Рефераты. Идея американского века






З.Бжезинский предельно лаконичен: «Главный геополитический приз для Америки - Евразия»[35].

Распад СССР в конце 1991 года поставил перед США сложную задачу, состоящую в уменьшении возможности возникновения политической анархии в России и недопустимости возрождения враждебной диктатуры в «распадающемся государстве». Крах советской империи создал вакуум силы в самом центре Евразии. Слабость и замешательство были присущи не только новым, получившим независимость государствам, но и самой России: потрясение породило серьезный кризис всей системы, особенно когда политический переворот дополнился попыткой разрушить старую социально-экономическую модель советского общества. «Травмой нации»  назвал З.Бжезинский распад СССР. Самым болезненным в этой ситуации является осознание того, что авторитет России на международной арене в значительной степени подорван; прежде одна из двух ведущих мировых сверхдержав в настоящее время в политических кругах многими оценивается просто как региональная держава «третьего мира», хотя по-прежнему и обладающая значительным, но все более и более устаревающим ядерным арсеналом.

Долгосрочная задача, с точки зрения американского идеолога З.Бжезинского, состоит в том, каким образом оказать поддержку демократическим преобразованиям в России и ее экономическому восстановлению и в то же время не допустить возрождения вновь евразийской империи, которая способна помешать осуществлению американской геостратегической цели формирования более крупной евроатлантической системы, с которой в будущем Россия могла бы быть прочно и надежно связана.

Развенчивая мифы первых российских реформаторов о полномасштабном партнерстве России и Америки после создания новой России, Бжезинский с уничижающим реализмом констатирует: «Америка никогда не намеревалась делить власть на земном шаре с Россией, да и не могла делать этого, даже если бы и хотела. Новая Россия была просто слишком слабой, слишком разоренной 75 годами правления коммунистов и слишком отсталой социально, чтобы быть реальным партнером Америки в мире…устремления Америки и России весьма далеки от совпадения. Как только неизбежно начали возникать разногласия - из-за диспропорций в сфере политической мощи, финансовых затрат, технологических новшеств и культурной притягательности - идея «зрелого стратегического партнерства» стала казаться дутой, и все больше русских считают ее выдвинутой специально для обмана России»[36].

Учитывая эти откровенные высказывания, раскрывающие истинное «лицо американской демократии», сама идея создания равных и действительно партнерских отношений России и США, кажется утопичной с любых позиций, показывая насколько велико было заблуждение тех, кто верил в «чистоту» помыслов США освободить Евразию от оков коммунизма.

Европа рассматривается как трамплин для дальнейшего продвижения демократии в глубь Евразии. Расширение Европы на восток может закрепить демократическую победу 90-х годов, считает З.Бжезинский.

«Постоянное международное главенство Соединенных Штатов является самым важным для благосостояния и безопасности американцев и для будущего свободы, демократии, открытых экономик и международного порядка на земле», - резюмирует С.Хантингтон.[37]

В связи с этим, пишет З.Бжезинский, критически важным является то, как Америка «управляет» Евразией. Евразия является крупнейшим континентом на земном шаре и занимает осевое положение в геополитическом отношении. Государство, которое господствует в Евразии, контролировало бы два из трех наиболее развитых и экономически продуктивных мировых регионов. Один взгляд на карту позволяет предположить, что контроль над Евразией почти автоматически повлечет за собой подчинение Африки, превратив Западное полушарие и Океанию в геополитическую периферию центрального континента мира.[38]

Позволим себе процитировать далее: «Американское превосходство, таким образом, породило новый международный порядок, который не только копирует, но и воспроизводит за рубежом многие черты американской системы. Ее основные моменты включают:

→ систему коллективной безопасности, в том числе объединенное командование и вооруженные силы, например НАТО, Американо-японский договор о безопасности и т.д.;

→ региональное экономическое сотрудничество, например АРЕС, NAPTA (Североамериканское соглашение о свободной торговле), и специализированные глобальные организации сотрудничества, например Всемирный банк, МВФ, ВТО, Всемирная организация труда;

→ процедуры, которые уделяют особое внимание совместному принятию решений, даже при доминировании Соединенных Штатов;

→ предпочтение демократическому членству в ключевых союзах;

→ рудиментарную глобальную конституционную и юридическую структуру (от Международного Суда до специального трибунала по рассмотрению военных преступлений в Боснии).[39]

Таким образом, реальное воплощение американской идеи состоялось, что эмпирически установлено на примере многих стран, в том числе и России.

2.2.От культурной экспансии к  концепции глобальной культуры

 

Воплощение идеи американского века активно происходит и на ценностном уровне. Согласно рассуждениям З.Бжезинского, «культурное превосходство является недооцененным аспектом американской глобальной мощи. Что бы ни думали некоторые о своих эстетических ценностях, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире. Ее привлекательность, вероятно, берет свое начало в жизнелюбивом качестве жизни, которое она проповедует, но ее притягательность во всем мире неоспорима. Американские телевизионные программы и фильмы занимают почти три четверти мирового рынка. Американская популярная музыка также занимает господствующее положение, и увлечениям американцев, привычкам в еде и даже одежде все больше подражают во всем мире. Язык Internet - английский, и подавляющая часть глобальной компьютерной «болтовни» - также из Америки и влияет на содержание глобальных разговоров. Наконец, Америка превратилась в Мекку для тех, кто стремится получить современное образование; приблизительно полмиллиона иностранных студентов стекаются в Соединенные Штаты, причем многие из самых способных так и не возвращаются домой. Выпускников американских университетов можно найти почти в каждом правительстве на каждом континенте».[40]

Таким образом, мир столкнулся с невиданной до сих пор культурной экспансией. Культурная экспансия (от лат. expansio - распространение) представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы.

Человечество во второй половине XX века явилось свидетелем беспрецедентной культурной экспансии США, которая происходила во многих странах мира. После Второй мировой войны она коснулась стран Западной Европы, в 60-е годы - Японии, в 70-е - стран Латинской Америки, в 90-е - России.

Под эти процессы подведена прочная научно-методическая основа. Концепция глобальной культуры на протяжении последних более чем десяти лет разрабатывается на страницах журнала-альманаха «Теория, культура и общество» (Theory, Culture and Society), редактируемого М.Фeверстоуном. Главные направления разработки предлагаемого подхода (модели) это -  потребительство как явление глобальной культуры, мировой туризм, мировой   религии, культура постмодернизма. Центральный вопрос, рассматриваемый представителями этой школы социологической глобалистики касается проблемы самоидентификации личности в условиях нарастания транснациональных тенденций в культуре. Что испытывает индивид в ситуации превращения его национальной культуры в часть глобального мирового целого. Отсюда такие специфические темы, как американизация мировой популярной культуры, «макдоналдизация» и др. В рамках этой социологической модели преобладающее значение в глобальных процессах отдается именно культуре.

Под  «макдоналдизацией» подразумевается известная концепция Дж. Ритцера.[41] Макдонализация - метафора крайнего рационализма в деловых отношениях и производстве: Эффективность, Просчитываемость, Предсказуемость,Контроль (в английской аббревиации - ЕСРС)

Джордж Ритцер формулирует рационалистическую модель американизации деловых взаимоотношений  в лапидарной схеме:

[Efficiency - Эффективность, прежде всего экономическая,

[Calculability - Просчитываемость в рамках простых или сложных количественных моделей,

[Predictability - Предсказуемость, «ожидаемость»,

[Control through Nonhuman Technologies - Контроль за поведением со стороны дегуманизированных технологий и технологических процессов.

Их называют «принципом ECPC». Данная модель разработана Ритцером с опорой на методические постулаты М.Вебера и К.Маннгейма. При этом происходит создание как бы новой рациональной системы, которая выступает в виде антипода старой системы рациональности, связанной с традиционной культурой.

По мнению сторонников концепции «глобальной культуры» происходит перемешивание национальных культур при сохранение их собственных  «слоев», словно в коллоидном химическом растворе. Причем, в этом смешении культур устанавливаются определенные пропорции равновесия, препятствующие  дальнейшему нивелированию или гомогенизации. В этом смысле миру не грозит тотальная американизация культуры, ибо проникновение массовой культуры США будет на том или ином уровне остановлено потенциалом национальной культуры, а на пограничьи двух культурных слоев начнется активный процесс диффузии. Кроме того, данная теория использует понятие «гиперреальности» - постмодернистский термин, обозначающий новое качественное состояние культуры, испытавший процесс диффузии. Это будет культура, лишенная внутренней системности и центров опоры. Возобладают фрагментированные сегменты, хаотично сочетающиеся (или не сочетающиеся) друг с другом. В рамках указанного подхода утвердилось понятие – «глоболокализм» или «глоколокализм».[42]

Это лексическое новообразование  сформировалась и обрело сторонников   на XII Всемирном социологическом конгрессе в Мадриде (1990 г.). Социологи, использующие данный термин, прежде всего Р.Робертсон, М.Арчер и др., при рассмотрении глобальных процессов подчеркивают важнейшие изменения происходящие в локальных, то есть местных сообществах, малых культурах и субкультурах,  территориально локализированных и обладающих пусть относительной, но все же оседлостью. Это, в свою очередь, приводит к установлению важнейших «локальное-глобальных связей («local-global nexus»).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.