Рефераты. Геополитический код России






Угроза превращения России в нетто-импортера энергоресурсов пока не представляется реальной. Но нельзя исключить перспективу того, что страна окажется неспособной бесконечно удовлетворять растущие энергетические потребности иностранных клиентов. Поэтому боязнь заграничных потребителей остаться крайними в распределении российского энергетического «пирога», не выглядит паранойей, хотя, без сомнения, преувеличена.

Еще недавно идея равноправного диалога России с западными партнерами казалась не более чем данью дипломатической вежливости. Трудно было вообразить, что страна, буквально только что проигравшая идеологическую и экономическую гонки, а потом еще и оказавшаяся аутсайдером в деле политико-экономической трансформации, станет претендовать на одинаковый статус с победителями. Тем не менее, примерно к середине президентства Путина Москва морально и материально созрела для разговора на равных. Катализатором процесса национально-государственного восстановления стал фактор, традиционный для богатых сырьевыми ресурсами государств, - взлет мировых цен на нефть и стоимость привязанных к ним газовых контрактов с Европой.

Москва постепенно стала осознавать свои возможности в «новом» мире дорожающей нефти, где все крупные державы одержимы энергетической безопасностью. Так родился тезис об обмене активами в энергетическом секторе, в рамках которого западным партнерам было предложено платить за участие в разработке российских недр не деньгами, а самым дорогим - собственными рынками и технологиями.

В феврале 2008 года, Владимир Путин произнес на своей ежегодной пресс-конференции: «Дайте нам адекватные активы у себя. Деньги - уже никому не нужны, эти бумажки. Это честная и открытая наша позиция».

Когда главной темой российского председательства в «Большой восьмерке» (2006) объявили энергетическую безопасность, было уже ясно: речь идет не об отношениях клуба с остальным миром, а об отношениях России с остальными членами клуба. В конце декабря 2005-го президент Путин провел заседание Совета безопасности РФ «по вопросу о роли России в обеспечении международной энергетической безопасности». Он подробно остановился на необходимости объединения усилий, с тем, чтобы надежно обеспечить мировую экономику традиционными видами топлива, говорил о важности диверсификации и безопасности энергоснабжения, в том числе антитеррористической.

Однако в те же дни готовилась операция, которой и суждено было стать «лицом» российского председательства в G8, предопределить весь его характер. 1 января 2006 года из-за ценового конфликта с Киевом «Газпром» ограничил поставки газа в Украину. Этот шаг, к тому же сделанный на редкость топорно с точки зрения информационно-пропагандистского сопровождения, вызвал на Западе куда более бурную реакцию, чем решения российского Совбеза. И хотя реальных проблем с газоснабжением никто из европейских клиентов российского поставщика не ощутил, а право продавца требовать с покупателя рыночную цену в принципе никто не оспорил, рассуждать о совместных усилиях в сфере энергетической безопасности стало практически бессмысленно.

Из «надежного поставщика» энергоресурсов в глазах европейской общественности Россия немедленно превратилась в «энергетического жандарма», а «Газпром» - в «энергетическое оружие Кремля». Запад, обвинявший Москву в политизации энергетического бизнеса, в свою очередь взял на вооружение исключительно политический подход. Его кульминацией стали звучавшие в кулуарах саммита НАТО (Рига, декабрь 2006 г.) призывы рассматривать энергетические споры со странами - членами блока в качестве агрессии, которая требует солидарного ответа Североатлантического альянса.

Итоги «энергетической дипломатии» Москвы в первые годы XXI столетия трудно оценить однозначно.

С одной стороны, Россию стали воспринимать всерьез, а ее право на жесткое отстаивание своих национальных интересов (в том числе в энергетической сфере) больше не подвергается сомнению. Несмотря на издержки, которых можно было избежать, и непоследовательность, связанную с политическими соображениями, система энергетических отношений с государствами постсоветского пространства стала более рациональной и прозрачной, чем пять-семь лет назад. Хотя качественного прорыва не произошло, присутствие российских компаний на мировом рынке расширилось.

С другой стороны, атмосфера энергетических отношений ухудшилась: она совершенно не способствует достижению тех целей, которые ставило перед собой российское руководство на заре нового столетия. Всеобщая политизация, которой активно содействуют и поставщики, и потребители, подрывает основы рынка, толкая его участников к внеэкономической логике поведения. Относительная скудость внешнеполитического арсенала (отставание от западных стран в том, что касается военно-политического влияния, информационных возможностей и «мягкой силы») заставляла Москву делать больший упор на энергетический рычаг. Это несказанно нервировало внешних партнеров и повышало уровень противодействия российским инициативам. Так, в 2007-м Европейский союз приступил к работе по формализации политических ограничений на инвестиции иностранных госкомпаний в энергетический сектор Евросоюза.

Кампания по повышению цен для клиентов «Газпрома» в СНГ привела к естественному результату - ультиматуму Туркменистана, Узбекистана и Казахстана, которые тоже потребовали платить им за поставляемое сырье «европейскую» цену. В целом резко возросла политическая конкуренция за источники углеводородов и маршруты их доставки.

Поиск баланса интересов между поставщиками и потребителями энергоресурсов станет основным содержанием мировой и в особенности европейской политики в обозримом будущем. Взаимный отказ от политизации в энергетическом сотрудничестве мог бы составить основу ответственного и по-настоящему партнерского поведения.

Что можно считать признаками такого поведения?

Во-первых, надежность исполнения обязательств. За последние годы «Газпром» продлил контракты с крупнейшими клиентами в Европе (Германия, Австрия, Чехия, Италия, Франция и др.) на 15-20 лет вперед - это важный и позитивный фактор.

Во-вторых, развитие транспортной инфраструктуры. Как бы ни критиковали в некоторых странах газопроводные проекты «Северный поток» и «Южный поток», они, несомненно, играют позитивную роль для обеспечения европейского рынка. Тем, кто тревожится в связи с ростом энергозависимости от России, стоит вспомнить о стоимости проектов. Она слишком велика, чтобы использовать трубопроводы как «энергетическое оружие». Самой Европе в попытках диверсификации источников закупок газа и при выборе альтернативных трубопроводных проектов стоило бы руководствоваться экономической логикой - это окажется дешевле.

В-третьих, России пора уже сформулировать правила игры на собственном энергетическом рынке и в сфере доступа к недрам. Даже если эти правила зафиксируют жесткие условия для иностранного капитала, само наличие понятного правового режима станет фактором стабильности и предсказуемости.

В-четвертых, политикам в России, Европе и Америке необходимо подходить к обсуждению и решению энергетических проблем с холодной головой, не стремясь изобретать мифические «угрозы» и культивировать атмосферу взаимного недоверия и шантажа. Москве в этом смысле стоит отказаться от спекуляций на тему создания «газовой ОПЕК».

Наконец, российским властям нужно последовательно реализовывать те планы инновационного развития экономики, которые были сформулированы в начале 2008 года в рамках концепции развития страны до 2020-го. Эти планы, пользуясь образами Владислава Суркова, призваны не только «натренировать» российскую экономику лучше «прыгать в длину», но и научить ее на достойном уровне «играть в шахматы». В конечном итоге осуществление этих планов снизило бы давление внутреннего спроса на энергетический баланс, а значит, могло бы способствовать стабилизации всего европейского рынка.


4. Анализ геополитического кода Российской Федерации


Поскольку геополитический код - это своего рода «предназначение» государства в мировой политике, то необходимо выявить это «предназначении» относительно России. На основании предшествующих изложенных материалов можно сделать определенные выводы касательно перспективы развития России и воплощении ее геополитического кода в современном мире.

Как было сказано в одном из определений: смена правительства в стране может поменять ее геополитический код. Но поскольку на сегодняшний день в России выбран определенный курс внешней политики и новый Президент страны будет продолжать его, то можно выделить основные направления развития нашего государства на ближайшее будущее.

Геополитический код России складывается из баланса национальных интересов и выбора правильных векторов во внешней политике. Как мы выяснили, национальные интересы России, прежде всего, связаны с интересами народа, как основного и самостоятельного политического субъекта. И подразумевают под собой стремление двигаться на Восток и противостоять Западным принципам развития. К сожалению, национальные интересы часто подменяются политическими амбициями правительства страны и не всегда действительно отражают стремления русского народа.

Выбор внешнеполитического вектора России на сегодняшний день очевиден. Это восточное направление: Ближний Восток, Южная Азия, страны АТР, Африка. Этот курс, как противовес западным экспансиям в лице США и НАТО был разработан при В.В. Путине, и будет продолжаться ныне избранным Президентом РФ Д.А. Медведевым.

Кроме того, из всего вышесказанного можно определить положение России на мировой политической арене. Навязываемый нам Западом статус «Региональной державы» не отвечает государственным и национальным интересам страны и не является на сегодняшний день той политической реальностью, какую хотели бы видеть страны НАТО во главе с США. Россия благодаря своим энергетическим ресурсам смогла выбраться на уровень энергетической сверхдержавы, что дает ей на сегодняшний день, право вести диалог на равных с мировыми центрами экономической мощи, к неудовольствию последних. Конечно, этот статус очень зыбок и временен, и нам не следует забывать об этом. Это своего рода фора во времени, которая дает нам возможность определиться со своим настоящим статусом и занять достойной место на международной арене.

Таким образом, геополитическое «предназначение» России в мире это статус «просыпающейся» великой державы, которая выберет свой путь, объединив в себе западный и восточный опыты развития, став при этом тем самым независимым посредником.



Заключение


Подводя итог по проделанной работе можно сделать следующие выводы.

Во-первых, было рассмотрено два предложенных определения геополитического кода государства, синтезировав которые было выделено несколько критериев, по которым можно определить геополитический код Российской Федерации: национальные интересы, систему политических отношений, государственные статусы на мировой арене.

Во-вторых, были представлены и проанализированы каждый из критериев, что дало материал для дальнейшей работы с определением понятия геополитического кода РФ. Также были рассмотрены основные национальные интересы страны. В системе политических отношений рассматривались особенности внешней политики России в начале 21 века, определились доминирующий внешнеполитический вектор и были рассмотрены отношения России с центрами мировой экономической мощи.

В-третьих, было выявлено два уровня, по которым определялся статус России на мировой политической арене: региональный и статус сверхдержавы.

И, наконец, с помощью анализа и систематизации был определен геополитический код государства в современной мировой политической ситуации.




Список использованной литературы

1.  Гаджиев К.С. Введение в геополитику. Учебник для вузов. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 416 с.

2.       Дергачев В.А, Вардомский Л.Б. Регионоведение /Учебник для вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - с. 456

3.       Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1999. - 567 с.

4.       Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001, с. 223 - 225

5.       Нартов, Н.А. Геополитика: учебник для вузов/ Под.ред. проф В.И. Староверова. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2004. - 439 с.

6.       Россия и Европейский союз: переосмысливая стратегию взаимоотношений /Под ред. А. Мошеса; Моск. Центр Карнеги; Фин. ин-т междунар. отношений. - М.: Гендальф, 2003. -119 с.

7.  Тихонравов, Ю.В. Геополитика. - М.6 1998. - 465 с.

8.       Бордачёв Т.В., Лукьянов Ф.А. Время разбрасывать камни: [Электронный документ] // Россия в глобальной политике. №2.  Март - Апрель 2008. (www.globalaffairs.ru). Проверено 24.04.08

9.       Гривач А.И., Денисов А.А. Энергетическое великодержавие: [Электронный документ] // Россия в глобальной политике. №2, Март - Апрель 2008. (www.globalaffairs.ru). Проверено 24.04.08

10.   Зеленев Е.И, Марков О.А. Россия и мировой политический процесс. Геостратегический аспект. СПб., СПбГУ, 2001, с. 13-15.

11.     ИА Росбалт, Россия меняет вектор внешней политики: [Электронный документ] // Россия в глобальной политике. №2. - Март - Апрель 2008. (www.globalaffairs.ru). Проверено 24.04.08

12.     Коновалов А.А., Новая биполярность и дефицит адекватности: [Электронный документ] //-Россия в глобальной политике. №2, Март  Апрель 2005 <http://www.globalaffairs.ru/numbers/13/>. (www.globalaffairs.ru). Проверено 24.04.08

13.   Российско-американские отношения (справочная информация), Департамент Северной Америки, МИД Российской Федерации, - Мультимедийная библиотека ПГУ, 2005.

14.     Российско-китайские отношения (справочная информация), МИД Российской Федерации, Мультимедийная библиотека ПГУ, 2005.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.