Рефераты. Кириенко, как государственный и политический деятель






p> Первое голосование по кандидатуре Кириенко состоялось 10 апреля 1998 года. Кириенко выступил перед депутатами с программной речью. Он выделил ряд основных положений, характеризующих политику будущего правительства.
Одним из главных лозунгов Кириенко стал лозунг “жить по средствам”. В финансовой сфере главными тезисами стали рост доходов, за счет увеличения собираемости налогов, эффективного управления государственной собственности, контроля на рынке алкогольной и табачной промышленности, эффективного управления долгами. Сокращение расходов, в том числе за счет сокращения государственного аппарата, эффективного обслуживания государственного долга, внешних заимствований. Кириенко выступил за продолжение проведения приватизации, направление средств полученных от нее на развитие производства и структурные преобразования, однако категорически выступил против приватизации естественных монополий.

Выступил и.о. премьера и за увеличение эффективности промышленности, причем в качестве одного из примеров неэффективной работы была названа угольная отрасль. Особенно любопытным стало прозвучавшее из его уст предложение создать в правительстве структуру, отвечающую “за промышленную политику в целом”.

Говоря о роли правительства в общероссийских процессах, Кириенко выступил за открытость и “прозрачность” правительства, привлечение к работе различных общественных сил. Тем не менее, он подчеркнул, что
“правительство должно формироваться из профессионалов, а не по партийному принципу”. Достаточно любопытным стал тезис о том, что “государство может успешно противостоять крупным финансовым группировкам. Для этого нужна политическая воля и сильные кадры в государственных учреждениях...” В целом, предложенная Кириенко программа не слишком отличалась от последних разработок кабинета Черномырдина. Многие из лидеров оппозиции выступили еще категоричнее - Г.Зюганов назвал выступление “сборной солянкой”, поскольку в него вошли и предложения оппозиции, и тезисы предыдущего правительства.

Результат голосования в Думе, как большинство и предполагало, оказался не в пользу Кириенко - кандидат в премьеры получил 143 голоса “за”.

Следующим шагом, которого депутаты добивались от и.о.премьера, стало обнародования списков кандидатов в правительство. Однако Кириенко стойко молчал, и до второго голосования практически ничего нового Думе на сказал.

Обстановка, тем временем складывалась не в пользу Кириенко, в том числе и по вине самого Ельцина, после его весьма двусмысленного заявления
13 апреля, что он просил Пал Палыча (Управляющий делами Президента РФ
П.П.Бородин - “кремлевский завхоз”) решить все вопросы, которые имеются у депутатов. “Но опять же - при конструктивном отношении с их стороны. Они знают о чем речь”, - оговорился Президент и поставил Думу в весьма неудобное положение. Прочие лоббистские усилия самого Б.Ельцина,
“разагитировавшего” спикера Государственной Думы Г.Селезнева не перевесили желания думской оппозиции сохранить лицо. В результате 17 апреля за него проголосовало 115 депутатов. Как заявил после голосования
С.Ястржембский, “в администрации предполагали именно такой исход второго тура” (Коммерсант-Daily, 18 апреля 1998 г.).

Накануне третьего голосования вопрос о Кириенко в принципе уже не стоял - стоял вопрос о самосохранении Думы. Дума под давлением Совета
Федерации, в том числе большой группы “красных губернаторов”, а так же собственных амбиций “теряла лицо” и в принципе была готова на соглашение с Президентом и утверждение Кириенко.

В это время, предчувствуя возможность опоздать, лоббисты усилили давление непосредственно на Кириенко - ему предлагали обменять голоса на недопущение Чубайса в РАО ЕЭС, произвести определенные кадровые назначения.

Фактически предрешенные события периодически обострялись - многие политические силы пытались в ходе этого решить свои вопросы - например
Б.Березовский, готовый пойти на все для того чтобы добить Чубайса. 12 апреля Президент уже разразился в адрес Б.Березовского филиппикой о том, что он вмешивается не в свои дела, пытается влиять на большую политику и его вообще надо выслать из страны. Березовский предупреждению внял, но действовать, более кулуарно, продолжал и накануне пленума ЦК КПРФ, решавшего вопрос об отношении к Кириенко “вбросил” через СМИ информацию о назначении А.Чубайса председателем правления РАО ЕЭС России.

Подобная поддержка оказалась весьма кстати Г.Зюганову, это повлияло на позицию Пленума, решившего Кириенко не поддерживать. Однако, позиции коммунистов уже были сильно расшатаны - по словам С.Горячевой, после внесения Ю.Маслюковым вопроса о сохранении Думы голоса на Пленуме разделились поровну - 52 на 52 и все решила личная позиция Зюганова.
Однако никакой контроль не помешал большой группе депутатов фракции КПРФ
(по некоторым данным - до 40 человек) поддержать Кириенко.

Смягчились и позиции других фракций - группа “Народовластие”, до этого выступавшая против Кириенко, приняла решение о свободном голосовании,
“Российские регионы” перешли от свободного голосования к солидарному.
Принципиальным осталось только “Яблоко” - по некоторым данным, помимо общеполитической позиции тут негативную роль сыграла совместная работа (в бытность Кириенко министром) над законом о разделе продукции (“яблочники” обвиняли Кириенко в беспринципности) и планы самого Г.Явлинского возглавить-таки правительство.

24 апреля 1998 года, после третьего голосования по его кандидатуре,
Кириенко 251 голосом “за” был утвержден Государственной Думой РФ в должности Председателя Правительства РФ. В тот же день был подписан Указ
Президента РФ о назначении Кириенко Председателем Правительства РФ.

Кириенко четко выполнил свою цель, поставленную им в ходе работы с
Думой. Накануне утверждения он заявил: “Моя задача была сформировать правительство без обязательств”. В принципе это ему удалось.

Как отметил Е.Гайдар, Кириенко, обнародуя свою программу, не сказал
“ни одной глупости, не сказал ни одной вещи которая является принципиально неправильной. Это за четыре недели, когда от тебя многие хотят услышать глупости, когда хотят услышать вещи, которые абсолютно неправильны. То, что называют его программой, на мой взгляд, это набор разумных предложений, которые вытекают из президентского послания 1997-го года” (Московский комсомолец, 5 мая 1998 г.).

Формирование ”кабинета Кириенко”

ХОТя ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА КИРИЕНКО ПОДчЕРКИВАЛ, чТО ОН
ПРЕДСТАВЛяЛ ПРЕЗИДЕНТУ НЕСКОЛЬКО КАНДИДАТУР НА КАЖДЫЙ ПОСТ,
ПРЕДСТАВЛяЕТСя, чТО КАДРОВУЮ ПОЛИТИКУ ВЫСТРАИВАЛ ОТНЮДЬ НЕ КИРИЕНКО.

Скорее всего он получил некое право вето в отношении некоторых - далеко и не всех - кандидатур. Реально, борьба вновь развернулась между
“олигархами”, в первую очередь Березовским и Чубайсом.

Ключевым вопросом формирования правительства стал вопрос о вице- премьерах. Число их было сокращено радикально (с десяти до трех) и вопрос, кто займет эти три должности получил особую актуальность. Постов не получили Рыбкин и Булгак, относящиеся, по некоторым данным, к группе
Б.Березовского, а также Я.Уринсон, и Ф.Газизулин, считающиеся сторонниками А.Чубайса. Остались в должностях Б.Немцов (с понижением из первых вице-премьеров, должности которых были упразднены) и О.Сысуев - фигуры относительно самостоятельные. Однако фигуру нового вице-премьера -
В.Христенко, относят к кругу Чубайса, что позволяет говорить о большем влиянии его на формирование правительства.

Тем не менее особых изменений в кадровом составе не произошло.
Президент сохранил без серьезных изменений практически весь подконтрольный ему блок - МИД, Министерство обороны, ФСБ и другие силовые структуры. Перестановки в МВД и Министерстве юстиции (назначения
С.Степашина и П.Крашенинникова) скорее говорят об укреплении влияния
Президента на эти структуры, после “фронды” А.Куликова. Сохранился и весь экономический блок правительства Черномырдина - М.Задорнов, Ф.Газизулин,
Я.Уринсон (хотя и с урезанными полномочиями).

Новые назначения в правительстве показывают несколько тенденций, но ни одна из них не говорить о наличии у министров связей с С.Кириенко. Более здесь преуспел А.Чубайс два явных сторонника которого - В.Некрутенко и
И.Южанов получили портфели министров природных ресурсов и земельной политики. При этом Некрутенко (до этого работал в ГКИ и возглавлял департамент собственности и регулирования естественных монополий аппарата правительства) курирует через свое ведомство соглашения о разделе продукции, а Южанов “свалил” такого аппаратного зубра, как Е.Басин (два госкомитета, которые они возглавляли, стали основой Министерства по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Некоторые наблюдатели относят к успехам Чубайса и П.Крашенинникова, работавшего заместителем руководителя Федеральной службы по делам о несостоятельности П.Мостового, связанного с Чубайсом, например по делу
“союза писателей”.

Вероятные истоки появления в правительстве министра сельского хозяйства В.Семенова и министра топлива и энергетики С.Генералова противоречивы. Семенов входил в Совет банка “Возрождение” (образует консорциум в Московской области с “ОНЭКСИМ-банком”), а так же тесно сотрудничал с “СБС-Агро”. Генералов - выходец из группы МЕНАТЕП-ЮКОС, считается другом Кириенко.

Некоторое количество совсем не ключевых мест было отдано депутатам -
В.Гоман стал председателем комитета по вопросам Севера, что можно однозначно трактовать как “вознаграждение” группе. В тоже время, назначение О.Дмитриевой - скорее жест доброй воли в отношении
М.Задорнова, работавшего вместе с ней, или действие на раскол “Яблока” -
Дмитриева и ее муж - депутат И.Грачев входили во “внутрипартийную оппозицию”, выступавшую против изоляционистской позиции руководство
“Яблока”, а отрицательная реакция руководства “Яблока” на согласие
Дмитриевой.

Были учтены и мнения руководства Совета Федерации - по некоторым данным, пост министра региональной и национальной политики отставной председатель Законодательного собрания Пермской области Е.Сапиро получил благодаря поддержке Е.Строева.

Таким образом, при формировании Правительства С.Кириенко не приложил особых усилий для проведения на какие-либо посты своих людей.
“Независимая газета” (контролируемая Б.Березовским), даже опубликовала статью с характерным заголовком - “Кириенко сформировал правительство
Чубайса” (Независимая газета, 5 мая 1998 г.).

Еще более явно это проявилось при формировании Аппарата Правительства
РФ. Руководителем аппарата был назначен Николай Хватков - с ним Кириенко работал еще в АМК. Однако заместители руководителя аппарата были взяты из прежних кадров: два бывших первых заместителя руководителя аппарата -
Борис Пашков и Сергей Васильев (до работы в аппарате - статс-секретарь - заместитель министра экономики), сохранивший пост заместителя Алексей
Прокопьев. Новичком стал Александр Трошин - статс-секретарь ЦБ РФ. Это полностью вписывалось в концепцию работы Кириенко - главное не кадры, а система работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.