Исторические и
правовые основания признания Южной Осетии и Абхазии.
|
Исторические и правовые основания
признания Южной Осетии и Абхазии
За три года
руководства Саакашвили провокации против России возросли многократно.
Конфликт достиг такого уровня, что без принятия радикальных мер, способных
резко изменить ситуацию по основному вопросу противостояния — признания
принадлежности территории непризнанных государств, ситуация становится просто
патовой. Да и 16 млн. человек должны жить в определенном юридически–правовом
пространстве.
Вариантов,
устраивающих все стороны, вовлеченные в конфликт, на сегодняшний день не
существует, и в ближайшее время не предвидится.
Российскому и мировому и сообществу необходимо глубже разобраться с
правовыми вопросами, которые недостаточно пока разъяснены в международных
документах. Они или просто не рассматривались при изучении этой проблемы, или
разбирались тенденциозно. Это полностью касается территорий, на которые
незаконно претендует нынешнее правительство Тбилиси. Особенно внимательно
необходимо разобраться в мутной ситуации 1918–1921 годов, и в положении,
сложившемся в начале 1990-х годов прошлого столетия. Именно на этот период
постоянно ссылается Тбилиси, обвиняя Россию « в оккупации грузинских земель».
Правовые основы границ Кавказских
государственных образований
Грузия как нация —
это молодое по историческим меркам формирование нескольких этносов,
существовавших раздельно в виде суверенных образований независимо друг от
друга несколько тысячелетий и объединенное только при развале Российской
империи в 1918 году. Георгиевским трактатом (1773 г.) границы Картли–Кахетинского царства, присоединенные под покровительство Российской империи,
определены не были.
В соответствии с международным правом Грузия или то, что было названо
Грузией на российской карте «Плана операции корпуса генерал–майора Сухотина в
Азии в компании 1771 году», располагалось на незначительной территории
Центрального Закавказья. Грузия как государственная структура включала
Карталинию, Кахетию, Самхетию, Казахи, Шамшадыль, Бамбаки, Шурагель. Все
пространство ее не превышало 280 верст с востока на запад и 300 верст с
севера на юг.
«Высочайший манифест от 18 января 1801 года о присоединении Грузии к
России», в соответствии с которым Грузия утратила свою государственность, в
приложении на карте четко определял границы: «Грузия разделяется на пять
уездов: Горийский, Лорийский, Душетский (Карталиния) и Кахетия в составе
Телавского и Сигнахского уездов». В те времена территории, на которые Грузия
сегодня пытается распространить свой суверенитет (Абхазия и Южная Осетия), в
ее состав не входили, поскольку такого государства как Грузия просто не было.
Поэтому Грузия могла выйти в самостоятельное государственное
образование только с той территорией, с какой она входила когда–то в Россию.
Ни Имеретия, ни Гурия, ни Мегрелия в состав Грузии не входили. Мегрелия вошла
в состав Российской империи в 1803 году. Имеретия — в 1804 году. Гурийское
княжество — в 1811 году. Азербайджанские ханства были присоединены к России в
1804–1806 годах. Абхазское княжество сохраняло свой суверенитет до окончания
Кавказской войны. С 1864 по 1918 год Абхазия напрямую управлялась российской
администрацией. С 1883 года Абхазия называлась Сухумским округом и делилась
на Бзыбский, Абхазский (Сухумский), Абджуйский округа, Цебельдинское (с 1837 г.), Самурзакандское (с 1840 г.), Джигетское (с 1840 г.) приставства.
Границы суверенных государств, присоединенных к России, описаны в
архивных документах. Осетия вошла в состав Российской империи в 1774 году.
Грамота от 17 февраля 1810 года о покровительстве Российской империи над
Абхазским княжеством, имеющим свою территорию, действовала до 1864 года.
Границы Грузии и Абхазии как суверенного государства были определены
соглашением от 9 февраля 1918 года между Национальным Советом Грузии и
Абхазским Народным Советом. Один из пунктов соглашения четко оговаривал
границу от р. Ингур на юге и до р. Мзымта на севере. В документах объединения
ряда княжеств в Грузинскую Демократическую республику от 26 мая 1918 г. о границах Абхазии вопрос не ставился. Отдельные документы российской империи о разделе
Осетии в 1917 году на Северную в составе Горской республики и Южную в составе
Грузии, тоже определяли их границы вне Грузии.
Исторически сложилось так, что Закавказские государства в XX веке
дважды объявляли о своей независимости. Первый раз после развала Российской
империи, второй раз после развала Советского Союза. И оба раза имелись
моменты, о которых грузинская сторона либо умалчивает, либо дает свою
отличную от мировой юридической практики интерпретацию.
Правовые аспекты
договоров первой Демократической Республики Грузии
Развал Российской империи привел к тому, что Грузия и Абхазия самостоятельно
друг от друга провозгласили свою независимость. Временное правительство сразу
же создало Особый Закавказский Комитет (преобразованный в последующем в
Закавказскую Демократическую Федеративную Республику — ЗДФР). На территории
Сухумского округа (которым являлась в то время Абхазия) в марте 1917 года
было создано свое Временное правительство. 8 ноября 1917 г. на Съезде абхазского народа был создан свой государственный орган — Абхазский народный совет,
названный историками первый АНС. Через неделю округ вошел на федеративной
основе в Юго–Восточный Союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов
степей «как самостоятельных штатов будущей Российской Демократической
Республики».
С образованием Грузинской Демократической республики в мае 1918 года
начался процесс насильственного присоединения Абхазии к Грузии. Но юридически
как независимое государство до 7 мая 1920 г. Грузия оставалась в составе Российского государства, и Европейские страны не спешили ее признавать. 7 мая 1920
года Россия признала Грузию де-юре.
Ссылка Грузии на договор с РСФСР от 7 мая 1920 г., в котором Грузия присоединяет, причем без взаимного согласия, территорию Абхазии в
соответствии с международным правом, не имеет юридической силы. На самой
процедуре подписания этого договора представители Абхазии отсутствовали. Их
просто не пригласили, и не известили.
Дословно часть текста
этого договора написана так: «Ст. IV, п.1. Россия обязуется признать
безусловно входящими в состав Грузинского государства, кроме отходящих в
Грузии в силу п.1, статьи III настоящего договора частей Черноморской губернии,
областей бывшей Российской империи: Тифлисскую, Кутаисскую, Батумскую со
всеми уездами и округами, составляющими означенные губернии и области, а
также округа Закатальский и Сухумский». Сам факт подписания этого договора
уже является предметом территориального спора, при котором юридическая сила
международного договора рассматривается как правооснованность территориального
владения.
С точки зрения
международного права, сговор двух стран (РСФСР и ДРГ) против третьей
(Абхазия) является агрессией, оккупацией и предпосылкой аннексии суверенного
государства Абхазии. Грузия присвоила территорию другого государства не на
основе добровольной уступки, а на основе сговора с третьей стороной. Был
нарушен принцип международного права nemo dat guod non habet (никто не может
передать того, чего не имеет). Эта норма римского права подтверждена
современным международным правом: «Объектом международного договора не могут
быть права и интересы третьих государств. Договор, нарушающий их права,
доложен считаться недействительным». Приведенная норма международного права
является императивной (обладающей особой юридической силой: недопустимость
отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств, даже путем их
соглашения). Противоречащий ей договор будет недействительным, как в
рассматриваемом случае договор между РСФСР и ДРГ.
Это положение нашло
применения в практике Международного суда ООН и подтверждено Комиссией
международного права. В случае нарушения императивной нормы основополагающий
принцип права paсta sunt servanda (договора должны выполнятся) теряет силу и
должен быть либо пересмотрен, в части исключения вопросов, подпадающих под
императивную норму, либо аннулирован вообще. Особенностью его пересмотра
является положение, при котором согласия подписавших сторон не требуется.
Недействительность навязанных силой договоров была признанна Лигой Наций в 1932 г., затем подкреплен ст. 53 Венской конвенции 1939 г.
Кроме того, вступая в
договорные отношения с Грузией, РСФСР сама нарушила гарантию незыблемости
автономии Абхазии в составе Российской Империи и ее правопреемницы России.
Абхазия потеряла не просто автономию, она теряла при подписании этого
договора государственность и суверенность. Абхазия превратилась из объекта
международного права во внутренний округ в составе другого государства.
Заключение договора с
РСФСР послужило поводом для вторжения в Южную Осетию и проведение карательной
операции 17 мая 1918 г. военных частей Тбилисского правительства для
подавления восстания. Этому предшествовала попытка Осетии самостоятельно
войти в состав РСФСР. В первой осетино–грузинской войне погибли около 18 000
человек и около 50 000 человек вынуждены были бежать в Северную Осетию.
Грузинские исследователи квалифицируют эти события как «спасение Абхазии от
большевистского переворота, от нападения со стороны Деникина и Турции». Чаще
всего проговаривается тезис «о вынужденной мере», «о происках сил Кремля», «о
реакционной осетинской и абхазской элите».
Страницы: 1, 2
|
|