Рефераты. Этнополитичесские конфликты на Северном Кавказе






Основание для выделения этого типа этнических конфликтов – «сферный» подход к анализу общественных процессов и степень институционализации конфликта.

Политический аспект большинства этнических конфликтов настолько очевиден, что весьма распространённым является мнение, что именно политики, добиваясь своих корыстных интересов, генерируют этнические конфликты. Действительно, в большинстве полиэтничных стран существуют партии, сформированные по этническому принципу, этнический электорат, этническая политическая элита, этническая политическая идеология. Было бы, однако, неверным считать все эти явления причинами и источниками этнических конфликтов. Политический этнический конфликт есть проявление, обнаружение существующего в обществе этнического раскола через механизмы политической деятельности. Специфика этнополитического конфликта заключается в том, что он является одним из наиболее часто встречающихся типов этнического конфликта в современном мире, и объясняется это всеобъемлющей ролью политики в цивилизации ХХ века.

Политический этнический конфликт можно рассматривать и как фазу развития этнического конфликта с точки зрения его институционализации. Предпосылки для формирования этнополитического конфликта возникают на ранних стадиях развития этнического национализма, когда формируются этнические элиты, их ассоциации и соответствующие идеологии.

Основная причина этнополических конфликтов – противоречия между политическими статусами этнических групп. В качестве объективного фактора, развертывающего этнополитический конфликт, выступает этносоциальная динамика общества, следствием которой является несоответствие между социально – экономическим и культурным статусом этнической группы, с одной стороны, и ее политическим статусом – с другой.

В любом полиэтничном обществе существует более или менее выраженная этнополитическая иерархия, которая устраивает одни этнические группы и не устраивает другие. Этнополитический конфликт складывается тогда, когда одна этническая группа, социально экономический и культурный статус которой повысился, начинает претендовать на свою долю в государственной власти, в то время как другая этническая группа стремится этого не допустить.

Существуют различные варианты действий этнических групп в таких условиях, и выбор между ними осуществляется, прежде всего, в зависимости от типа политического режима. Так, в условиях демократических обществ доминантная этническая группа прибегает к таким методам, как усложненный избирательный закон, цена оседлости для избирателей, требования знания титульного этноса для участия в политическом процессе, специально продуманная система избирательных округов с целью уменьшения возможного представительства нетитульных этносов в органах государственной власти, перегруженность избирательных участков и т.д.

В обществах с неразвитыми демократическими традициями борьба этнических элит за власть зачастую превращается в затяжные кровавые этнические столкновения. Такая ситуация характерна для некоторых азиатских и многих африканских государств.

Главным фактором конфликтов является различие интересов.

Среди которых важнейшими являются: перераспределение властных функций между этническими политическими элитами; доступ граждан к политическим институтам независимо или в зависимости от этнической принадлежности; права этнических групп на создание собственных политических объединений. Надо учесть, что этническое распределение власти имеет зачастую не только и даже не столько практический, сколько символический характер.

Л. Козер – конфликт – это борьба за ценности и претензии на определённый статус, власть и ресурсы, в котором целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Этнополитический конфликт проходит несколько основных этапов развертывания. Первый этап, наступающий вслед за осознанием этнической группой своей идентичности или изменившегося положения в этнической иерархии, – формирование политических этнических элит. Эту стадию развития этнополитического конфликта можно обозначить как раннюю формативную фазу. Следующая фаза – мобилизационная, содержанием которой является мобилизация элитой одноэтничного населения на основе общих символов, идеалов и ценностей. Этномобилизационный процесс свидетельствует о завершении латентной фазы конфликта или предконфликтного состояния и формировании предпосылок перехода к актуализированной фазе. Однако такой конфликт пока ещё неверно назвать этнополитическим. Таковым он становится, когда обе стороны имеют институционализированный характер, и институционализация сторон этнического конфликта – третья фаза развертывания этнополитического конфликта, следующая вслед за мобилизационной. Создаются этнические политические партии, движения, другие общественные организации, действующие как легально, так и нелегально. В обществах, расколотых не только по этническому, но и другим социальным признакам, например, классовому возникает сложное переплетение этнических и внеэтнических мотивов в институционализации этнических элит.

Одним из распространенных способов институционализации этнических элит являются непартийные и надпартийные формирования, например, культурные общества, ассоциации, формально не претендующие на свою долю в органах государственной власти, но ориентированные на влияние на политический процесс. Этнические институты имеют противоречивое воздействие на динамику конфликта и могут содействовать как эскалации, так и деэскалации конфликта. Однако сам факт институционализации этнических элит, появления этнических партий или политических разделов в программах и иных документах непартийных этнических структур свидетельствует об углублении этнического раскола в обществе и нарастании этнической напряженности.

И заключающий этап развёртывания политического этнического конфликта – объявления этническими институтами требований о перераспределении власти по этническому принципу. Этнический конфликт приобрел выраженные черты этнополитического конфликта, это соответствует фазе оглашения неудовлетворенности одной из сторон своим положением и намерения его изменить, и далее этнополитический конфликт наиболее вероятно будет развиваться по модели, описанной в третьей главе.

Высшим типом этнополитического конфликта является международный конфликт, в том случае, если в его основе лежат межэтнические противоречия. В течение длительного времени сложилось своеобразное разделение труда между специалистами в области теории конфликтов: социологи, психологи, антропологи и другие специалисты занимались изучением внутренних конфликтов, а изучение международных конфликтов стало исключительно прерогативой специалистов по международным отношениям. Результатом этого явилось то, что международные конфликты почти не рассматриваются в категориях теории межэтнических отношений. Между тем многие межгосударственные конфликты не просто напоминают расширенный этнический конфликт, но и фактически являются таковыми. Несмотря на взаимоналожение различных факторов, этническое происхождение имели обе мировые войны.

Идеологической основой этнополитических конфликтов является национализм. Как идеология национализм включает в себя три основных идеи. Во-первых, это представление о том, что некоторое сообщество, сложившееся на основе этнических признаков и этнической самоидентификации, должно институционально и законодательно оформиться, чтобы обеспечить свое будущее. Во-вторых, это утверждение, что только таким образом оформленное сообщество сложится как нация, и это есть самый важный признак социально-политической организации человечества. В третьих, это убеждение в том, что обеспечить интересов других наций. Идеология национализма сформировалась в ХIХ веке и оказала решающее влияние на дальнейшую политическую организацию человечества. Сложилось представление о том, что естественной формой бытия нации является национальное государство, и вот уже в течение почти двух веков эта идея владеет умами человечества.


2. Определение и классификации этнических конфликтов


Межгрупповые отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества вносятся многочисленными конфликтами. Когда мы говорим – межгрупповые конфликты, на ум приходят революции, религиозная нетерпимость, межэтнические столкновения, соперничество между полами, острые трудовые споры. Русско-американский социолог П. Сорокин подсчитал, что за 24 века в истории человечества на четыре мирных года приходится один год, сопровождающийся насильственными конфликтами – войнами, революциями, бунтами. Среди межгрупповых (или социальных в широком смысле слова) конфликтов обычно выделяют:

·     Политические конфликты, когда борьба идёт за власть, доминирование, влияние, авторитет;

·     Социально-экономические (или социальные в узком смысле слова) – «между трудом и капиталом», например между профсоюзами и работодателями;

·     Этнические – по поводу прав и интересов этнических общностей. 1

Основные свойства этнических конфликтов, роднят их с другими типами социальных конфликтов, так как в их основе лежит неравномерное распределение между группами власти, могущества и ресурсов. На психологическом уровне любые конфликты проявляются в восприятии расхождения интересов.

Но необходимо учитывать, что особенности этнических конфликтов носят социокультурный характер из-за различий в языке, религии обычаях и особенностях ментальности вовлеченных в конфликт этнических общностей. Например, в основе многих подобных конфликтов лежат разногласия по поводу использования языков и проведения языковой политики. Межэтническая напряженность очень часто сопровождается напряжённостью межконфессиональной. Этнические конфликты обостряются из-за предпочтения вовлеченными в конфликт сторонами разных способов их урегулирования: в одной культуре могут предпочитать избегание конфликтов, а в другой – прямую конфронтацию.

Можно согласиться с В.А. Тишковым, что в наши дни этнических конфликтов в «Чистом» виде фактически не существует. В реальности мы встречаемся с взаимопроникающими конфликтами, которые создают питательную среду друг для друга. Неудивительно, что даже специалисты – конфликтологи часто не могут прийти к единому мнению, с каким конфликтом имеют дело – с этническим в политическом камуфляже или наоборот. Видимо, к категории этнических практически все открытые конфликты на территории бывшего СССР, поскольку «в силу полиэтнического состава населения бывшего СССР и нынешних новых государств…фактически любой внутренний конфликт, социально-экономический или политический по своей природе, обретает этническую окраску, что, как правило углубляет и осложняет возникающие противоречия, давая конфликтам дополнительный эмоциональный фон».

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.