Рефераты. Эволюция политической системы в 70-е гг. 20-го века






Вопреки мнению реально мыслящих идеологов о том, что пока созданы лишь «отсталые формы социализма», Л.И.Брежневым было заявлено, что у нас «построено развитое социалистическое общество». Власть посчитала, что жить по старой сталинской Конституции четыре десятка лет, да еще накануне 60-ой Великой Октябрьской социалистической революции, становится просто неприличным в глазах мирового сообщества, ведь отличительной чертой государства советского типа является, как утверждали его теоретики, динамизм развития. Комиссия активизировала свою работу. Контролировал ее секретарь ЦК КПСС Б.Н.Пономарев. Проект несколько раз обсуждался на заседаниях Секретариата и Политбюро ЦК. 23 мая 1977 г. Конституционная комиссия одобрила в основном текст. На следующий день Пленум ЦК КПСС также одобрил проект Конституции и передал его в Президиум Верховного Совета СССР, порекомендовав последнему вынести проект на всенародное обсуждение. Обсуждение проекта шло в периодической печати и на радио. Письма граждан поступали также в ЦК КПСС, Верховный Совет, Конституционную комиссию. Они были буквально завалены не только поправками к тексту Конституции, но и предложениями об улучшении работы государственных структур, жалобами на их действия. Однако цензура не допускала публикации всех поступавших писем, а часть из них направляли даже в КГБ. 21 июля 1977 г. ЦК КПСС принял постановление «о ходе всенародного обсуждения Конституции СССР», которое предлагало активизировать работу с предложениями граждан, обратив особое внимание на разбор их жалоб и просьб.

В настоящее время большинство исследователей считает, что Конституция 1977 г. является редакцией Конституции 1936 г. Действительно в ней сохранены основные положения сталинской Конституции. В то же время она несколько увеличилась по объему. Из Конституции исключили детали регламентационного характера, добавили положение о запрете преследования граждан за критику. Местные органы власти стали именоваться Советами народных депутатов. Увеличился срок их полномочий. Главным же отличием Конституции 1977 г. была ее

преамбула, где в пяти положениях давалось определение понятия «развитого социалистического общества».

Конституция предусматривала принятие важнейших законов – Регламента Верховного Совета и закона о Совете Министров СССР, о Верховном Суде, о Прокуратуре и др. Их действительно приняли в течение ближайших лет. На базе союзной Конституции формировались аналогичные акты и в республиках.

Статьи Конституции о правах и свободах граждан во многом были заимствованы из прежней Конституции. Как и сталинская эта Конституция была на первый взгляд самой демократичной в мире, поскольку служила фасадом для внешнего мира. Однако ее статьи не были рассчитаны на безоговорочное применение.

Авторы проекта Конституции в полном соответствии с господствовавшей в стране идеологией обошли вниманием национальный вопрос. Считалось, что, с одной стороны, он решен, а с другой – федеративное устройство страны дает возможность каждому народу разбираться со своими национальными проблемами. Видимо, поэтому авторы текста Конституции пошли на упразднение весьма скудного перечня компетенции союзных республик, ограничившись указанием на ст.73 с перечислением предметов СССР.

Текст Конституции не оставался неизменным до конца – процедура внесения в нее поправок была чрезвычайно проста.






























                Гедеократия в СССР.

Период 70-х г. породил свою идеологию. Идеологическое обеспечение курса руководства базировалось на двух выдвинутых с партийных трибунах тезисах : о перманентном обострении идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем; о построении в СССР «развитого общества» (позже дополненного тезисом о необходимости «совершенствования развитого социализма» как главной задаче на обозримое будущее).

Первый из них призван был «обосновать» в глазах общественности преследование всех несогласных с партийным диктатом как проводников «буржуазного влияния» внутри страны. Второй – устранив из политического обихода полностью дискредитированный хрущевский лозунг «развернутого строительства коммунизма», дать «теоретическую» базу для нескончаемых пропагандистских упражнений на тему о «продвинутости» и «зрелости» советского общества по отношению к предшествующим этапам, о «коренных преимуществах развитого социализма» перед «загнивающим капитализмом».

Начинается смещение акцентов   с пропаганды целей коммунистического строительства на пропаганду уже достигнутой ступени развития. Правда, пропаганда не могла ответить на вопросы, почему при «развитом социализме» ощущается нехватка продуктов, товаров широкого потребления, растут негативные тенденции в обществе: алкоголизм и спекуляция, коррупция и падение дисциплины, апатия и карьеризм. Но такая цель не ставилась. Требовалось оправдать все существующие в реальности, показать это как наивысшее достижение человеческой цивилизации, а все негативные кризисные явления свести к «отдельным недостаткам». Анализ реальных противоречий общественного развития подменялся догматическим комментированием цитат из речей и выступлений Брежнева, подготовленных для него аппаратом. Разрыв между пропагандистскими штампами и реальностью порождал массовый скептицизм, недоверие к партийным решениям. Теория обострения идеологической борьбы на практике вылилась в систему запретов, ограничений во многих отраслях научной, культурной, всей духовной жизни. Все это приводило во внешнеполитической пропаганде к культивированию « образа врага», неприятию нарастающего значения глобальных проблем.

Путем навязывания догмы о том, что «реальный социализм» в СССР и Восточной Европе во всех отношениях выше и перспективней в историческом плане, чем рыночное хозяйство и демократические структуры Запада , руководство КПСС попыталось предотвратить процесс разложения коммунистического движения в Западной Европе. Итогом стало неуклонное ослабление компартий, все более старевших и превращавшихся в небольшие секты.

Литидогматические тенденции, проявившиеся в ряде исторических, философских, экономических исследований в 60-е г. были подавлены. Ученых-обществоведов, пытавшихся с научных позиций анализировать события прошлого и настоящего, лишили возможности  продолжать свои исследования. Особенно негативную роль в укреплении позиций догматизма сыграли М.А.Суслов и С.П.Трапезников. Они опирались не только на мощный идеологический аппарат, но и на значительную часть обществоведов, сделавших научную карьеру на послушном комментировании официальных документов. Даже робкие попытки некоторых

экономистов поставить проблемы функционирования рыночного хозяйства подвергались разгромной критике.

Идейный догматизм, однако, оказал воздействие на определенную часть населения, которая сформировалась под влиянием пропагандистских установок, нацеленных на восхваление застойных явлений, при отсутствии информации о многообразии социально- экономических процессов в мире. Советскому обществу настоятельно требовались  новые концепции развития, основанные на гуманистических ценностях. Вместо этого началось сначала  осторожное, а затем все более открытое оправдание сталинщины.

Шлифовка идеологии тоталитаризма конца 60-х – начала 80-х  г.г. сопровождалась постепенным  разложением общества сверху донизу, начиная с утверждения  двойной морали, двойных стандартов жизни  -  официальных и реальных  -  и кончая сращиванием партийно-государственной номенклатуры с преступным миром. Все более иллюзорной становилась одна из основных задач, провозглашенных идеологией, - обеспечить превосходство в экономическом соревновании с капиталистической системой. Единственной  областью, в которой был достигнут успех ценой гигантского напряжения сил и ущерба жизненному уровню народа, была военная.




































                Ростки «антисистемы».

 В конце 60 – 70-х г.г. оппозиционные настроения в обществе прибрели достаточно широкий характер. Наиболее выражение они проявились в диссидентском движении. В отличие от общепринятого употребления этого термина, в 70-е г.г. диссидентами стали называть тех представителей общества, которые открыто выражали несогласие с общепринятыми нормами жизни в стране и предпринимали конкретные действия, подтверждая свою позицию. В большинстве своем это были люди, выросшие и воспитанные при советской  власти. Таким образом, диссидентство как  общественно-политическое явление явилось порождением самой системы организации советского общества. И было одним из ярких направлений нравственного  сопротивления тоталитаризму.

В исследованиях последних лет диссидентского движение классифицируют по следующим основным  направлениям:

         гражданские движения («политики»), самым масштабным, среди которых было        правозащитное движение; религиозные течения (евангельские христиане, адвентисты седьмого дня и др.); национальные движения.

 Особым явлением 60 – 70-х г.г. были национальные движения. Их характерные черты: массовость, наличие признанных лидеров, конкретных программ достижения главной цели – национального освобождения, связь с зарубежными  националистическими центрами, довольно широкий социальный состав и реальные результаты деятельности.

  Характерной особенностью оппозиционных движений  середины  60-х  -  середины 80-х г.г. стало значительное расширение их социальной базы. Как и прежде, основу составляла интеллигенция, но  оппозиционные настроения охватили все слои населения. Широко распространились они и в среде рабочего класса, который, как известно, декларировался в качестве «ведущей силы общества».

  Признанным лидером правозащитников к середине  с 70-х г. стал А.Д.Сахаров. В марте 1971 г. А.Д.Сахаров направил на имя Брежнева «Памятную записку». Она стала  подлинной программой диссидентского  движения. В качестве первоочередных мер он предлагал провести амнистию  заключенных,  обеспечить гласный суд по политическим делам, запретить использование психиатрии в политических целях и т.д. А в перспективе – развитие гласности, демократии, экономического и политического плюрализма. В сентябре 1971 г. он обратился к членам Президиума Верховного Совета СССР, изложив свой взгляд на проблему свободной эмиграции. Ответа не последовало, но в феврале1973 г. Секретариат ЦК КПСС принял решение «об исключении имени академика Сахарова в официальных публикациях советской прессы».

Именно на этот исторический период приходится пик политической, общественной и литературной активности одного из корифеев диссидентства – А.И.Солженицина. В сентябре 1973 г. А.И.Солженицин направил в Кремль «Письмо вождям Советского Союза», которое содержало в себе мотивы неословянофильства, на основании чего некоторые исследователи относят его к идеологам «почвеннического» течения в диссидентстве. В феврале 1974 г. писатель был

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.