Параграф 2. Достойный выход из не достойной ситуации.
Между тем улучшение отношений между Россией и НАТО, кодификация их принципов и совместном политическом документе, создание механизмов взаимодействия и расширения его сферы, совместная миротворческая деятельность создают для России новые возможности решить те проблемы, которые ныне сдерживают реализацию ее национальных интересов и расширения ее влияния в Европе и мире в целом. И таких проблем немало. Вот только основные среди них:
- предотвратить раскол в Европе, который в случае продолжения противоборства был бы, во-первых, неизбежен, а во-вторых, невыгоден прежде всего России, ибо он повлек бы за собой постепенное сползание не только к «холодному миру» на континенте, но и к изоляции ее самой. 250 лет татарского ига и 70 лет коммунистического со всей очевидностью выявили исторические последствия разъединения России с европейской цивилизацией;
- приостановить ухудшение отношений России с Западом, откуда она продолжает черпать не только опыт, идеи, ценности, технологию, инвестиции, но и финансовые ресурсы, необходимые для выплаты зарплаты миллионам людей, которым собственное государство не в состоянии компенсировать их труд. Найти новые формы интеграции с европейскими структурами, в которых она еще не представлена;
- нормализовать, наконец-то, отношения со странами Центральной и Восточной Европы, которые со времен их «бархатных революций» оставляют желать лучшего. Наше и их прошлое отмечено не только историческими предубеждениями, разъединяющими нас до сих пор, но и общими судьбами народов, попавших под коммунистический каток. Можно ожидать, что после формального вступления в НАТО эти страны почувствуют себя более уверенными в себе и в своей безопасности. В этом случае они могут пойти навстречу России гораздо дальше, чем они это могут себе позволить сегодня. Нам не следует забывать, что наш путь в Европу лежит через эти страны, через несколько лет они будут решать, пустить ли нас в ЕС и НАТО.В конечном счете, их позиция во многом может усилить или ослабить антироссийский потенциал этих организаций ;
- снять с повестки дня нашей внутренней и внешней политики проблему расширения НАТО, размывание образа «врага» лишит возможности списывать на него причины всех наших неурядиц и трудностей, и общество быстро придет к пониманию, что истоки всех наших неудач- мы сами. МВФ дает России миллиардные кредиты не потому, что надеется лишить ее независимости, а по тому, что эти кредиты просят у него ее политические руководители, перекладывающие бремя оплаты этих долгов на следующие поколение;
- получить на много большие возможности, чем мы обладаем ныне, влиять на формирование и реализацию натовской политики, прежде всего в строительстве новой системы безопасности в Европе. Это важно. Россия, конечно, не будет обладать правом вето, поскольку она - не член союза. Но, не будучи членом союза, она, тем не менее, уже присутствует в нем. Само это присутствие (так же как и натовское присутствие в Москве), не говоря уже о деятельности ее постоянных представителей, затруднит для НАТО принятия решений, идущих в разрез с интересами России. Однако многое будет зависеть от профессионального уровня российских представителей в альянсе, от их гибкости, твердости и, главное, от их умения найти общий язык с натовской бюрократией, прежде всего с ее верхушкой.
- снять с повестки дня вопрос об «ответных мерах», которые, если бы их пришлось принимать, в конечном счете могли бы оказаться контрпродуктивными и более дорогостоящими для самой России, чем для западно - и восточноевропейских ее оппонентов. К тому же она вновь оказалась бы в компании международных изгоев, из которой она с таким трудом вышла в результате политики демократизации и реформ.
Все перечисленные возможности могут быть реализованы при нормальном функционировании Основополагающего акта, при позитивном развитии российско - натовских отношений. Г Л А В А 3.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ДЕВЯНОСТЫЕ ГОДЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА.
Параграф 1. Национально-государственные интересы России в отношениях с
Западной Европой.
При бесспорно антироссийском характере политики совокупной Европы в отношении нашей страны следует вновь признать, что Россия давала и дает основания для определенных обвинений. Действительно, ключевой проблемой перестроечной и пост перестроечной России является ее государственное самоопределение.
Исходный геополитический постулат властных групп, затевавших перестройку, заключался в необходимости отказа от сверхдержавности как принципа, реализуемого лишь в мобилизационно-прорывном режиме, требующим сверх эксплуатации основной массы населения, при котором почти вся прибыль этой сверхэксплуатации идет в пользу управляющего мобилизационным режимом централизованного бюрократического государства, Лозунгом такого отказа, поначалу стало «избавление от нахлебников», в числе которых оказались сначала «дружественные» страны Африки, Латинской Америки и Азии, а затем - «союзные» государства Центральной Европы (Варшавский договор и СЭВ). Однако процесс «избавления от нахлебников», будучи однажды начат, самой своей логикой востребовал последовательного продолжения и на пространстве СССР: «нахлебниками» оказались почти все союзные республики. Это и стало одной из причин развала СССР.23
Рядом с геополитической идеей создания неоколониальной империи родилась и другая, с ней сопряженная: создание из России национального государства как отдельного политического образования, которая должно в близком будущем стать центром новой империи.
Процесс самоопределения России неотделим от выявления и формулирования национально-государственных интересов. Не ясность в вопросе национально-государственных интересов России, беспечное отношение к его решению - одна из причин социальных катаклизмов и зигзагов политического курса, столь характерных для сегодняшнего «смутного времени».24
Национально-государственные интересы одно из ключевых понятий современной политологии. На Западе в отличии от отечественной науки существуют целые научные школы базирующиеся на анализе огромного исторического материала и оказывающие серьезное внимание как на массовое общественное внимание, так и на принятие стратегических решений.
Большинство современных западных исследователей концентрируют свое внимание на внешнеполитической стороне национально-государственных интересов. По всей видимости это является отличительной особенностью стабильных, уравновешенных социально-экономических систем. Здесь сказываются так же глубокие традиции гражданского общества и политическая культура, требующая от любой политической силы безусловного следования сложившимся представлениям об интересах страны.
Ситуация наблюдаемая в современной России принципиально отличается от западной. Наша страна переживает процесс преобразований. Состояние общественных умов крайне хаотично. Ни о гражданском обществе, ни о политической культуре говорить вообще не приходится.25
Что касается осознания и выражения национально-государственных интересов, то надо подчеркнуть, что этот процесс исключительно сложен. Здесь мы сталкиваемся с неопределенностью размытостью данного понятия, на что указывают многие исследователи.26 В печати можно встретить возражения по поводу заданности России ее геополитическим положением. Так Н.Косолапов считает неконструктивной «мысль о том, что Россия в силу своего геополитического положения призвана служить мостом или посредником между Востоком и Западом, Севером и Югом. Нельзя превращать объективную функцию с довольно расплывчатым содержанием, которую Россия может на себя взять или не взять и с осуществлением которой другие могут согласится или нет». 27
Экономическая составляющая национально-государственных интересов всегда выступала в наиболее явной и очевидной форме. Поддержка и защита отечественного предпринимательства, земледелия, промышленности и торговли, иных интересов была главным звеном интересов государства. Принцип защиты и поддержки отечественного предпринимательства вовсе не означает курса на изоляцию от мирового хозяйства или автократию. Он лишь предполагает разумное, поэтапное движение к открытости экономики, не допускающее нанесение ущерба национально-государственным интересам страны. Через это прошли все страны, являющиеся сегодня высокоразвитыми. Поэтому правительством России были приняты постановления «О мерах по развитию экономического и технического сотрудничества с зарубежными странами», «О присоединении России к соглашению Международного валютного фонда», «О межведомственной комиссии по вопросам Всемирной торговой организации», «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости
рубля», «О присоединении к Совету Европы».28
Привлечение иностранного капитала в виде прямых частных инвестиций (в отличие от займов, за которые придется расплачиваться если не нам, то детям или внукам) отвечает государственным интересам России. Разумеется оно должно отвечать и интересам инвесторов. Это может быть предприятие, целиком принадлежащее иностранному капиталу, но действующее в России и действующее эффективно. Оно умножает экономическую мощь нашей страны и богатство, увеличивает (в случае экспорта продукции) валютные поступления, создает новые рабочие места, содействует решению экономических, социальных и экологических задач.
Относительно просто обстоит дело с представительством интересов во внешних связях, в системе международных отношений. В данной сфере именно государство выступает как единственный и полномочный представитель своих интересов их выразитель и защитник.
Во внутренне жизни страны дело обстоит сложнее. Государство также призвано быть выразителем общих интересов и оно осуществляет эту функцию, как правило тем лучше и успешнее, чем более демократичным и правовым является его устройство. Такой подход к роли государства предполагает отказ от его одностороннего рассмотрения. Теоретической и методологической основой подобного осмысления функций государства служит относящаяся еще к 60 -70 -м годам дискуссия о двух сторонах государства: как орудия классового господства и как выразителя общих интересов всех классов и социальных групп, их взаимодействия и целостность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9