Развитое гражданское общество может стать естественным союзником успешной рыночной экономики. В странах с высоким уровнем жизни у граждан появляется свободное время, ресурсы и знания для того, чтобы активно участвовать в общественной жизни. Многие сектора гражданского общества могут усилить экономическое развитие, способствуя претворению в жизнь стабильной государственной политики и перераспределяя финансовые и информационные потоки в обществе. Как и в отношениях между гражданским обществом и демократией здесь, тем не менее, важно не выводить железных законов и причинно-следственных связей. Дорога к экономическому успеху не обязательно проложена гражданским обществом: сильное гражданское общество может сосуществовать с относительно слабой экономикой, и наоборот. Более того, слишком развитое или искаженное гражданское общество может быть экономически опасно. Некоторые экономисты, например, убеждены, что латиноамериканские профсоюзы, оплот гражданского общества этого региона, стали одновременно и одним из главных препятствий экономическому росту и стабильности экономики Латинской Америки.
Гражданское общество не берет деньги у правительства.
Да неужели? Когда институты гражданского общества в условиях диктатуры выступают за свободу, ключевой элемент их политической честности - полная независимость от правительства, как финансовая, так и любая другая. В странах с демократическим режимом действует совсем иная система правил. Многие элементы гражданского общества финансируются правительством. В западной Европе, например, широко распространена правительственная поддержка гражданского общества, в том числе и групп, которые бросают правительству вызов, например организации по защите окружающей среды, союзы борьбы за права человека. Даже в Соединенных Штатах, правительственное финансирование гражданского общества сильно превосходит предполагаемые размеры. "Сравнительный анализ некоммерческого сектора", спонсируемый университетом Джонс-Хопкинс, показал, что "…правительство является практически в два раза большим источником дохода для американских некоммерческих организаций, чем частные вклады, несмотря на наличие в Америке множества фондов и программ финансирования".
Развитие гражданского общества означает снижение роли государства.
Ни в коем случае. Бурное развитие гражданского общества заставляет некоторых представлять будущее практически лишенным государственного влияния, когда слабые, имеющие минимальное влияние государства уступают место мощным неправительственным группам, провозглашающим новый, благородный гражданский порядок. Такое представление - мираж. Институты гражданского общества могут быть значительно более эффективными в корректировке государственной политики, если у государства есть соответствующие полномочия по проведению и урегулированию таковой. Эффективная работа неправительственных групп интересов фактически сводится не к ослаблению, а к усилению возможностей государства. Характерный пример этому-американская политика по защите окружающей среды. Гражданская активность в этом вопросе натолкнула правительство на мысль создать государственные отделения по защите окружающей среды, выработке соответствующих законов, механизмов осуществления соответствующей политики. Ничто не наносит большего вреда развитию гражданского общества, нежели слабое летаргическое государство. В Восточной Европе, гражданское общество с 1989 года сделало большой шаг вперед в тех странах, где правительства доказали свою компетентность и способность к действию, например в Польше и Венгрии, и по-прежнему отстает в развитии в странах с неэффективным, некомпетентным правительством, например в Румынии и Болгарии.
За исключением диктаторских режимов, государство может играть ценную роль в развитии здорового гражданского общества. Это достигается путем установления ясных осуществимых правил игры для неправительственного сектора, создания налоговых стимулов для финансирования некоммерческих организаций, выработки стратегии взаимодействия с НПО. Гражданское общество может и должно бросать вызов, раздражать, и даже, время от времени, противостоять государству. Но гражданское общество и государство нуждаются друг в друге и, в идеальном варианте, они развиваются вместе, в тандеме, а не за счет друг друга.
Гражданское Общество стало Глобальным
Не совсем. Недавний успех Международной Кампании по запрету противопехотных мин, в которой объединение НПО вместе с правительствами некоторых государств, в частности Канады, выступали против США и других влиятельных государств, зажег огромный интерес к идее международного гражданского общества. Активисты, ученые, журналисты стали говорить о трансграничной защите интересов. Глобальное гражданское общество представляет собой естественное продолжение тенденции разрастания гражданского общества в пределах одной страны. В конечном счете, было зарегистрировано более 5,000 межнациональных неправительственных организаций - то есть неправительственных организаций, основанных в одной стране, но регулярно осуществляющих свою деятельность в других.
Это очень значимое явление. Совокупность факторов: ослабление политических барьеров с окончанием холодной войны, новые информационные и коммуникационные технологии, снижение транспортных издержек, распространение демократии, - все это явилось плодородной почвой для расширения сферы деятельности неправительственных организаций и создания ими сетей, коалиций и ассоциаций на мировом уровне.
И все же необходимо некоторое предостережение. Во-первых, международное гражданское общество это не такой уж новый феномен, как кажется. Римская Католическая Церковь, к примеру, является межнациональной некоммерческой организацией, сохраняющей международное слияние в течение многих веков. Во-вторых, большинство новых межнациональных некоммерческих акторов-западные организации, внедряющиеся в переходные и развивающиеся общества. Они могут работать в сотрудничестве с организациями из этих стран, но программа действий и система ценностей является исключительно их прерогативой в данном сотрудничестве. В этом смысле межнациональное гражданское общество является глобальным, но оно используется с целью распространения западного политического и экономического влияния, что порицается в других сферах общественной жизни. В-третьих, подобно внутреннему гражданскому обществу, у гражданского общества на мировом уровне есть и темная сторона.
Группы Ненависти объединяются теперь с союзниками-экстремистами в других часовых поясах, подпитывая уродливые замыслы друг друга. Организованная преступность - это преимущественно транснациональное предприятие, являющееся отличным примером наиболее продвинутой формы гибкой, творческой международной организации.
Короче говоря, межнациональное гражданское общество в основном повторяет сильные и слабые стороны внутристранового. Оно всегда существовало, но теперь развивается небывалыми темпами благодаря глобализации и еще более усиливая ее. Оно несет потенциал изменения мира по очень важным направлениям, но не следует недооценивать его силы или идеализировать его цели. И на местном и на глобальном уровне реалии гражданского общества не должны быть явным противоречием (contradiction in terms).
Глава 2. ПОНЯТИЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»
2.1. Раскрытие понятия гражданское общество
Учитывая современные социально-политические реалии, попытаемся дать определение понятию «гражданское общество».
Понятие «гражданское общество», как правило, используется в сопоставлении с понятием «государство». По замечанию немецкого политолога И. Изензее, «государство существует в виде того, что противостоит "обществу"». «Государство» и «гражданское общество» представляют собой понятия, отражающие различные стороны, жизни общества» противостоящие друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д.
Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности.
Разделение гражданского общества и государства достаточно условны, это делается для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.
Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений, семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создает условия для самореализации отдельных индивидов и их групп и удовлетворения их повседневных потребностей.
Однако в литературе по рассматриваемой теме нет единого понятия гражданского общества. Ниже следуют понятия взятые из разных источников, тем не менее все они похожи, но разнятся в некоторых признаках, через которые определяется понятие.
Гражданское общество - сфера самоуправления свободных, обладающих собственностью граждан, добровольно объединившихся по интересам социальных групп и отдельных индивидов; механизм, позволяющий всему социуму сосуществовать с государством и охранять права человека.
Гражданское общество, понятие, обозначающее совокупность отношений (социально-экономических, в сфере культуры), развивающихся относительно независимо, автономно от государственной власти. Гражданское общество в определенном смысле первично по отношению к государственной власти, предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод членов гражданского общества. Полное огосударствление общественных отношений ведет к свертыванию демократии, установлению тоталитаризма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8