Рефераты. Институт президентства в современном мире






Кроме того, президент располагает полномочиями по собственному усмотрению использовать военную силу для подавления в любом  штате «какого-либо восстания, внутреннего насилия, незаконных организаций или заговоров», если все это препятствует осуществлению как законов штатов, так и федеральных, если какая-то часть населения этого штата лишается гарантированных конституцией и законом прав, а «официальные власти этого штата не способны, не могут или отказываются защитить эти права». Таким образом, хотя в тексте конституции отсутствует в явном виде формулировка, что президент выступает гарантом исполнения как федеральных, так и законов штатов, и говорится  лишь о том, что он "заботится о добросовестном исполнении законов", фактически в соответствии с федеральными законами и конституционной прерогативой быть главнокомандующим, он и является таким гарантом.

Другой важной функцией президента выступает законодательная. По конституции, президент не наделен в явной форме правом законодательной инициативы, однако в послевоенный период произошло значительное усиление его законодательной роли. В обязанности президента вошли разработка и внесение проекта  федерального бюджета на рассмотрение конгрессом. Разработку проекта бюджета осуществляет Административно-бюджетное управление.

Обращение президента к конгрессу с бюджетным посланием транслируется на всю страну и играет немаловажную роль в  формировании поддержки избирателями президентской программы и оказания давления на конгресс снизу. Эту тактику успешно использовал Р. Рейган в начале 80-х годов, когда быстро добился утверждения конгрессом своей новаторской по тем временам программы, получившей название «рейганомика». Эта программа, направленная в числе прочего на значительное сокращение социальных программ федерального правительства, т. е. на усечение власти упоминавшихся «тройственных союзов» во внутриполитической сфере, не могла не вызвать сильное противодействие с их стороны. В значительной степени этим противодействием и объяснялись многочисленные политические скандалы, разоблачения и вынужденные отставки некоторых членов администрации Р. Рейгана.

В президентском аппарате, как, и во всех федеральных ведомствах, имеется специальная группа помощников по связям с конгрессом, одна из основных задач которой состоит в ежедневном контроле за прохождением через конгресс приоритетных для администрации законопроектов. И когда судьба значимого законопроекта находится под вопросом, президент и  его подчиненные подключают все необходимые рычаги для достижения успеха, вплоть до личных контактов, бесед, обещаний оказать какие-то услуги законодателям и т.п. Президент и его подчиненные по сути в таких случаях выступают главным коллективным лоббистом по отношению к конгрессу. И можно согласиться с американским специалистом по президентской власти Р. Нойштадтом в том, что основной метод президентской деятельности состоит в убеждении. Президент должен убедить американских законодателей в том, что осуществление его политической программы соответствует их обязанностям и интересам государства.

Одним из главных условий сохранения парламента - демократического режима в любой стране являются надежные конституционные гарантии против возможности установления диктатуры исполнительной власти. Такие гарантии предусмотрены в американской конституции в виде процедуры импичмента. Исторический прецедент быстрого, почти неконтролируемого усиления исполнительной власти за счет прерогатив законодательной в чрезвычайных ситуациях был создан А. Линкольном. Президент в чрезвычайной ситуации гражданской войны между Севером и Югом без санкции конгресса резко увеличил размеры армии, объявил чрезвычайное положение, по своему усмотрению использовал средства государственной казны, отменил рабство, приостановил действие некоторых конституционных гарантий прав граждан. Показательно, что Верховный суд США недвусмысленно поддержал действия президента.

Значительное усиление президентской власти, явное перемещение центра властных полномочий в федеральном правительстве к президенту произошло в прошлом столетии. Особенно быстро этот процесс пошел в 30-е годы, в период президентства Ф. Рузвельта. В годы «нового курса» началось быстрое, широкомасштабное расширение федерального вмешательства в социально - экономическую сферу, было создано множество новых федеральных министерств и ведомств. Ф. Рузвельт несмотря на ожесточенное сопротивление консерваторов и монополий сделал нормой государственное регулирование социально-экономической жизни страны. Ему же и принадлежат слова: «Время – деньги».

Во время второй мировой войны и особенно в послевоенный период произошло значительное расширение фактических военных и внешнеполитических прерогатив президента. Многолетняя война во Вьетнаме, оказавшая травмирующее воздействие в 60-е и 70-е годы на общественность и политические круги. подвергла эрозии и систему разделения властей. Американский историк А. Шлезингер обоснованно писал по этому поводу: «Вера в постоянный и всеобщий кризис, страх перед коммунизмом, вера в долг и право США вмешиваться в любой части мира породили невиданную  централизацию решений по вопросам войны и мира в руках президента». Вместе с тем, произошло беспрецедентное отстранение других правительственных ведомств, конгресса, прессы, общественного мнения от принятия этих решений. Длительная война во Вьетнаме усилила тенденцию как к централизации, так и отстранения. Таким образом, имперское президентство выросло за счет конституционного порядка... И по мере того, как оно поглощало традиционное разделение властей в сфере внешней политики, оно начало стремиться к эквивалентной централизации власти и во внутренней политике. «К этому рассуждению следует добавить, что концентрация власти в руках президента проходила с молчаливого одобрения конгресса, и общественного мнения, которые именно в силу кризисного мышления активно поддержали президентскую политику в духе «холодной войны».

Американский историк Шлезингер вполне обоснованно определил президентство Р.Никсона как «имперское». При Никсоне процесс усиления президентской власти за счет прерогатив законодательной пошел ускоренными темпами. Фактически после переизбрания в 1972 г. под видом реорганизации федерального аппарата исполнительной власти Никсон и его окружение попытались сделать шаг к единоличному режиму правления, а именно ввести ключевые посты в состав президентского аппарата, т.е. сделать над ведомственными и вынести их из-под контроля конгресса, заметно ограничить конституционную «власть кошелька» конгресса, развернули чистку в администрации и противозаконные гонения на неугодных карьерных чиновников, попытались жестоко подчинить себе ФБР и ЦРУ.

В настоящее время, видимо, создание «имперского президентства», а тем более какого-то подобия авторитарного режима в США попросту политически невозможно. Об этом свидетельствуют множество фактов как внутри-, так и внешнеполитических. В частности, в сфере внешней политики к ним относятся: ирангейтский кризис, быстро вернувший президента в рамки законности; невозможность для президента по закону использовать военную силу за рубежом более двух месяцев без санкции конгресса; фактический законодательный запрет в 80-е годы на возможную вооруженную интервенцию в Никарагуа и др. Кроме того, перестройка в СССР, стремительные демократические перемены и реформы в странах Восточной Европы, завершение «холодной войны» размывают в США почву для страхов перед  коммунизмом, о которых писал А. Шлезингер, другими словами, исчезает главная внешнеполитическая причина для создания «имперского президентства».

В настоящее время, по видимому, можно говорить о создании какого-то динамического равновесия между президентской властью и конгрессом, при котором не происходит усиление одной власти за счет другой. Шаги в направлении «имперского президентства» быстро пресекаются, чем обеспечивается сохранение демократического политического строя в стране. Вместе с тем не допускается и серьезное сокращение регулирующей роли исполнительной власти внутри страны, что в конечном счете отражает позицию большинства избирателей, заинтересованных в социальной защищенности со стороны федерального правительства.


Правление в России и Франции

 

Теперь, после столь подробного рассмотрения структуры правления в США, рассмотрим как реализуются президентские формы правления в Российской Федерации и Франции. Президент РФ на основе и во исполнение Конституции РФ и законов РФ издает указы имеющие обязательную силу на всей территории страны.

Президент имеет право издавать указы нормативного характера по ряду вопросов, относящихся к ведению парламента. Указы должны соответствовать Конституции, а парламент может отменить или изменить любой из них. Президент США, к примеру, издает обязательные для применения исполнительные приказы, заботится о том, чтобы законы добросовестно исполнялись. На практике конгресс либо прямо делегирует президенту законодательные полномочия по определенным вопросам, либо формулирует законы в столь общих выражениях, что их применение требует детализации в нормативных указах президента.

Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставление политического убежища; награждает Государственной наградой, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания. Официальная резиденция президента РФ – Кремль, Москва.

Президентская форма правления получила широкое распространение, что связано в конечном счете с общим усложнением экономической и политической жизни в современном мире. Повсеместно к кандидату на пост президента предъявляются повышенные требования: возрастной ценз -  35 – 40 лет, гражданство данной страны по рождению, длительное проживание в стране ко дню выборов. Срок пребывания на посту президента колеблется между 4-7 лет ( США – 4 года, Германия – 5 лет, Италия, Франция – 7 лет) ; во многих странах одно лицо не может быть избранным на пост президента не более 2 раз. Пожизненное президентство, известное некоторым странам, свидетельствует, как правило, о переходе от демократических форм правления к единоличной власти.

В бывшем СССР институт президента был введен незадолго до распада СССР. Первый и последний президент СССР был наделен широкими полномочиями, но избирался он не населением, а съездом народных депутатов СССР. В отличие от этого в РФ, еще в период нахождения республики  в составе СССР, был учрежден общенародным референдумом пост Президента, избираемого всенародным голосованием; 12 июня 1991 года на новый пост на пятилетний срок был избран Ельцин Б.Н.

Во Франции парламент может принимать законы только по тем вопросам, перечень которых установлен конституцией. Парламент вправе разрешить правительству осуществлять мероприятия, обычно относимые к сфере закона. В конечном счете это право осуществляется президентом,  так как только он может подписать (или не подписать)соответствующий акт правительства. Президент РФ обязан оформлять своим указом решения возглавляемого им Совета Федерации. В системе органов исполнительной власти США и Франции нет и намека на органы, которые вправе были бы принимать решения, обязательные для президентов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.