Рефераты. Фашизм: сущность, признаки, современность






Давайте охарактеризуем это государство. Проще всего дать характеристику через признаки явления.

К первому признаку тоталитарного фашистского государства следует отнести абсолютную концентрацию власти, реализуемую через механизмы государства и представляющую этатизм, возведенный в высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны: а) соединение законодательной и исполнительной власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти; б) принцип "вождизма" (причем вождь харизматического типа).

В сущности, тоталитаризм и монархия – взаимозаменяющие системы, для которых «вождизм» не является чем-то, пришедшим извне. Он возникает из низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей в вожде как символе нации, особенно в период национальной нестабильности. В качестве примера "вождизма" можно привести принцип "фюрерства" в фашистской Германии. Фюрер стоит во главе государства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера. Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями в строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров безоговорочно подчиняется своему непосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную власть над своими подчиненными[8]. Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, и связь вождя с массами носит скорее мистический, личностный характер и особенно подробно на этом останавливается А. Галкин: «…выдвигается идея о мессианской роли вождя, отмеченного печатью избранности. Фюрера покрывает ореол полной непогрешимости…»[9]. «Фюрер нации стоит выше критики любого немца на вечные времена… Никто не имеет права задаваться вопросом: прав ли фюрер, верно ли то, что он говорит. Ибо, повторяю еще раз, то, что он говорит, всегда верно», - это слова Лея, лидера профсоюзов в фашистской Германии. Реализацию данных идеологические позиций легко подтверждает один известный факт: в апреле 1942 года Рейхстаг объявил Гитлера над законом и «провозгласил его неограниченным владыкой над жизнью миллионов немцев»[10].

Второй признак - однопартийная политическая система, не допускающая никаких иных политических организаций. «Государство – это партия. Партия – это вождь плюс элита … правление государством должно осуществляться через элиту для народа»[11]. Такая политическая система тесно связана с двумя моментами. Во-первых, идеальной основой однопартийной политической системы обязательно становится монистическая (т. е. единая, господствующая, не допускающая плюрализма, идеология, исходящая значительно от правящей партии и не терпящая никакой оппозиции или критики.

Нужно отметить, что тоталитарный режим - детище XX века, он невозможен без достаточно высокого технического развития средств массовой коммуникации, транспорта. Вплоть до XX века политическая деятельность была, как правило, уделом интеллигенции, грамотных, слоев общества, умеющих читать и писать, обращаться через прессу к себе подобным. Научно-технический прогресс XX века значительно расширил возможности коммуникации, повысил социальную мобильность населения. Исключительная роль здесь принадлежит радио, повсеместное распространение которого позволило приобщить к политике широкие слои неграмотного населения, люмпен-пролетариат, что весьма расширило массовую базу политической борьбы[12]. Отличительной чертой тоталитарного режима является то, что он не ограничивается лишь захватом внешних рычагов власти - государственного управления и аппарата насилия. Наличие только названных факторов - признак авторитарного государства, я же в работе рассматриваю фашистское тоталитарное государство. Режиму тоталитарного государства необходимо взять под контроль также и души своих граждан. И здесь важное значение имеет особая роль пропаганды в системе принуждения. Именно пропаганда в рамках общественно-политического движения дает тоталитаризму средства господства над мыслями и чувствами людей, позволяет привить человеку тоталитарное сознание.

Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождается фактическим отсутствием демократических институтов, в результате чего происходит тотальное отчуждение индивида от политической власти. Возможное существование некоторых общественно-политических организаций не меняет сути, поскольку деятельность этих организаций подконтрольна правящей партии и полностью регламентируется государственными органами. Примером могут быть созданные фашистами профсоюзы, основной задачей которых было внедрение мифов в массовое сознание и контроль за ним. Отрицанием демократических институтов тоталитарный режим реализует одну из важных задач - ликвидацию тех промежуточных звеньев, которые стоят между государством и индивидом, в результате чего происходит полное поглощение индивида государством.

Третьим признаком тоталитарного фашистского режима является наличие общественно-политического движения, составляющего массовую социальную базу режима. Остановимся на этом подробнее.

Какова же роль тоталитарного общественно – политического движения (ОПД)? Формируется оно в рамках демократического общества, поскольку любая реакционная структура немедленно подавила бы его на корню как оппозиционное. "Тоталитарные диктатуры могут возникнуть только в условиях массовой демократии и современной технологии"[13], - пишет А.Галкин. В характере тоталитарного режима фактор ОПД занимает определяющее место по следующим причинам. Во-первых, именно через ОПД как социальную базу режима происходит формирование в общественном сознании широких масс населения "тоталитарной идеи" (о данном понятии - ниже). Во-вторых, через ОПД достигается всеохватывающий контроль тоталитарного фашистского государства над всеми проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление тоталитарного господства власти. Каким образом? Дело в том, что все сохранившиеся при фашистском режиме организации (молодежные, профессиональные, спортивные) являются на практике ответвлениями партии-монополистки, с помощью которых она держит под контролем мышление и поведение граждан. В-третьих, в конечном счете ОПД позволяет осуществить  не просто тоталитарный контроль над массами, но сформировать именно позитивное отношение масс к тоталитарному режиму, другими словами, тотализировать массы "изнутри", что, в свою очередь, достигается через атомизацию общества.

Несколько слов о том, что такое "тоталитарная идея". Являясь объединяющим началом тоталитарного общества, она не тождественна идеологии Движения. Идеология - понятие более широкое, включающее в себя и традиционный аспект, общественную мораль, например. Составляющая ядро идеологии "тоталитарная идея" представляет собой полностью искусственную конструкцию, созданную на базе всей совокупности мифов Движения, и заключает в себе основной ценностный критерий организации тоталитарного общества. По сути своей "тоталитарная идея" - та оболочка, в которую завернуто конкретное общество. Именно она и отличает одну форму тоталитаризма от другой.

Наличие общественно-политического движения - массовой социальной базы - создает видимость какого-то подобия "народовластия", демократии, отсюда и определенная устойчивость тоталитарных структур в сравнении с авторитарными. Тоталитарный фашистский режим имеет свои временные рамки и не совпадает с временем существования тоталитарного Движения. Движение имеет период зарождения, становления (до прихода к власти и формирования политического режима) и период внутреннего распада. Так, если говорить о Германии, то фашистский режим там ограничивался 1933-1945 годами, а нацистское Движение 1919-1945-ми. В Испании фашистский режим охватывает период от падения республики приблизительно до начала 1950-х годов, после чего он стал эволюционировать в сторону авторитарного. Фалангистское тоталитарное Движение существовало с 1933 и примерно по 1958 год, затем постепенно стало терять тоталитарный характер.

Признаки тоталитарного общественно-политического движения следующие: цель Движения - установление диктатуры в какой-либо форме; обращение к силе в качестве главного инструмента для достижения цели, а отсюда - террористические потенции Движения; неприятие оппозиционных мнений, непримиримость к другим партиям, движениям; идея мессианства.

Четвертым признаком тоталитарного фашистского режима является государственно организованный террор, основанный на перманентном и тотальном насилии. «Психологической основой тоталитарного режима может быть только всеобщая лояльность граждан, в обеспечении которой террор играет значительную роль, представляя собой, логическое продолжение тоталитарной пропаганды»[14]. Обращенная не к разуму, но к чувствам идеологическая пропаганда тоталитарного режима, являясь по сути своей духовным насилием, дополняется насилием физическим. Исходящие от государства непрерывные акты насилия терроризируют население, порождая неуверенность и страх. Двойной гнет - со стороны пропаганды и со стороны карательных органов государства - разлагает личность, практически гасит ее мыслительные способности, оставляя место лишь почти непроизвольным рефлексам энтузиазма и страха. В конечном счете, такое давление со стороны государства (режима) ликвидирует не только всякую оппозицию, но и любую попытку инакомыслия.

Очень точно описывает состояние индивида в атмосфере террора, исходящего от государства, Ж.Желев: "Систематически совершенствуемый, деспотически осуществляемый государственный террор парализует волю отдельного человека, ослабляет и подтачивает всякую общность. Он въедается в души, как изнурительная болезнь, и - это его последний секрет - вскоре всеобщая трусость становится ему помощником и прибежищем, потому что если каждый чувствует себя подозреваемым, он начинает подозревать другого, а боязливые из-за страха еще и торопливо опережают приказы и запреты своего тирана"[15].

Пятым признаком тоталитарного фашистского режима является экономическая автаркия при жесткой регламентации экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения. Появление тоталитарных тенденций в общественном развитии обусловлёно выходом ряда стран из патриархального состояния и включением их в новую систему государств с развитой экономикой. При этом развивающиеся государства вступают в конфликт с уже развитыми, занимая подчиненное положение, подобное положению полуколоний. Отсюда стремление к экономической автаркии в попытке создания собственной экономической базы как залога независимости.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.