Рефераты. Форма государственного устройства Японии в историческом и правовом аспектах






В деятельности японского парламента большая роль отводится работе комиссий.

Комиссии подразделяются на два вида: постоянные и специальные. Каждая из постоянных комиссий отвечает за определенную сферу и рассматривает переданные ей законопроекты, проекты резолюций, ходатайства и т.д. В настоящее время в палате представителей имеется 18 постоянных комиссий, а в палате советников - 16. Численность постоянных комиссий зависит от важности вопросов, лежащих в сфере их компетенции, а также от того, какой палате принадлежит данная комиссия. Самой многочисленной в палате представителей является бюджетная комиссия (50 человек), остальные насчитывают по 30-40 человек. В палате советников бюджетная комиссия состоит из 45 человек, а большинство других - из 10-25 депутатов.

В каждой палате могут создаваться специальные комиссии для изучения вопросов, наиболее важных для палаты или не входящих в компетенцию ни одной из постоянных комиссий. Они работают в течение срока одной парламентской сессии, и по поводу формирования каждой из них в начале работы сессии палата должна принять специальную резолюцию.

Каждый депутат может быть членом нескольких комиссий. Члены постоянных комиссий исполняют свои обязанности до истечения срока их депутатских полномочий, а члены специальных комиссий - до тех пор, пока вопрос, переданный на рассмотрение, не будет решен палатой. Заседания парламентских комиссий являются закрытыми. Присутствие посторонних допускается исключительно с ведома и разрешения председателя комиссии, причем по решению большинства членов комиссии заседание может быть объявлено полностью закрытым.

Помимо комиссий, при палатах функционируют секретариат и законодательное (или юридическое) бюро. Главной задачей секретариата является техническое обеспечение деятельности палат. Возглавляет его генеральный секретарь, избираемый не из числа депутатов. Законодательное бюро разрабатывает законопроекты, проекты поправок, изменений, различные справки и другие документы, необходимые палате в ходе рассмотрения того или иного вопроса.

Депутатам парламента запрещено занимать параллельно какие-либо официальные посты в центральном государственном аппарате (за исключением постов министров кабинета), в органах местного самоуправления, в государственных учреждениях и на предприятиях. Однако запреты не касаются их частного предпринимательства, поэтому многие депутаты являются директорами, президентами, владельцами акций частных фирм.

Депутаты имеют право законодательной инициативы, но их законопроект должны поддержать 20 депутатов в нижней палате и 10 - в верхней. Вне парламента депутаты не несут ответственности в связи со своими речами, высказываниями и голосованием в палате. В течение всего срока своих полномочий депутат пользуется парламентским иммунитетом. Члены обеих палат, за исключением некоторых случаев, не могут быть арестованы в период сессии; арестованные до открытия сессии по требованию соответствующей палаты должны освобождаться из заключения на период сессии. Депутат не может быть лишен своих парламентских полномочий иначе как по решению соответствующей палаты.

Палата может налагать на депутатов взыскания. Основаниями для них служат: нарушение депутатского долга; нарушение дисциплины в палате; подрыв достоинства палаты; употребление невежливых выражений; затрагивание личной жизни других людей.

Существует четыре вида взысканий: предупреждение, оглашаемое в зале заседаний; возложение обязанности принести извинения в зале заседаний; приостановка посещений палаты на определенный срок; исключение из палаты.

Также, в этом вопросе целесообразно отметить основы политической системы Японии, так как без развитого и свободного политического пространства все выше перечисленные нормы существовали бы формально.

В ст.15 Конституция признала неотъемлемое право народа избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности и установила, что все публичные должностные лица являются слугами всего народа, а не какой-либо одной его части. Столь лаконичная традиционная формула народовластия, приведенная выше, может создать впечатление о том, что японские избиратели нужны главным образом для того, чтобы в день выборов определить победившие партии или независимых кандидатов в представительных органах государственной власти и местного самоуправления. На самом деле подобное мнение будет ошибочным и даже отдаленно не напоминающим фактическое состояние дел.

Далеко не в каждом демократическом государстве избиратели, подобно японским, имеют право не только избирать должностных лиц государства и местного самоуправления, но и с помощью специально установленного законодательством механизма влиять на досрочное прекращение полномочий представительных органов местного самоуправления и должностных лиц муниципалитетов, а также судей вплоть до верховных, на отмену неугодных местных законов. Конституционно-правовую основу под реализацию механизма досрочного отзыва заложили упомянутые выше нормы, дающие право каждому обращаться с мирной петицией о возмещении ущерба, о смещении публичных должностных лиц, о введении, отмене или исправлении законов, указов или предписаний, а также по другим вопросам.

Благодаря конституционно гарантированной свободе собраний и объединений создается множество различных организаций: политических, профессиональных, женских, молодежных и т.д. Одних только политических партий здесь зарегистрировано около 10 тыс. Подавляющее большинство из них действует на локальном и префектуральном уровне.

Возможно, многочисленность партий компенсируется другой национальной особенностью: наличием жестких вертикальных отношений между различными элементами системы, напоминающих своим строением пирамиду. На нижних ярусах таких "пирамид" находятся различные профессиональные, крестьянские, женские, молодежные организации, замыкающиеся на верхушку - политические партии. Низовые звенья "пирамид" постоянно оказывают поддержку своим партиям, комплектуют их, распространяют их идеологию.

Многие партии существуют всего несколько месяцев в период предвыборной борьбы, а затем прекращают свое существование до очередных выборов. Появление подобных партий-однодневок возможно по той простой причине, что закон дает возможность любому лицу, выдвигающему свою кандидатуру на выборах, объявить себя и своих сторонников политической партией. В силу этого иногда встречаются политические партии, состоящие исключительно из членов одной семьи. Подчас партии возникают в результате временных верхушечных комбинаций политической элиты. [7]

Благодаря конституционно гарантированной свободе собраний и объединений создается множество различных организаций: политических, профессиональных, женских, молодежных и т.д. Одних только политических партий здесь зарегистрировано около 10 тыс. Подавляющее большинство из них действует на локальном и префектуральном уровне.

Возможно, многочисленность партий компенсируется другой национальной особенностью: наличием жестких вертикальных отношений между различными элементами системы, напоминающих своим строением пирамиду. На нижних ярусах таких "пирамид" находятся различные профессиональные, крестьянские, женские, молодежные организации, замыкающиеся на верхушку - политические партии. Низовые звенья "пирамид" постоянно оказывают поддержку своим партиям, комплектуют их, распространяют их идеологию. [8]

Многие партии существуют всего несколько месяцев в период предвыборной борьбы, а затем прекращают свое существование до очередных выборов. Появление подобных партий-однодневок возможно по той простой причине, что закон дает возможность любому лицу, выдвигающему свою кандидатуру на выборах, объявить себя и своих сторонников политической партией. В силу этого иногда встречаются политические партии, состоящие исключительно из членов одной семьи. Подчас партии возникают в результате временных верхушечных комбинаций политической элиты.

Наибольшим влиянием в стране пользуется Либерально-демократическая партия. Либерально-демократическая партия (ЛДП) создана в 1955 г. в результате объединения Либеральной и Демократической партий. С момента своего создания стала правящей. Партия неразрывно связана с крупным бизнесом и высшей государственной бюрократией, а местные отделения - с администрацией муниципальных образований. Данная особенность ЛДП связана с тем обстоятельством, что она в течение длительного времени практически бессменно находилась у власти. О том, что подобные отношения были не всегда законными и не настолько "тесными", как казалось тем, кто их устанавливал, свидетельствуют достаточно частые скандальные судебные разбирательства.

ЛДП пользуется также значительной поддержкой мелких и средних предпринимателей, части крестьян. Одной из отличительных характеристик данной партии была ее фракционность. В 50-60-е гг. в ней имелось 8 фракций, число которых к середине 70-х гг. сократилось до пяти. Существование фракций давало руководству партии некоторые преимущества, позволяющие достигать решения многих очень важных проблем на неформальном уровне. Например, в соответствии с Уставом ЛДП лидер партии избирается на съезде, фактически же кандидатура лидера утверждается неформальным компромиссным соглашением фракций. Премьер-министр в соответствии с требованиями Конституции выдвигается резолюцией Парламента, фактически же голосование в Парламенте было формальной процедурой, которая назначалась после того, как лидеры фракций договаривались между собой по этому вопросу. Однако отрицательные стороны фракционной структуры всегда беспокоили партийное руководство ЛДП, которое начиная с 1963 г. неоднократно (10 раз!) провозглашало и осуществляло роспуск фракций.

Постоянная борьба фракций за влияние в партии и правительстве создала видимость естественного саморегулирования и привела к установлению в Уставе ЛДП положения о том, что лидер партии занимает свой пост только в течение двух лет.

"Живучесть" фракций, несмотря на кажущийся скандальный и странный характер их деятельности, имеет глубокие политические корни и "сдобрена" национальными традициями. Прежде всего среди причин выживания следует назвать функции, выполняемые фракциями ЛДП. Среди них обычно выделяют следующие: распределение руководящих постов в партии Парламенте и правительстве; сбор и распределение денежных средств на политические цели; оказание поддержки своим членам на выборах; заключение сделок с другими группировками при смене партийного руководства и правительства. Если обобщить перечисленные выше функции, то становится очевидным, что фракциям принадлежит ведущая роль во всестороннем обеспечении кадровой политики, придании ей структурной прочности, стабильности, преемственности и в конечном итоге - жизнеспособности. За время своего существования фракциям удалось выработать неписаные правила, которые неукоснительно соблюдаются, позволяя удовлетворять амбиции фракционных лидеров и одновременно удерживать партию от раскола. Важнейшим из них является цикличный характер смены лидеров у власти: лидеров партии, лидеров фракций, лидеров палат Парламента и т.д. Эта система получила на японском политическом языке специальное название - "дзюнъокури", которое может быть переведено как "вхождение во власть в порядке очереди". [9]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.