Рефераты. Договора ОСВ 1 и ОСВ2. Проблемы ратификации






Широкая серия соглашений и принципиальных дого­воренностей между государствами противоположных со­циальных систем — прежде всего между могущественными ядерными державами СССР и США — способствовала оздоровлению международного климата в начале 70-х го­дов, возведению реальных барьеров на пути военной гон­ки. Однако и в этих условиях по каналам, не перекрытым  первыми соглашениями об ОСВ, в Соединенных Штатах продолжалось развертывание ракетно-ядерных вооруже­ний, велась и даже ускорялась разработка нового поколе­ния стратегических систем оружия.

Правда, в условиях позитивных перемен на мировой арене и изменившейся обстановки внутри США военно-промышленному комплексу, его покровителям и приспеш­никам стало гораздо труднее оправдать дальнейшее со­вершенствование средств глобальной термоядерной вой­ны. Им приходилось прибегать к разного рода уловкам, изобретать новые «аргументы», в числе которых был и тезис о том, что гонка вооружений по отдельным направ­лениям якобы не противоречит и не вредит разрядке, а  является «естественным и независимым» процессом.

Такая постановка вопроса категорически отвергалась  Советским Союзом. Уделяя должное внимание обороноспособности, Советское правительство неизменно подчеркивало несовместимость мирного сосуществования и гонки вооружений, добивалось ее прекращения. Выступая в 1973 г. на Всемирном конгрессе миролюбивых сил, Л. И. Брежнев указал: «Разумеется, дальнейшее расши­рение подхлестываемой агрессивными кругами империа­лизма гонки вооружений и начавшаяся разрядка между­народной напряженности — это два процесса, идущих в противоположных направлениях. Бесконечно развиваться, так сказать, на параллельных курсах они не могут. Если мы хотим, чтобы разрядка и мир были прочными, необходимо остановить гонку вооружений»[48].

    Но несмотря на это в ходе визита Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в США в июне 1973 г. было подписано историческое Соглашение о предотвращении ядерной войны. В результате третьей встречи в верхах в Москве летом 1974 г. были заключены новые договоренности: протокол к Договору об ограничении систем ПРО, а также Договор об ограничении подземных ядерных испытаний.

Придя в 1974 году на пост министра обороны Шлесиджер начал внедрять свою концепцию, основанную на внедрении новых технологий.

  Не остались без внимания министра обороны и про­граммы повышения живучести и надежности систем уп­равления, контроля и связи, в том числе создание усовер­шенствованного командного поста на самолете. Так назы­ваемая «Буферная система командной информации», основанная на повой электронно-вычислительной технике, позволяла, не выходя из пункта управления пуском, быстро перенацеливать МБР на значительное число разнообраз­ных объектов. Наконец, развитие космических систем наблюдения тоже поднялось на качественно более высокий уровень. «Программа 647» геосинхронных спутников обе­щала обеспечить наблюдение за интересующими районами и объектами «в реальном времени» (то есть с одновремен­ной передачей информации на принимающие станции). Эти спутники должны были также осуществлять засечение ядерных взрывов с помощью инфракрасных датчиков,  определять их мощность и давать оценку причиненного  ущерба.   [49]                                 

Все эти достижения технического прогресса министр обороны Шлесинджер решил положить в основу своих стратегических концепций, которые вынашивал задолго до прихода в Пентагон. При этом в конце 1973 г.— начале 1974 г. он начал запугивать конгресс и общественность США мнимой «угрозой контрсилового отставания» от СССР, с тем чтобы добиться ускорения разработки соответ­ствующих качественно новых стратегических систем Сое­диненных Штатов. Отражение этих замыслов проскользну­ло в одной фразе из доклада министра обороны в 1974 г.: «Теперь, когда Советский Союз догоняет нас в технологии головных частей (баллистических ракет) —сказал министр — мы должны возобновить наши усилия, чтобы сохранить опережение в этом критическом аспекте стратегического баланса».[50]                             

«Превосходство», которого надеялись достичь Шлесинджер и его сторонники на пути качественного совершенст­вования американских ядерных сил, могло в большой мере быть лишь условным. Как раз такого рода условия и предполагала сформулировать и навязать Советскому Союзу стратегическая концепция Шлесинджера. Главная идея министра обороны,  состояла в выдвижении такой стратегии, в которой «взаимное гарантированное уничтожение» было бы вынесено как будто «за скобки» ядерного баланса. Из фактора, сдерживающего применение ядерного оружия, Шлесинджер решил сделать эту ситуацию условием, спо­собствующим созданию кредитоспособной угрозы приме­нения ракетных сил.

Для этого, рассуждал он, Соединенным Штатам нужно построить потенциал нанесения эффективных «избира­тельных» ядерных ударов по наземным стратегическим силам и другим военным и экономическим объектам дру­гой стороны. Если такие атаки не повлекут больших со­путствующих жертв среди ее гражданского населения, то ответный удар по американским населенным центрам сдерживался бы мощным резервным потенциалом США, способным уничтожить города противника . В этом слу­чае последнему останется или бездействовать, или тоже отвечать «ограниченными» ударами, в нанесении которых Соединенные Штаты должны были иметь преимущество, благодаря точности и гибкости своих стратегических сил. Угроза «избирательной ядерной войны», с точки зрения Шлесинджера, могла бы стать новой формой «ядерного превосходства» США и орудием внешнеполитического дав­ления даже в ситуации общего военного равновесия.  Суть идеи сводилось к тому, что если одна из сторон сумеет найти путь для ликвидации способности другой к гибкому и контролируемому ответу, она получит возможность оказывать давление на противника и добиваться уступок, не навлекая всеобщую катастрофу.  

Попытки американских кругов, их промышленных и научных подрядчиков приобрести военное превосходство и перевести его в политическое преоб­ладание подстегивали гонку вооружений, увеличивали угрозу войны и поэтому были чреваты реальными негативными последствиями. Безуспешные усилия такого рода предпринимались Соединенными Штатами на пороге   60-х, а затем и на пороге 70-х годов. Но в итоге каждого очередного витка гонки вооружений военное равновесие опять восстанавливалось, правда всякий раз на все более высоком уровне разрушительных потенциалов. Искомые плоды этих замыслов, не удававшихся в прошлом, когда США были уверены, что обладают большими преимущест­вами по всем параметрам стратегической мощи, стано­вятся еще более иллюзорными при нынешнем соотноше­нии сил в мире, в принципиально иной ситуации па международной арене и внутри США. Поэтому стратегия «избирательных ядерных ударов» и в военном, и в поли­тическом отношении была еще менее состоятельной, чем стратегия «контрсилы» и «ограничения ущерба» Макнамары, которую сам Шлесинджер саркастически назвал «зыбучими песками».

Новым президентом США в 74 году стал Дж. Р. Форд. По отношению к Советскому Союзу Форд традиционно придерживался  весьма жесткой линии – «никаких уступок, никаких сделок». Став президентом США, Форд воздержался от новых назначений на ключевые должности военно-политического аппарата. Несмотря на все это, новый президент проявлял заинтересованность в продвижении вперед на советско-американских переговорах.

Но самую большую роль в продвижении на переговорах об ОСВ играла сохранявшаяся ситуация ракетно-ядерного равновесия между СССР и США, конструктив­ная политика Советского Союза, объективная заинтересо­ванность двух держав в последующей договоренности в этой области. После 1972 г. на втором этапе переговоров об ОСВ американская сторона поставила вопрос об уста­новлении «равных потолков» на стратегические силы двух держав. Совершенно естественно, что СССР поднял вопрос об учете в таких потолках американских средств передового базирования. Он действовал в соответствии со своим официальным заявлением при заключении согла­шения 1972 г., что к этому вопросу необходимо вернуться при подготовке долговременного договора. В течение двух лет в Женеве не удавалось достичь соглашения, хотя предпринимались некоторые частичные и предваритель­ные шаги к его заключению. В частности, еще до прихода к власти президента Форда, в июне 1973 г. на встрече в верхах в Вашингтоне было решено, что постоянное согла­шение будет подписано в 1974 г. и включит как количе­ственные, так и качественные ограничения стратегических наступательных вооружений — на основе принципа оди­наковой безопасности сторон и недопустимости получения ни одной из них односторонних преимуществ . На мос­ковской встрече советского и американского руководст­ва в июле 1974 г. было согласовано, что новый до­говор должен «охватывать период до 1985 г. и касаться как количественных, так и качественных ограничении»[51].

   Желая способствовать прогрессу советско-американских переговоров, руководство СССР сделало важный шаг навстречу позиции американской стороны. Как вспоми­нал позднее член Политбюро ЦК КПСС, министр иност­ранных дел СССР А. А. Громыко, в ходе переговоров осенью 1974 г. «в интересах достижения соглашения мы не предлагали в качестве обязательного условия вклю­чать в соглашение положение о ликвидации американ­ских ядерных средств передового базирования»[52] . Круп­ное политическое решение Советского Союза было нап­равлено на то, чтобы облегчить текущий раунд перего­воров, перенеся вопрос о средствах передового базирова­ния США па будущее. Это позволило достичь повой договоренности между СССР и США об ограничении на­ступательных систем оружия стратегического назначения

23—24 ноября 1974 г. состоялась встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и президента США Дж. Р. Форда в районе Владивостока. В центре советско­го Приморья руководители обеих держав подтвердили ре­шимость и впредь развивать свои отношения в направле­нии, которое было определено в предшествовавшие годы заключенными между ними договорами и соглашениями. В первую очередь это касалось соглашений о предотвра­щении ядерной войны и ограничении стратегических воо­ружений, которые, как отмечалось в советско-американском коммюнике, являлись «хорошим началом процесса создания гарантий против возникновения ядерного кон­фликта и войны вообще»[53] .

В целях дальнейшего продвижения на этом пути на встрече в верхах во Владивостоке была достигнута дого­воренность, что новое соглашение по ограничению страте­гических вооружений должно включать «соответствующие положения временного соглашения от 26 мая 1972 года» и «покрывать период с октября 1977 года до 31 декабря 1985 года». Основываясь на принципе равенства и одина­ковой безопасности, новое соглашение должно было включать ряд существенных ограничений. В частности, обе стороны имели бы право располагать суммарным ко­личеством пусковых установок баллистических ракет на­земного и морского базирования, а также стратегических бомбардировщиков в 2400 единиц. Кроме того, обе сторо­ны могли иметь в боевом составе не более 1320 пусковых установок наземных и морских баллистических ракет, ос­нащенных разделяющимися головными частями с боего­ловками индивидуального наведения. Доработать юриди­ческие детали, формулировки и заключить новое соглаше­ние предполагалось до конца 1975 г. Не позднее 1980— 1981 гг. было намечено продолжить переговоры по даль­нейшему ограничению и сокращению стратегических во­оружений на период после 1985 г. [54]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.