Рефераты. Марксистская концепция развития России






Политическая деятельность, будучи производной по отношению к деятельности экономической, обладает большой степенью самостоятельности. Политическая логика не является механическим слепком с логикой экономического развития. Все это открывает путь для политических акций, противоречащих законам экономического развития или учитывающих действия этих законов не полностью, а частично. В ограниченных рамках паллиативные акции могут иметь успех, о чем, например, свидетельствует опыт государственного регулирования экономики в условиях современного капитализма. Однако в перспективе подобные политические действия обречены на провал, ибо они лечат не болезнь, а ее симптомы. Вместе с тем относительная самостоятельность политики открывает широкие возможности для прогрессивных воздействий на экономический процесс и вообще на ход истории. Маркс называл насилие - это крайнее выражение политического воздействия - повивальной бабкой истории.

Если же говорить не о тех критических моментах истории, когда насилие необходимо и неизбежно, а о ее "спокойном" течении, то и в этом случае политические действия, отражающие назревшие потребности общественного и прежде всего экономического развития, выступают как мощный ускоритель социального прогресса, как сила, способствующая сознательной и эффективной реализации возможностей, заложенных в объективном ходе вещей.

Будучи концентрированным выражением не только экономических, но и иных потребностей классов, политика оказывает существенное влияние на все структурные элементы надстройки.

Чем острее классовая борьба, тем шире круг вопросов, вовлекаемых в собственно политическую сферу.

В современную эпоху, когда в мировом масштабе идет процесс революционной смены одной общественно-экономической формации другой, происходит всеобъемлющая "политизация" социальной жизни.


3. Внешняя политика и внутренняя политика


Различают политику внешнюю и политику внутреннюю. В конечном счете и внешняя и внутренняя политика решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. В рамках этой принципиальной общности каждая из двух основных областей политики имеет свою важную специфику.

Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, правящих партий. В зависимости от той сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, можно говорить об экономической или социальной, культурной или технической политике. Борьба за власть, политическое господство между классами-антагонистами, а также между различными группами господствующего класса составляет стержень общественно-политической жизни в любом антагонистическом обществе. В условиях социализма, после ликвидации эксплуататорских классов, центр тяжести политической жизни перемещается в область упрочения, совершенствования политических организаций общественных отношений на коммунистических началах.

В самой общей форме структуру политического руководства можно свести к трем основным моментам:

Во-первых, такое руководство включает в себя постановку принципиальных задач, определение перспективных, а также ближайших целей, которые должны быть достигнуты в заданный промежуток времени. Реальность политических задач и целей, их осуществимость определяются тем, насколько они соответствуют отношению социальных сил, реальным возможностям, существующим на данном этапе развития;

во-вторых, политическое руководство предполагает выработку методов, средств, форм общественной деятельности и организации, с помощью которых поставленные цели могут быть достигнуты оптимальным образом. Проблема соотношения средств и целей уже выходит за рамки "чистой" политики, ибо ее решение связано с определенными нравственными представлениями. Коммунисты решительно отвергают аморальный тезис: цель оправдывает средства. Политический опыт показывает, что успех, который может быть достигнут путем применения общечеловеческих средств, имеет эфемерный характер и приводит к оскужнению, обесчеловечиванию самой цели;

в-третьих, политическое руководство связано с необходимостью подобрать и расставить кадры, способные понять и выполнить намеченные задачи. Знание общей схемы, равно как и применение современного инструментария политического руководства, сама по себе еще не обеспечивает успеха в политике.

Научная политика опирается на прочный фундамент марксистско-ленинской теории, скрывающей закономерности исторического развития. Выработка генеральной перспективы развития общества, правильной политической линии и организация трудящихся в целях претворения ее в жизнь - главное в деятельности правящих коммунистических партий. Чем шире размах социалистического и коммунистического строительства, чем сложнее задачи, которые приходится решать, тем выше роль и ответственности партий, идущих во главе масс.

Основной предмет политической науки - политическая власть, реализуемая в политических системах и в других формах политической деятельности. К главным разделам политической науки относятся:

1. теория политики, представляющая собой введение в политическую науку, посвященное философско-методологическим основам политики и политических отношений;

2. теория политических систем и их элементов: государства, партий, политических режимов;

3. теория международных отношений, предмет которой составляют: система международных отношений, природа войн, проблемы нации и мировой политики, путей укрепления всеобщего мира, мирного сосуществования государств с различным социальным строем, формирование нового типа международных отношений и нового экономического порядка;

4. теория управления социально-политическими процессами, изучающая формы и методы политического руководства и непосредственного управления обществом со стороны государственных, партийных, культурных и иных организаций, пути повышения эффективности функционирования всех социально-политических институтов;

5. политическая идеология и история политических учений, изучающие генезис политической науки, роль и функции идеологии в системе политической власти.

В основе марксистско-ленинской политической науки лежит философия диалектического и исторического материализма и теория научного коммунизма. Будучи основателями организованного рабочего движения, К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание исследованию природы политической власти. Они не только разработали общетеоретические методологические основы науки о политике, но и дали образцы конкретного анализа деятельности государств, политических партий и их лидеров.

В.И. Ленин, выдвинул задачу разработки " материалистической теории политики", создал теорию социалистического государства, обосновал задачи его внутренней и внешней политики, демократический формы организации и принципы строительства, разработал теорию международных отношений в переходную революционную эпоху, принципы мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Ленин конкретно анализировал природу институтов власти и управления, структуру и деятельность партий, профсоюзов, борьбу классов и отдельных групп, социальную психологию, политическое поведение масс и их вождей, заложил основы теории управления, являющейся важной составной частью политической науки.


4. Общественно - политическая мысль К. Маркса


К. Маркс о политической экономии писал: "наука об условиях и формах, при которых происходит производство и обмен в различных человеческих обществах и при которых, соответственно этому, в каждом данном обществе совершается распределение продуктов". Ленин характеризовал политическую экономию как науку о развивающихся исторических укладах общественного производства, дающую представление о его различных системах и о коренных чертах каждой системы, и указывал, что предмет политическая экономия "вовсе не производство материальных ценностей, как часто говорят, а общественные отношения людей по производству".

Марксизм произвел революционный переворот в политической экономии, превратил ее из социальной науки буржуазии в пролетарскую, подлинно научную политическую экономию, создав на ее месте собственности политической экономии труда.

Теория политики в общественной или теоретической политологии изучает политику в широком понимании как общественное явление, в ее сути и в проявлении в разных исторических формах, определяет тенденции и закономерности возникновения, развития и функционирования государства, власи, права. Теория государства является одной из весомых составных общественной теории политики. Государство - это центральный элемент политической системы государства. Знание и понимание гражданами сути государства, своих прав и обязанностей, владение процедурами общественно-политического взаимодействия является важным условием общественной стабильности, эффективного государства, преобразование его на "дело каждого".

Марксистское понимание природы государства было изложено Ф. Энгельсом, где обосновывался тезис согласно которому государство возникло из-за того, что общинно-родовой строй "был подорван разделением труда и его последствиями - расколом общества на классы". Позже к спорам о сути государства любых общечеловеческих признаков прибавляется абсолютизация произвольной человеческой деятельности, придается преувеличенное значение специальным, научно обоснованным усилениям индивидов, групп, партий, направленных на переустройство, "усовершенствование" государства и общества в общем, формируется революционно-преобразовательное сознание, классовая культура. В труде В.И. Ленина "Государство и революция", который является одним из программных в марксизме, бала откровенной пробой теоретического революционного осуществления государственности как диктатуры одного класса.

Непосредственно К. Маркс написал о спорной сущности государства: "Государство является той формой, в которой индивиды, принадлежащие к властвующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которых все гражданское общество конкретной эпохи воссоздает все концентрированное выражение, В сферу деятельности государства входят "специфические функции", вытекающие из противоположности между правительством и народными массами. Вместе с тем К. Маркс делал ударение на признании государства такой силой, которая соответствует и за создание всеобщего интереса, за выполнение общих дел, вытекающих из природы любого общества, - строительство путей сообщения, оросительных систем, защита границ, сохранение существующей экономики и социальной структуры, поддержка порядка. Со временем такое понимание государства (признание классового, корпоративного и общечеловеческого начал в нем) оказывается сломанной, усиливается внимание на одной из его сторон, находящихся в спорном единстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.