Рефераты. Манипуляция сознанием (на примере США)






Воспрещение доступа к информации стало наиболее эффективным инструментом управления внутри самого правительства. Такого рода изменения позволили передать контроль над информацией новому звену бюрократии, стоящему в стране от традиционных правительственных агентств. Этот новый вид держащих бразды правления бюрократов, включая личный штат президента, сосредоточен в Белом доме.

Постепенно управление большинством операций правительства концентрируется в Белом доме, где всем ведают представители исполнительной власти. В настоящее время в Белом доме создаются новые органы, где информация собирается, обрабатывается и используется, подобно тому, как это делалось ранее в таких ведомствах как министерство обороны, государственный департамент, министерство труда итд.

Ряд наиболее важных функций правительства и связанная с ними информация полностью скрыты от контроля общественности и конгресса в недоступных управлениях Белого дома. В этих новых условиях нарушаются даже принципы представительной демократии.

Другие департаменты и ведомства правительства, особенно те которые осуществляют управление экономикой, также стремятся хранить тайну относительно своей деятельности. Например, Центральное финансово-контрольное управление, в чьи законные функции входит контроль и проверка всех одобренных конгрессом правительственных программ, жалуется, что ему отказывают в доступе к информации и данным по многочисленным программам, осуществляемым министерством обороны, государственным департаментом, департаментом налогов и сборов и другим могущественным ведомствам.

Согласно принятому 4 июля 1967 года после десятилетней борьбы закону о свободе информации любой гражданин имеет право ознакомится с архивами любого правительственного учреждения. Закон должен был положить конец секретности правительственной информации. Но сфера его действия ограничена и не распространяется на ряд агентств и ведомств. Закон предусматривает, кроме того, ряд исключений по содержанию информации. Согласно этим исключениям, военная машина, внешняя политика, касающаяся корпоративных интересов, а также решения, связанные с распределением ресурсов, оказались под прикрытием информационной неприкосновенности.

Система, которая расходует ежегодно десятки миллиардов долларов на получение данных и предоставляет информацию лишь привилегированному меньшинству, вряд ли может считаться социально эффективной или действующей в соответствии с принципами демократического управления. Всё это можно объяснить: обеспечение интересов частно-корпоративной монополистической экономики и мировой империи приводит к созданию перевёрнутой пирамиды распространения информации.

5.3. Правительственная информация как источник наживы.

В силу многих причин большинство механических процессов, связанных с производством и распространением правительственной информации - печатание, обработка и распространение, - остались вне сферы деятельности коммерческих каналов. До тех пор, пока эти виды деятельности не приносили прибыли, частные предприниматели предпочитали заниматься другими вещами теперь, когда информационная индустрия достигла внушительных размеров и государство вынесло на своих плечах все тяготы роста, ситуация меняется. Частное предпринимательство пытается получить доступ к правительственной информации, которая может иметь рыночную стоимость, и принять участие в управлении, обработке и распространении информации которую правительство разрешает обнародовать.

Основанная на частной собственности система даёт также возможность отдельным людям наживаться на хранящимся в архивах государственной информации.

Мемуары (воспоминания бывших правительственных чиновников) зачастую используют секретную информацию, а сами чиновники наживаются на продаже книг, содержащих секретные данные о событиях, о которых в своё время правительство не считало нужным информировать прессу и общественность. Таким образом, засекречивание данных используется, для того чтобы сначала лишить американский народ информации, которая в последствии продаётся ему выбранными им самим должностными лицами. В тоже время эта информация была скрыта от американцев в период, когда она могла оказать влияние на формирование их мнение и повлиять на их решения.

Теперь, когда состояние информационной индустрии правительства исчисляется миллиардами долларов, она стала открытой для участия частного капитала, также, как это было с разработкой природных ресурсов, которая ранее находилась в руках федерального правительства. Правительственная информация - национальное достояние. Созданное с помощью государственных фондов, - постепенно становится ещё одним товаром, который продаётся или придерживаться в соответствии с рыночными принципами и из соображений получения прибыли.

Это означает, что те, у кого есть средства, смогут купить всё, что они пожелают. А менее состоятельные, то есть большинство американцев, окажутся полностью исключёнными из потока распределения информации.

5.4. Отдых и развлечение: укрепление статус-кво.

В США, стране, где увеличивающаяся производительность труда позволяет рабочей силе иметь всё больше свободного времени, отдых и развлечения представляют собой растущие отрасли индустрии, обладающие огромным, хотя и неосознанным влиянием. Хотя всегда утверждается, что они вообще не оказывают никакого влияния.

Хотя в развлекательной продукции фабрик слова и образов представлены все мифы, на которые опирается манипуляция сознанием, всё же в мире сфабрикованных иллюзий преобладает один, главный миф: представление о том, что отдых и развлечения не имеют рыночной стоимости, не имеют точки зрения и существуют так сказать, вне социального процесса.

Все известные формы массовой культуры: комиксы, мультфильмы, кино, телевизионные и радиопредставления, спортивные соревнования итд - составляют необыкновенно разнообразный аппарат обработки сознания. Информационная индустрия, выдающая на-гора товары для отдыха и развлечения, отрицает в тоже время всякое воздействие своей продукции, за исключением возможно, минутного состояния отключённости и счастливой расслабленности.

Считается, что развлекательные программы совершенно не затрагивают важных, волнующих мир проблем, а всего лишь служат для заполнения часа потехи. На самом деле в каждом художественном произведении заложена какая-либо идеология. Художественные произведения могут влиять на формирование мнений людей значительно больше, чем документальная литература. Идеология корпоративной экономики пронизывает “чистую” развлекательную продукцию в Америке. Содержание и форма развлекательных сообщений специально создаются для пропаганды доминирующего институционального мировоззрения и поведения. “Массовые развлечения, - пишет Эрик Барноу, - в основном пропагандируют статус-кво”.

Далее анализируются три важных и представительных культурно - информационных института, отрицающих какую бы то ни было идеологическую направленность своей деятельности: “ТВ-гайд”, “Нэйшэнэл джиографик” и “Уолт Дисней продакшенз инкорпорейтед”.

5.4.1. ”ТВ-гайд” - “нейтральная” информация.

Главная задача “ТВ-гайда”, конечно после получения прибыли, состояла в том, чтобы информировать огромную аудиторию о программах, предлагаемых телевизионными каналами. Судя по всему, это обыкновенная информационная служба которую вряд ли можно назвать манипулятивной, если не принимать в расчёт функции коммерческого ТВ и задачи большинства коммерческих издательств.

Основная задача коммерческого ТВ - завоёвывать массовую аудиторию для рекламодателей. Различные программы выступают лишь в роли “заполнителей” между рекламными сообщениями.

Редактор телепрограммы ”Вераети” пишет: “Зритель не клиент, а лишь потребитель телевидения. Рекламодатель покупает его, как покупают стада рогатого скота, - по два доллара пятьдесят центов на тысячу оптом”.

Журнал помогает загонять аудиторию страны в телевизионные “загоны” и при этом заставляет его прочесть десятки страниц рекламного издания. Представляя определённое удобство для телезрителей “ТВ-гайд” оказывает “услугу”, которую многие американцы считают не только безвредной, но и полезной - “он не кому не делает вреда и нравится миллионам”. Но принимая коммерческое ТВ как естественный и нужный институт и используя собственную информационную службу для усиления авторитета коммерческого ТВ, “ТВ-гайд” превратился в соучастника небывалого обмана. Предлагаемые им услуги используются для манипулирования умами, а значит, служат инструментом порабощения сознания. Он также является придатком корпоративной экономики и наживается за счёт того же потребительства.

Обязанный корпоративной экономике за доходы от рекламы и бесплатное паблисити, “ТВ-гайд” полностью отдаёт должное своим благодетелям, выступая в роли рыночного инструмента и одновременно источника “нейтральной”, а на деле способствующей манипуляции информации.

Как по форме, так и по содержанию “ТВ-гайд” полностью повторяет обозреваемые им средство массовой информации, почти не высказывая по отношению к нему никаких критических замечаний. Прикрываясь информационной деятельностью, узаконивает то, в чём следовало бы усомниться. В любом случае - основное содержание журнала - поддержка существующей формы коммерческого ТВ.

При анализе содержания редакционного материала журнала исчезает даже намёк на нейтральность. И всё же отход журнала от объективности остаётся незаметным для большинства читателей.

Общественные радио и ТВ, которые вряд ли представляют угрозу коммерческим станциям, тем не менее, служат предметом нападок со стороны авторов телегида, считающего их “чрезвычайно левыми”, “идеологически предвзятыми”. В таком же духе требуют у западноевропейских телекомпаний отчёта за демонстрацию программ, критикующих “без должной меры” институты Америки.

И всё же это второстепенно по отношению к главной задаче журнала - воспеванию коммерческого ТВ. Постоянно и самозабвенно журнал служит типичным образцом фрагментации и потребительства, так успешно содействующих манипуляции сознанием в условиях корпоративной экономики.

5.4.2. ”Нейшнл джиографик”: география без идеологии.

Журнал издаётся Национальным географическим обществом. Его история, его причастность к великим научным географическим исследованиям, его глубокое проникновение в школы, библиотеки и дома средних слоёв общества, а также его авторитет как источника объективной информации в области географии и культуры - превращают журнал в один из самых почитаемых и влиятельных просветительских институтов. С самого начала своего существования журнал утверждает, что он стоит за рамками социальных конфликтов и занимается рассмотрением исключительно явлений природы. Тем не менее, география вызывает интерес лишь тогда, когда в основе её лежат социальные факторы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.