Рефераты. Либерализм как социально-политическое течение






p> Необходимость аппарата насилия - государства и его инструментов
- законов Кант выводит из сущности человеческой личности. По Канту, каждый человек думает, что он уникален, исключителен и поэтому может нарушить категорический императив. Чтобы этого не произошло, человек нуждается в принуждении, то есть в законе, который бы усмирял тех, кто не желает соблюдать свободу других. Этот закон должен быть справедлив, но поскольку он создан человеком с присущими ему антиномиями, то законы эти не будут идеальны и абсолютны, но всё же надо стремится к наисовершеннейшему государственному устройству, однако цель - ничто, а стремление - всё.

В основе учения Канта о праве и государстве лежит, уже упоминавшийся постулат: поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть в то же время принципом всеобщего законодательства. Кант утверждает, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью.

Главную цель учения о государстве и праве Кант видит в том, чтобы поднять, возвысить право из мерзости окружающего его бесправия.
Он считает, что необходимо возвысить право над государством. А государство, по Канту, должно быть органом защиты прав личности.
Личность может потребовать от государства того же, что и государство от личности. Здесь, как мы видим, Кант развивает идею взаимной ответственности государства и личности. Он обосновывает и раскрывает сущность идеи правовой государственности в целях охраны индивидуальных прав личности.

''Принцип приоритетности неотчуждаемых прав личности и положение о необходимости их законодательного закрепления (в юридическом законодательстве) вытекают из всей этико-правовой концепции Канта.
Притом эти права служат как бы критерием легитимности всех юридических актов, вытекающих из воли законодателя''.1 Обосновывает свои положения Кант двумя категорическими (безусловными) императивами
(веления или запреты).

Кант выводит следующий всеобщий правовой принцип: ''Всеобщий правовой закон гласит: поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со
_________________________________________________________________
1 Абдулаев М.И. Учение Канта о праве и государстве // Изв. вузов,
Правоведение. 1998. №3. С.149.

всеобщим законом''.1

Кант разграничивает моральное и легальное поведение, право с объективной стороны и право с субъективной стороны. Моральным можно назвать такое поведение, которое продиктовано внутренним сознанием долга. Правовое же основано на выполнении предписаний закона, независимо от того какими были внутренние мотивы субъекта. Моральное поведение - сфера мотивов, в основе которой лежит особая моральная справедливость.
Право - внешнее поведение; в основе его - внешние проявления воли. Здесь мотивы не важны. Власть не должна указывать, как поступать личности, и не должна регулировать свободу мысли. Государство не может задавать этические каноны. В сферу мотивов поведения, душевных побуждений, по
Канту, государство не должно вмешиваться, нельзя заставлять человека быть счастливым и свободным.

Право с объективной стороны заключается в подчинении всех общему моральному закону, а право с субъективной стороны характеризуется тем, что каждый должен согласовывать свой произвол (свободу) со свободой
(произволом) каждого другого человека.

С другой стороны, Кант связывает нравственность и право, так как в основе права заложен нравственный принцип категорического императива, но мир права и мир морали нельзя отождествить, так как они автономны.

Иммануил Кант создал свою оригинальную концепцию естественного права. Под естественным правом Кант подразумевает естественные, прирождённые права личности. Кант, не останавливаясь на достигнутом в правовой мысли, далее развивал естественно-правовую интерпретацию прав человека. Он ставит вопрос об основании притязаний человека на признание своих прав. Естественные права человека до Канта просто декларировались, исходя из факта самого человеческого существования. Он создал своё учение о человеке и его прирождённых правах. По Канту, как физическое существо человек подчинён законам природы, но как волевое существо он подчинён законам морального мира.

Эти законы, по мнению Канта, могут быть сформулированы как императивы, то есть безусловные правила: 1)''поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы'';2 2)''поступай так, чтобы твоя свобода сочеталась со свободой других по общему закону свободы''.3 В этих императивах заключена кантовская идея естественного права, под власть которого должны поставить себя каждое государство и издаваемые им законы.
________________________________________________________________
1. Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. М., 1995. С.286.
2. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6т.Т.4 (1).М.,
1965. С.260.
3. Там же.

Самым ценным и существенным во всей кантовской теории является принцип, согласно которому каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага. Человек - субъект нравственного сознания, в корне отличающийся от всей остальной природы, следовательно, в своём поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона.
Закон этот априорен и абсолютен и потому безусловен.

Кант разделяет правовые категории на три типа: первый - естественное право, т.е. совокупность нравственных норм, или принципы, продиктованные практическим разумом; второй - положительное право, основанное на воле законодателя, которое должно соответствовать естественному праву, т.е. требования категорического императива, и плюс сила принуждения; третий - справедливость, т.е. совокупность притязаний индивида, не обеспеченных принуждением.

По Канту ''Свобода (независимость от принуждающего произвола другого) поскольку она совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим законом, и есть это единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду. - Прирождённое равенство, т.е. независимость, состоящее в том, что другие не могут обязать кого-либо к большему, чем то, к чему он со своей стороны может их обязать''.1

Право Кант разделяет на частное и публичное. Рассматривая их соотношение, он выступает сторонником отграничения гражданского общества от государства. Частное право, по Канту - это отношения индивидов как частных собственников. В сфере должного данные отношения должны строится на основе свободы, равенства, независимости, так как это вытекает из принципов естественного права. Основной признак права - формальное равенство: в гражданском обществе люди являются формально равными. Формальное равенство может быть только в свободе. Не должно быть привилегий в сфере права. ''Будь человеком, действующим по праву…
Не поступай с кем-либо не по праву''.2 Кант выступает вслед за основоположниками либерализма Локком, Монтескье и Руссо против средневекового неравенства, против права-привилегии.

Право должно быть обязательным, так как цель человека - совместить свой произвол (свободу) с произволом (свободой других). Но для соблюдения права необходимо принуждение, осуществлять принуждение,
__________________________________________________________________
1. Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. С. 291-292.
2. Там же. С.290. по Канту, должно государство. Последовательно от нравственности Кант переходит к праву и от права к государству, которое должно базироваться на требованиях категорического императива и соответственно на принципах права. Отсюда Кант выводит идею правового государства.

Под правовым Кант подразумевает такое государство, в котором соблюдены все естественные права и где не пренебрегают свободой, равенством и независимостью воли отдельных индивидов, а значит, соблюдены требования категорического императива.

Кант представляет государство как соединение множества людей под властью правового закона. Наилучшим государством он считает республику как правовой союз (а не как форму правления). Он ведёт речь о правовом государстве как о республике в духе ещё цицероновской традиции. Главная задача государства, в котором суверенитет принадлежит народу, заключается в том, чтобы охранять и гарантировать права и свободы граждан.

Идею народного суверенитета Кант выводит из теории общественного договора, в соответствии с которой государство было создано на основе договора между людьми. Главное условие общественного договора состоит в том, чтобы властные органы государства никогда не заставляли бы человека быть ведомым. Государство никогда не должно опекать граждан, так как все люди обладают автономной волей, не должно способствовать развитию у граждан иждивенческих настроений. Кант категорически против патриархального и патерналистского государства. Там, где есть подобные настроения, нет права. Кант утверждает, что это - самая ужасная деспотия.

Продолжая традицию основоположников теории общественного договора и естественного права, Кант создаёт новые постулаты этой теории. Так, он различает гражданское общество и государство.
Исследуя причины возникновения гражданского общества, философ приходит к следующему выводу: в естественном состоянии каждый индивид не может обеспечить в полной мере свои права, так как по природе все люди разные. И первое, что ''человек обязан решить, если он не хочет отречься от всех правовых понятий, - это следующее основоположение: надо выйти из естественного состояния, в котором каждый поступает по собственному разумению, и объединиться со всеми остальными (а он не может избежать взаимодействия с ними), с тем чтобы подчиниться внешнему, опирающемуся на публичное право, принуждению, то есть вступить в состояние, в котором каждому будет по закону определено и достаточно сильной властью (не его собственной, а внешней) предоставлено то, что должно быть признано своим, то есть он, прежде всего, должен вступить в гражданское состояние''.1

Государство, по Канту, должно строится на основе взаимной ответственности личности и государства. Государство и гражданин - равные
__________________________________________________________________ 1
Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. С. 353. субъекты права. Деятельность государства основана на правовых законах, а эти законы, в свою очередь, должны соответствовать правовым принципам, суть которых составляют естественные права человека. Кант выделяет права и свободы граждан как членов государства: ''Объединённые для законодательства члены такого общества (societas civilis), то есть государства, называются гражданами (cives), а неотъемлемые от их сущности (как таковой) правовые атрибуты суть: основанная на законе свобода каждого не повиноваться иному закону, кроме того, на который он дал своё согласие; гражданское равенство - признавать стоящим выше себя только того в составе народа, на кого он имеет моральную способность налагать такие же правовые обязанности, какие этот может налагать на него; в-третьих, атрибут гражданской самостоятельности - быть обязанным своим существованием и содержанием не произволу кого-то другого в составе народа, а своим собственным правам и силам как член общности, следовательно, в правовых делах гражданская личность не должна быть представлена никем другим''.1 Кант в числе других гражданских прав выделяет и избирательное право.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.