Рефераты. История масонства






p> Как уже утверждалось ранее, масонство по своему идеологическому характеру остается везде одинаковым, оно не поддается изменению (как, например не существует японской или немецкой математики, математика везде одна и та же). То же дело касается и масонства. Однако, национальные, культурные, религиозные особенности общества, а также изобретательность отдельных лиц, накладывают на его формы и организационное строение.

Отсюда появляется целый ряд систем и повиновений, отличающихся названиями, количеством степеней посвящения. Обрядностью. Каждую систему ее создатели и руководители считали единственно правильной, называя другие ненастоящими, порчеными. Истинность систем определялось по преимуществу количеством градусов посвящения — чем выше градус посвящения, тем достойнее брат. Таким образом, установились вертикальная масонская иерархия. Она характерна не пышными названиями степеней, а сложностью подчинения нижестоящих вышестоящим братьям.

Сначала английские масоны учредили 3 степени посвящения: ученик, подмастерье и мастер. Эти степени образуют иоанновское или символическое
(голуб) масонство[6].

В соответствии со степенями учреждаются и ложи 3-х видов: ученическая, подмастерьев и мастеров. Нижестоящие братья не допускаются в ложи высших степеней посвящения, в то время как вышестоящие посещают и контролируют ложи низших степеней. Таким образом, в масонстве достигается единство воли и железная дисциплина.

В каждой системе "братья" различных степеней отличаются друг от друга своими регалиями: фартуками с изображением соответствующей символикой, нагрудными лентами, перчатками, медалями. Чем выше степень, тем искуснее и богаче масонские наряды, т.к. все эти атрибуты способствуют чинопочитанию, и создает у "братьев" возвышенный психологический настрой.

Общеизвестно психологическое воздействие на личность, производимое повышением в должности или звании. Нередко в таком случае у одного человека возникает чувство отчужденности перед другим, а нередко чувство превосходства. Вот почему масонство нередко называют элитарной организацией.

Четвертой, более почетной степенью в системе английской ложи-матери появилась "Королевская арка". Стараниями шотландского барона М.Н. Рамзая и немецкого барона К.Г. фон Гунда степени стали множится. В клермонтской системе над тремя символическими степенями были воздвигнуты еще шесть:
Шотландский мастер, Избранный мастер, Рыцарь Востока, Рыцарь розового креста, Рыцарь тройственного креста, Царственный –архитектор. Постепенно пирамида англосаксонского и французского масонства воздвигалась до 33 степеней.

Посвящение в степени, выборы руководящего состава лож и капитулов, другие вопросы решаются сообща, путем голосования. В действительности же масонство не демократично, а авторитарно, ибо сверху вниз спускаются беспрекословные повеления.

Уставы "вольных каменщиков", структура соподчиненных лож и капитулов, во многих странах мира, сложная система степеней с централизованным управлением. Созданы не ради забавы людей, менее всего склонных к праздности и пустословию. Объединяясь в закрытых от общества союзах, Они преследуют какие-то цели, оправдывающие функционирование столь сложного и разветвленного механизма. Выяснить их — совсем не простая задача.

Уже в символической ложе человеку внушают необходимость "умереть" для былой и "возродиться" для новой, сверхъестественной жизни, любить и защищать непросто каждого, но и того "брата", который обычно придерживается других политических или религиозных воззрений и даже считается личным врагом. Словом, все масонские ритуалы, так или иначе, модифицируют посвящение и представляют элементы внушения, предварительного программирования (Косицкий).

Посвящаемого знакомят с тайными знаками, жестами и паролями его степени, чтобы в случае он мог опознать "братьев", присваивают ему новое имя и фамилию. Знаки подаются руками, пальцами.

Ритуалы посвящения особенно в символические степени. Значение символов и аллегории, словом все внешние, формальные стороны масонства считаются тайными лишь условно с целью воспитательного воздействия на "братьев" тем не менее, тайна всегда привлекает человека, готового даже подвергнуться риску ради обладания ею. Оказавшись в сетях масонства, иной подчас сожалеет о вступлении в ложу, но о выходе думать не приходится — посвященный связан клятвой.

В XVIII веке история английского масонства ознаменовалась столкновениями Великой Ложи Англии и различными масонскими ложами, существующими параллельно с ней. Так называемое новое масонство, представленное этими обществами, стремилось провести реформу в уставе старой ложи. Разногласие между двумя видами лож — новым и старым носили исключительно ритуальный характер. В старом масонстве (т.е. в Великой Ложе) преобладал германский и шотландский элемент. В социальном отношении оно было представлено более демократичными классами: до ремесленников и мелких буржуа. С течением времени состав обоих масонств становится все более и более однородным. В обоих преобладает элита — великосветский элемент.
Старые споры постепенно забывались, ритуальные различия сглаживались. К концу XVIII века многие масоны были представителями как старого, так и нового масонства. Все способствовало их единению и, наконец, в 1813 году была провозглашена Великая объединенная Ложа Англии.

Наряду со сторонниками масонского учения, возникали ярые противники масонства. Они организовали шутовские процессии, в которых изобличались и осмеивались масонские ритуалы.

В английские ложи, под любым предлогом стали проникать авантюристы с целью разведать тайну ордена "вольных каменщиков" и пошатнуть его авторитет в обществе. Как нередко это случается, практика вступает в противоречие с теорией. Уже тогда практические дела "вольных каменщиков" не соответствовали их нравственным совершенствам. В английских ложах происходили бесконечные кутежи, торжественные процессии и прочие увеселения. Как и в мире профанов, ханжество стало нормой поведения буржуазии и в ложах. Вследствие того, что масонство использовалось для увеселительных занятий, основные его члены происходили из знати, то масонство, таким образом, приобрело характер аристократического клуба.

Папский престол усмотрел в масонстве ту силу, которая хоть и не вела к атеизму, однако подрывала влияние католицизма в политической и духовной жизни общества. В 1838 году папа КлиментXII издал специальный энциклику, в которой осудил орден и пригрозил отлучением от церкви тех, кто к ней принадлежит. Энциклика призывала инквизицию начать преследование. В романских странах масонов отправляли в изгнание, ссылали на каторгу. Но репрессии не получили широкого размаха, а только создали полезный для ордена ореол мученика.

Сама по себе длительная борьба с церковью показывает, что масонство, оставаясь в принципе религиозным движением, не порывая с религией до конца, очень далеко отстоит от традиционных форм богопочитания, принятых в христианских конфессиях.

Великий Архитектор Вселенной — это принцип мировой жизни, существующий в себе, в абсолютном, в мире же относительном он — право. Справедливость, добро и красота.

2.2. Французское масонство

Ранняя история французского масонства тесно связана с наплывом во
Францию английской знати после революции XVII века. В основном это были эмигранты и поклонники династии Стюартов.

Первая масонская ложа была основана в 1778 году под названием Великий
Восток Франции. Масонство быстро распространяется и к началу 30 годов XVIII века во Франции числится 5 лож. Здесь можно было встретить кого угодно. Во французских ложах бывали аристократы, буржуа, революционеры. Наравне с якобинским дворянством, во Франции организуются ложи английской знати, верной Ганноверскому дому.

Существующий к тому времени общественный, и политический строй представлялся идеальным как для французской знати, уставшей от ига королевского абсолютизма, так и для французской буржуазии, которая в свою очередь жаждала сравняться с высшим классом.

Своеобразная политика короля Франции Людовика XIV, которая привела к позору и разорению в стране, не могла не вызвать протеста народа, притесняемого и духовно и экономически. В таких условиях с большей силой ищет выхода религиозное чувство буржуазии, которую с одной стороны контролировала господствующая католическая церковь, а с другой стороны полицейские преследования. Нередко поиски новой религиозной формы приводили французских искателей религиозной формы к почитанию проповедников и шарлатанов. Вследствие такого положения неопределенный идеал масонского братства со своей религиозно-нравственной окраской, нашел пристанище во
Франции. Масонство быстро распространяется. Ложи появляются в больших городах Франции: Лионе, Руане, Кане, Тулузе.

Вместе с тем слабое развитие общественного самосознания привело к тому, что французским обществом была воспринята только внешняя сторона учения, заключающаяся в обрядности и ритуалах. Что касается содержания учения, то оно не отличалось «особой строгостью нравов», т.к. в большинстве своем, братья проводили время в ресторанах и кабаках, где карточная игра, обеды, выпивка составляло их главное занятие.

Между тем полицейские преследования не прекращались. Братьев преследовали за шумность собраний, которую они создавали своим поведением.
С другой стороны их подозревали в тайном революционном заговоре.

Несмотря на это, масонство пользовалось спросом. Оно стало темой дня, и ему открылся путь в ряды III сословия. Вместе с тем, хаотичное распространение масонства во французских провинциях, а также стремления мало осведомленных братьев постигнуть основу масонского учения, познать истину, привели к тому, что масонство в разных ложах стало представлять видоизмененный вариант. Постройка Храма царя Соломона, наименование ритуалов, степеней, шотландские обряды сплелись с английским вариантом в полную неразбериху, предоставляя возможность для разных авантюристов
«порассуждать на тему».

Одни из них задавались целью вывести масонство «на чистую воду», другие не задавались ничем иным кроме выгоды своих честолюбивых интересов.
Третьи стремились использовать масонство в своих политических замыслах.

Одним из представителей авантюристского течения в обществе был Андрэ
Рамзе. Он пытался установить связь между масонством и крестоносным орденом.
Новый проповедник мечтал о космополитической республике. Так использование масонства в корыстных целях позволило новым его толкователям отходить от принципов масонского философского учения масонства, вообще не брать во внимание его основной закон. Вследствие этих причин во многих масонских ложах стали появляться высшие степени масонства, как например, «архитектор- избранник». Погоня за усложнением степеней и пышный расцвет многостепенных систем основывались, по мнению Т. Соколовской на «крупном социальном факте».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.