центров;
2. согласно данным СИПРИ, за более чем десять лет, с 1985 года, российский объем поставок лишь однажды опустился ниже второго места (в 1994 г.), а согласно выводам других аналитических центров, Россия с 1992 года занимает третье-четвертое места.
Таблицы :
Таблица 1. Данные Стокгольмского института изучения проблем мира [SIPRI]. Поставки основных видов обычных вооружений основными поставщиками в 1985-1995 гг.
в ценах 1985 года
в ценах 1990 года
1985
1986
1987
1988
1989
1990
1991
1992
1993
1994
1995
США
8 506
10 304
12 596
10 503
11 669
8 738
10 648
12 568
13 794
12 802
12 821
9 894
Россия
12 945
14 731
14 916
12 559
12 220
6 373
10 459
4 657
2 841
3 631
962
3 905
Франция
4 046
4 096
3 011
2 300
2 577
1 799
2 220
1 071
1 308
1 368
1 021
815
Великобритания
1 646
1 500
1 817
1 401
1 816
1 220
1 509
1 143
1 099
1 213
1 493
1 663
Китай
1 082
1 463
2 553
1 868
874
926
1 245
1 104
1 158
1 284
744
868
Германия, ФРГ
945
1 120
676
1 270
716
963
1 656
2 520
1 503
1 686
2 483
1 964
Всего весь мир
32 284
36 453
39 777
33 767
33 509
21 726
30 891
25 819
24 532
24 744
22 842
22 797
Таблица 2. Данные Агентства по контролю над вооружениями (ACDA) по поставкам вооружений и военной техники в 1985-1994 гг. в текущих ценах (млн. долл.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5