- знать (дворяне, которые пользуются богатством без добродетели и занимают высокое положение не по заслугам, стремятся к власти; вельможи, лучшие люди, именитые граждане, которые занимают высокое положение в обществе благодаря собственным заслугам и талантам; они обязаны думать о благе государства, а государство должно думать об их благе);
- государь, который превосходит народ в умении издавать законы, устанавливать новый строй, устранять опасность. Он способен решительно и быстро действовать. Назначает на должности по соображениям преданности. 3. Республика – лучшая форма государственности. Смешанная форма государственного правления, при которой выборный правитель обладает высшей исполнительной властью, аристократия – высшей законодательной и судебной властями, а народ – правом избрания всех должностных лиц, в том числе правителя. Такое распределение обязанностей между людьми соответствует их характеру. Республика удовлетворяет этому условию. 4. Роль церкви. Церковь – религия – необходимый элемент любого государства, так как она служит укреплению власти и объединяет людей в государстве. Соответственно, религиозность народа нужно поддерживать, так как верующим народом легче управлять. Впрочем, Макиавелли выступает за возвращение к религии античности, так как в христианской религии главное – служение, покорность, а античная религия пропагандирует подвиги. 5. Макиавелли отделяет политику от морали и государя, от частного человека. Все человеческие слабости, пороки, добродетели он делит на вредные, полезные и безразличные. Ни один человек не может иметь всех добродетелей. Государям следует избегать тех пороков, которые могут привести к потере власти. Для государя важно:
- не быть щедрым, так как щедрость истощает казну;
- не злоупотреблять милосердием, так как лучше, чтобы народ не любил, а боялся; люди неблагодарны и непостоянны;
- подданным надо давать чувствовать абсолютную непререкаемость государственной власти;
- государь должен опасаться, что его непостоянство, узкомыслие, изнеженности вызовут презрение подданных и приведут к возникновению заговора;
- правитель должне обладать хитростью лисицы и отвагой льва. Главное, о чем должен заботиться государь, – сохранение и упрочение власти и государства.
6. Политическая мысль периода буржуазных революций XVII-XVIII вв. (Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо). Политическую мысль этого периода можно разделить на 3 идеи: теория общественного договора (Гоббс), теория естественного права (Локк), теория разделения властей (Монтескье). Томас Гоббс. Гл. произведения: «Философское начало учения о гражданине», «Левиафан». На идеи Гоббса большое влияние оказала английская буржуазная революция. По его мнению, созданию государства предшествовало догосударственное существование, может быть, это было состояние войны всех против всех. Люди – существа разумные, нашли выход из хаоса и заключили общественный договор. Они согласились передать все свои права одному человек или группе лиц в обмен на закон и безопасность. После возникновения государства люди не имели возможности изменить форму правления. Идеальная форма государства – монархия, в которой правитель действует на основе закона. Джон Локк. Гл. работы: «Два трактата о государстве и правлении». Локк исходил из предпосылки, что перед государством было естественное состояние, то есть состояние равенства и свободы. Свобода человека не абсолютная, поэтому и власть не может быть абсолютной. В государстве все должны подчиняться законам, подданные могут обсуждать действия правительства и создавать новую форму государства, если данная их не устраивает. Если нарушаются естественные права граждан, то подданные могут отказаться от власти. Шарль-Луи де Монтескье. Гл. работы: «Персидские письма», «О духе законов». По мнению Монтескье, основная ценность – это политическая свобода. Для ее обеспечения необходимо иметь справедливый закон и надлежащую организацию общества. Законы должны быть естественными и позитивными; они должны соответствовать природе и форме правления, географическим факторам, образу жизни населения, традициями и т.п. Монтескье считал, что лучший тип общественного устройства – конституционная монархия. А вообще, оптимальная форма правления зависит от размеров территории государства: для небольших – республика, для средних – монархия, для больших – деспотия. Монтескье создал теорию разделения властей монарха на законодательную, исполнительную и судебную. Жан Жак Руссо. Гл. работы: «Об общественном договоре». Естественно состояние – ни рабов, ни господ. Так как люди передают власть, свои права на основе договора, то суверенитет власти принадлежит народу, следовательно, идеальная форма государственного устройства – демократия. Для эффективного ее осуществления необходимы социальное равенство (частная собственность должна быть распределена равномерно), политическое единство и прямая форма демократии. Руссо считал, что волю отчуждать нельзя, следовательно, она не может быть представлена. Значит, представительная власть – это рабство. Демократия и свобода существуют только там, где законодателем является сам народ.
7. Понятие, сущность и структура гражданского общества. Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими. Красной нитью в гражданском обществе практически всеми учеными проводится идея человека. Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Структура гражданского общества:
1) негосударственные социально-экономические отношения и институты
(собственность, труд, предпринимательство);
2) совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
3) общественные объединения и организации;
4) политические партии и движения;
5) сфера воспитания и негосударственного образования;
6) система негосударственных средств массовой информации;
7) семья;
8) церковь;
9) и т.п. Признаки гражданского общества:
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- самоуправляемость;
- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
- жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);
- многоукладность экономики;
- легитимность и демократический характер власти;
- правовое государство;
- сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
- и др.
8. Марксистская политическая теория и ее место в истории общественной мысли Основные положения концепции К. Маркса: 1) Всю историю развития общества в соответствии с господствующими отношениями собственности можно разделить на 5 общественно-экономических формаций:
- первобытно-общинная
- рабовладельческая
- феодальная
- капиталистическая
- коммунистическая (социализм -> коммунизм) 2) Государство возникает в результате социального расслоения и деления общества на классы. Отсюда возникает тезис об отмирании государства на этапе коммунизма. При коммунизме не будет классов, следовательно, все люди будут равны. Власть в государстве осуществляется в интересах экономики господствующего класса. 3) Политика – это концентрированного выражение экономики. Экономика первична, политика вторична. Политика относительно самостоятельна и влияет на экономические отношения, убыстряя или замедляя ход экономических процессов. 4) С точки зрения Маркса, пролетариат – главная движущая сила истории, ему принадлежит будущее. 5) Каждая эпоха выдвигает своего лидера. Этот процесс и закономерен, и случает. Случайность состоит в том, именно этот человек стал лидером.
9. Политические учения в России периода образования централизованного государства (теория «Москва – третий Рим», И. Пересветов) Этот период характеризуется возникновением политической мысли под вильным влиянием христианства. Основные идеи этого периода:
- независимость русского государства;
- необходимость объединения всех земель;
- необходимость сильной самодержавной власти, которая опирается на людей среднего достатка и способно преодолеть междоусобицы и защитить страну;
- об особой исторической миссии России.
Теория «Москва – третий Рим»
Ее разработал монах Филофей Псковского монастыря посланием царю Василию III и Ивану Грозному. Митрополит Зосим впервые употребил выражение «Москва – третий Рим» в 1492 г. История человечества представляет собой историю трех великих государств, судьба которых направлялась Богом: Рим (пал в 476 г.), Византия (завоевана в 1453 г.) и третьим Римом должна стать Москва – хранительница православия, которая будет им до конца света. Четвертого Рима не будет. Царь поставлен Богом и он – слуга божий. Он – хранитель православия и защитник всех христиан. Он должен, поскольку церковь – одно из подразделений государства, о церкви заботится. Священники имеют право говорить царю правду. Судьба России неотделима от судьбы православия. Доказательства избранности России Богом: - все остальные царства попраны и захвачены неверными. Россия же сбросила татарское иго, сохранила верность православию; - Россия успешно обороняет границы; - Россия возвышается в глазах современников, благодаря успехам на дипломатическом поприще. В этой теории нет элемента агрессии, нет призыва к насильственному захвату других территорий и принудительному обращению в христианство. Эта теория стала официальным признаком доктрины, ее отдельные формулировки воспроизведены в чине венчания Ивана Грозного на царство. В 1759 году монаха Филофея казнили.
Иван Семенович Пересветов
Пересветов написал две «Челобитные» (большую и малую) Ивану Грозному, в которых изложил свою концепцию укрепления самодержавия и установления абсолютной монархии. Его концепция содержит следующие положения: 1) Военная реформа. Должно быть организовано постоянное хорошо обученное общерусское войско большой численности. Должна быть введена строгая дисциплина. За побег с поля боя – смертная казнь. 2) Централизованная судебная система. Единое законодательство. 3) Финансовая реформа. Все налоги платятся только в государственную казну, вместо наместнического порядка сбора и распределения доходов. Наместничество ликвидируется. 4) Ликвидировать все формы кабальной зависимости, особенно холопство, так как холопы – плохие воины, которые перейдут на сторону врага, если он пообещает им свободу. Вообще, порабощение несовместимо с идеалами христианства. 5) Присоединение Казанского Ханства. Перенесение столицы в Нижний Новгород. 6) Ограничение самовластия бояр, их беззаконие вредит не только подданным, но и подрывает авторитет церковной власти.
10. Идеи просвещенного абсолютизма в России (Ф. Прокопович, В. Татищев) Эпоха просвещенного абсолютизма (XVII-XVIII вв.) – это период становления и укрепления абсолютизма, период обоснования его необходимости и правомерности. Начиная с XVII века слабее влияние религии на политическую мысль. В этот период большее влияние имеют идеи французского просвещения, но идеи разделения властей, общественного договора, естественных прав личности укорениться в русском общественном сознании не смогли. Феофан Прокопович. Гл. работа «Сочинение о власти и чести царской» Один из сподвижников Петра I. Видный деятель церкви – епископ Псковский, архиепископ. Разработал духовный регламент, который устанавливал приоритет светской власти над церковной. С его точки зрения, естественное «догосударственное» состояние – состояние войны. По внушению Бога люди заключают общественный договор и передают свой суверенитет государю. Идеал – неограниченная монархия, выборная или наследственная. Эта форма правления предпочтительнее, так как монарх передает процветающее государство специально подготовленному преемнику. Монарх должен регламентировать все стороны жизни подданных (мода, одежда, церемонии и др.). Монарх – это слуга божий с одной стороны, слуга народа – с другой. Монархов нельзя критиковать или хвалить, так как они суть Боги. Монарх – это просвещенный государь, который заботится не только об общем благе, но и о распространении просвещения народа, искоренении предрассудков, осуществлении хорошего управления страной. Таким образом, Прокопович сумел соединить элементы общественного договора и догматы богословия. Василий Никитович Татищев. Гл. работа «История российская с самых древнейших времен». Татищев – русский историк, сторонник естественного права и договорного происхождения государства. По его мнению, созданию государства предшествовало несколько договорных стадий. Сначала были договор супружества, договор между родителями и детьми, договор между господами и слугами, и только потом – договор о создании государства. Для России наилучшая форма правления – конституционная монархия с двухпалатным выборным органом. Монарх должен править, опираясь на закон, и заботиться о развитии просвещения и науки. Татищев критиковал крепостное право, но выдвинул ряд доводов против его отмены. Он считал, что это породит в государстве смуту, что без опеки мудрого помещика ленивый и невежественный мужик неизбежно погибнет, что крепостное право – право договорное, своеобразный договор найма, и его нельзя расторгнуть по требованию одной из сторон.
Страницы: 1, 2