Рефераты. Место и роль государства в политической системе общества






Место и роль государства в политической системе общества

Содержание

 

Введение. 3

1.    Понятие,  характеристика основных  элементов  политической системы  общества  4

2. Место и роль  государства  в политической  системе  общества. 7

Заключение. 14

Список  использованной  литературы.. 16


Введение


Для глубокого и всестороннего  понимания  государства и права важно их рассматривать не только  самих по себе,  но и  в  контексте  других   более  широких  и более емких  явлений. Одним из таких  явлений  выступает  политическая система  общества.

Что она  представляет? Из каких   частей  состоит? Какое место  в ней  занимают  и какую роль  играют  государство и право?

Эти и им подобные  вопросы  издавна  привлекали  внимание  отечественных и зарубежных  ученых-юристов,  философов, историков, экономистов. И это  не  случайно.

Ибо от  того, как они  понимаются,  в огромной степени  зависит  успех  в решении всех  других,  связанных  с ними  вопросов и проблем.

Таких, например, как проблемы «живучести»  политических систем, их  способности  решать задачи, возникающие  перед современным обществом, вопросы  эффективности  государства  и политической системы и  др.

Политические системы понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций,  участвующих  в политической  жизни той или иной страны.

Итак, цель курсовой работы – определить государство как стержневой элемент политической системы.

Для этого поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)): изучить  понятие,  характеристику основных элементов политической системы  общества; обозначить место и роль  государства  в политической  системе  общества.

.

1.                Понятие,  характеристика основных  элементов  политической системы  общества


В зависимости  от степени   участия   в политической   жизни  органы  и организации – элементы политической системы  в научной литературе  подразделяются  на следующие   группы:

Собственно-политические. К их числу относятся государство, все политические партии, отдельные общественные организации.

В чем их особенность?  Каковы их признаки?

Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику.

Непосредственной  целью их создания и функционирования выступает политическая цель.

Она заключается в формировании и осуществлении внутренней  и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные слои и классы, существующие в обществе, в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь.

Несобственно-политические объединения.

К ним относятся такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин.

Это – профсоюзные, кооперативные и иные организации. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно-политических объединений, никогда не выступает политическая цель.

Свою деятельность данные институты осуществляют не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть.

Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования. Она не имеет для них решающего значения.

Это не означает, разумеется, принижения роли и значения несобственно-политических объединений в политической  системе общества, ибо речь идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не в отрицании его как такового вообще.

Следующую группу составляют организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект.

Они возникают и функционируют не основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью.

К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, филателистов, авто- и мотолюбителей, туристов и др.

Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических отношений.

Решающая роль среди всех вышеназванных объединений – составных частей политической системы общества -  всегда играло и продолжает играть государство.

Будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими «вещественными придатками»[1] в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках любого господствующего класса или слоя, как важнейшее средство осуществления его политической власти.

В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории развития общества, а, следовательно, и его самого.

В то же  время, как все остальные звенья – политические партии и различные общественные организации, имеющие политический характер, могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и,  выполнив возложенные на них задачи, исчезать.

В различных сферах жизни общества и экономики государство выступает как собственно-политическая организация, как сугубо политический институт.

Однако, относя государство к числу собственно-политических объединений, не следует абсолютизировать его политический характер и рассматривать его как «чисто» политический институт.

Дело в том, что в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, имеются не только «чисто» политические, но и неполитические аспекты.

Например,  «чисто» организационные, финансовые, организационно-технические (связанные с разработкой и установлением всякого рода «технических» стандартов,  норм) и другие [2].

Они хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами по себе не являются таковыми.

Аналогичная картина наблюдается и с отдельными государственными органами – парламентом, правительством, различными министерствами и ведомствами, конституционным судом (в тех странах, где он есть) и другими судебными институтами.

Будучи неотъемлемыми  составными частями  политического по своей сути и характеру государственного механизма, они в тоже время выполняют отнюдь не только политические  функции и в силу  этого являются отнюдь   не только политическими  органами и организациями.

Они выступают как  институты, выполняющие и неполитические – экономические, финансовые и иные функции, играющие в структуре   политической системы  общества разностороннюю роль.

2. Место и роль  государства  в политической  системе  общества


Чем же определяется  особое место  государства  в политической системе  общества?

Чем обусловливается  в ней  его особая роль?

Отвечая  на  эти  вопросы, необходимо  обратить   внимание, во-первых, на то, что государство  в  любой  стране  и на любом  этапе  развития    общества выступает  как  самая массовая, самая широкая  организация.

Оно объединяет или, по крайней мере, стремится  объединить  вокруг  себя самые  различные слои населения.

В конституциях и других своих основополагающих актах оно  стремится  закрепить  себя   и представиться  непременно  как   государство  всего народа, государство всех  и для всех. 

Это особенно  ярко, неприкрыто  проявляется  в конституциях  таких государств, как Германия,   США,   Франция,   Испания,   Швеция,  Япония  и др.

В Конституции США,  например, это стремление  закрепляется    в  следующей  формуле: «Мы, народ   Соединенных Штатов, в  целях    образования   более совершенного  Союза, утверждения  правосудия, охраны  внутреннего спокойствия, организации  совместной обороны, содействия   общему  благосостоянию  и обеспечения нам  и нашему  потомству  благ  свободы,  утверждаем  и вводим  эту  Конституцию  для  Соединенных  Штатов Америки» [3].

В Конституции  Швеции  подобное стремление  государства  выступать в качестве  организации  всего народа  выражается  в  закреплении  положения,  согласно   которому  «вся  государственная  власть  в Швеции  исходит от народа. 

Правление шведского народа основывается на свободном   формировании  мнений  и на   веобщем   и равном    избирательном    праве.  Правление  осуществляется  посредством  государственного   строя,  основанного на представительной  и парламентской системе,   и  посредством   коммунального самоуправления» [4].

В преамбуле к конституции Японии подобное стремление проявляется в декларации: «Мы, японский народ, действуя через посредство наших должным образом избранных представителей в Парламенте и исполненные решимости обеспечить для себя и для своих потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями и благословение свободы для всей нашей страны, исполненные решимости не допустить  ужасов новой войны в результате действий правительства, провозглашаем, что народ облечен суверенной властью, и устанавливает настоящую конституцию» [5].

Аналогичные положения, указывающие на стремление государства выступать в качестве организации всех и для всех, в виде института, представляющего интересы всего народа, содержались в конституционных актах СССР и других, именовавших себя социалистическими, стран.

Так, ст. 1 конституции СССР 1977 года провозглашала, что «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство,  выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций  и народностей страны». Статья 2 этого же документа закрепляла, что «вся власть в СССР принадлежит народу» и что « народ осуществляет государственную власть через советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР» [6].

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.